Банковские услуги на основе электронных систем и пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение банковских услуг на базе электронных систем и пластиковых карт.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты банковских услуг на основе электронных систем и пластиковых карт;
проанализировать развитие рынка пластиковых карт на основе Сибирского банка Сбербанка России;

Содержание

1. Теоретические аспекты банковских услуг на основе электронных систем и пластиковых карт …………………………………………………………………. 2
1.1 Общая характеристика платёжных систем ……………………………………2
1.2 Пластиковые карты как одна из основ системы электронных расчётов …… 5
1.3 Классификация банковских пластиковых карт……………………………….8
2. Анализ развития рынка пластиковых карт на примере ……………………... 12
2.1 Анализ рынка пластиковых карт в Новосибирской области………………. 12
2.2 Анализ работы с пластиковыми картами …………………………………….14
3. Проблемы и перспективы развития технологий расчетов с помощью пластиковых карт …………………………………………………………………..22
3.1 Современное состояние рынка пластиковых карт в России………………...22
3.2 Проблемы развития рынка пластиковых карт и технологий с использованием пластиковых карт в России……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 112.35 Кб (Скачать)

Выживая в тяжелых макроэкономических условиях, большинство банков демонстрируют  снижение основных показателей деятельности. В частности, прибыль по банковской системе, согласно данным ЦБ РФ, с августа 2009 по март 2010 года сократилась более чем в 7 раз, до 66,1 млрд. руб. Характерно, что сокращение прибыли банков объясняется не только экономическим кризисом, ухудшением финансового состояния заемщиков (как предприятий, так и населения), но и возросшими отчислениями банков на страховые резервы по возможным потерям по ссудам, обусловленными снижением качества кредитных портфелей.

Очевидно, что в целом  по России спрос на стандартные массовые розничные продукты изменился незначительно. В апреле 2010 года на прежнем докризисном  уровне стабилизировались доля заемщиков, пользующихся пластиковыми картами  для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.д., а так же дебетовыми картами, полученными при открытии счета в банке.

Таким образом, результаты исследования отразили стабильность спроса населения  на массовые банковские продукты. Наиболее востребованными как в докризисный, так и кризисный период остаются карточные продукты.

В последнее время участились случаи преступности с банковскими  пластиковыми картами.

Практика расследования, совершенных в сфере оборота  свидетельствует о ежегодном  росте их количества. В 2010 году зарегистрировано 6008 преступлений, связанных с изготовлением  и сбытом поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных  документов, для сравнения в 2009 году зарегистрировано 4587 аналогичных преступлений. Таким образом, прирост преступлений в данной сфере составил свыше 30%.

В действительности сложно представить, что при таком широком  распространении банковских платежных  продуктов с их помощью было совершенно всего лишь чуть более трехсот хищений. Так, в 2010 году в России в сфере оборота банковских карт убытки составили свыше 250 млн рублей, что на 66% больше, чем в 2009 году. Наибольшее число зарегистрированных преступлений, связанных с изготовлением платежных карт и платежных документов, на тот период было отмечено в Ростовской области – 659 (+99,7% по сравнению с 2006 г.), Хабаровском крае – 574 (+100%), Волгоградской области – 226 (+20,6%) и г. Москва – 137 (+407,4%).

В действительности же карты  никаким платежными документами  не являются. Если посмотреть нормативные  документы Центрального Банка России, то банковская карта определяется как  инструмент безналичных расчетов, предназначенный  для совершения физическими лицами операций с денежными средствами. То есть собственно кредитная или  расчетная карта – это не платежный  инструмент.

Дело в том, что можно  изготовить поддельную кредитную или  расчетную карту, подлинного аналога  которой не существует, но с помощью  такой карты можно совершить  операцию оплаты. Аналогичная ситуация возможна и с поддельными кредитными и расчетными картами.

Таким образом, поддельная кредитная  или расчетная карта это не только копия или имитация подлинной  платежной карты, которая связана  с банковского счета, каким-либо кредитным договором или с  договором банковского счета, но и любая карта, которая может  быть использована в технологии функционирования платежной системы в качестве кредитной или расчетной.

Ограничения преступный деяний, заключающихся во введении в законный оборот поддельных платежных карт, от кражи и мошенничества происходит по объекту и моменту окончания  преступления.

Принятие предполагаемых изменений будут соответствовать потребностям правоприменительной практики, позволит сконцентрировать усилия органов предварительного следствия на расследования данной категории преступлений, а также повысить эффективность работы по их раскрытию и расследованию.

Экономисты называют пластиковую  карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции  в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых  карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых  карт в России приобретают в настоящее  время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования  платежных карт обоснованно рассматриваются  в качестве одного из важнейших индикаторов  уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

Российские банки всегда отличались стремлением активно  развивать карточный бизнес и  уже накопили определенный опыт выпуска  как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы. В немалой степени это объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг особенно сильно пострадал в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года. Многократный спад физического объема товарооборота и ещё больший - потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах. В России практически перестало существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.

Постепенно ситуация стала  меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского  рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные  системы, которые не смирились с  потерей капиталов в России, международные  страховые системы, торговые точки  и др.

На конец 2010 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2009 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2008 - до 21 млн. По состоянию на начало 2010 года, в России эмитировано почти 26 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.

К сожалению, для российского  пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный  инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем  в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых  карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению  с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в  лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная  государственная политика в отношении  рынка пластиковых карт, которая  предусматривала бы как законодательное  регулирование всего комплекса  отношений между участниками  рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных  решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой  нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается  тенденция перехода с магнитных  карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных  регионах получили широкое распространение  карты с микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2010 год возросло на 43% и составило на конец 2010 года более 6 млн. карт.

Рынок платежных карт всё  больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся  к числу наиболее доходных видов  банковской деятельности. В среднем  доход на единицу затрат в карточном  бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка  состоит в том, что рынок развивается  в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а  за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие  препятствий и трудностей, а также  на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых  карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно  так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

 

Заключение

 Подводя итоги исследованиям в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в Сибирском банке Сбербанке РФ, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в  целом претерпел значительные изменения  и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки  вынуждены развернуть между собой  борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним  из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых  услуг, в том числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально  разрозненных систем многих банков и  фирм в единую универсальную платежную  систему. Учитывая специфику положения  на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным  участникам будет наиболее удобно и  выгодно, если эти функции останутся  за Сбербанком России.

Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут  стремиться к снижению стоимости  своих услуг, удешевлению стоимости  карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих  к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает  от темпов выпуска банковских карточек.

В-четвертых, специфика российского  рынка состоит в том, что рынок  развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.

Информация о работе Банковские услуги на основе электронных систем и пластиковых карт