Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 04:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение банковских услуг на базе электронных систем и пластиковых карт.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты банковских услуг на основе электронных систем и пластиковых карт;
проанализировать развитие рынка пластиковых карт на основе Сибирского банка Сбербанка России;
1. Теоретические аспекты банковских услуг на основе электронных систем и пластиковых карт …………………………………………………………………. 2
1.1 Общая характеристика платёжных систем ……………………………………2
1.2 Пластиковые карты как одна из основ системы электронных расчётов …… 5
1.3 Классификация банковских пластиковых карт……………………………….8
2. Анализ развития рынка пластиковых карт на примере ……………………... 12
2.1 Анализ рынка пластиковых карт в Новосибирской области………………. 12
2.2 Анализ работы с пластиковыми картами …………………………………….14
3. Проблемы и перспективы развития технологий расчетов с помощью пластиковых карт …………………………………………………………………..22
3.1 Современное состояние рынка пластиковых карт в России………………...22
3.2 Проблемы развития рынка пластиковых карт и технологий с использованием пластиковых карт в России……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………37
Однако если сравнить объемы получения наличных денежных средств с суммой сделок по оплате товаров и услуг, мы увидим следующую картину (см. рисунок 2.4).
Нужно отметить, что подавляющее большинство операций является снятием с карточки заработной платы в ближайшем банкомате, хотя количество операций по оплате и растет достаточно хорошими темпами.[8, с. 114]
Тем не менее, положительная динамика имеет место. Так, по состоянию на начало 2010 года отношение количества операций по снятию к расчетам в торгово-сервисной сети было 95% к 5%, а на начало 2011 года уже 93% к 7%.
Рисунок 2.4 – Структура расчетов по средствам банковских карт на 01.01.2012 года, %
Нужно также отметить, что за анализируемый период, банком активно внедрялись новые и совершенствовались действующие разработки, существенно расширяющие сервисные возможности как для организаций, передавших заработную плату на обслуживание в банк и принимающих коммунальные и другие платежи, так и для держателей карт Visa. По состоянию на 01.01.2010г. количество предприятий-партнеров банка, сотрудники которых получают заработную плату на пластиковые карты Visa составляло более 316 юридических лиц и предпринимателей Новосибирской области. При этом объем зачислений по зарплатным проектам в 2009 году возрос на 20% по отношению к предыдущему году (см. рисунок 2.5).
В условиях обострения конкуренции, как со стороны региональных банков, так и со стороны филиалов иногородних банков, одной из важнейших задач, которая стоит перед банком и в 2012 году является сохранение и укрепление своих позиций на рынке обслуживания предприятий и организаций Новосибирской области.
Рисунок 2.5 – Динамика зачисления по зарплатным проектам за 2009 – 2011гг. в Сибирском банке Сбербанка России города Новосибирска, млр.руб.
По состоянию на 01.01.2011г. количество выпущенных карт Visa превысило 6600000 штук. Остатки на специальных карточных счетах клиентов выросли по сравнению с предыдущим годом на 8.6% и на начало года составили 614 114 тыс. руб. (см. рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Динамика остатков на специальных карточных счетах Башкирского отделения на 2009-2011 год, млн. руб.
В 2011 году была пересмотрена политика банка относительно работы с торгово-сервисными предприятиями в сфере сотрудничества по обслуживанию пластиковых карт. Торгово-сервисная сеть банка по обслуживанию карт системы «Visa» в 2011 году была увеличена на 44%. С 20 сентября по 20 ноября 2009 года Сибирский банк Сбербанка России проводил специальную акцию для держателей банковских карт – «Карта вместо кошелька».
В 2011 году Сбербанк России и MasterCard® проводили промо-акцию, приуроченную к Международному дню защиты детей. Клиенты, оплатившие свои покупки с 1 по 21 июня 2010 года картой MasterCard® или Maestro® Сбербанка России на сумму не менее 1000 рублей, становятся участниками лотереи, в которой разыгрываются призы от студии Disney-Pixar.
Таким образом, можно
сделать вывод, что объем клиентуры,
обслуживаемой сегодня
3. Проблемы и
перспективы развития
3.1 Современное состояние рынка пластиковых карт в России
Сегодня Россия по-прежнему продолжает выступать одним из наиболее динамично развивающихся рынков платежных карт, как на постсоветском пространстве, так и в Европе в целом. Положительная динамика сохраняется как на рынке эмиссии и эквайринга, так и в области дальнейшего развития инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание платежных карт.
По данным ЦБ РФ, на 6 ноября 2011 г. количество кредитных организаций в России, занимающихся эмиссией и / или эквайрингом банковских карт, составило 709 банков, из которых 669 осуществляли эмиссию карт, а 635 – эквайринг.
На 1 июля 2011 г. российскими банками-эмитентами было выпущено в общей сложности 122 897 457 карт. Это почти на 10% выше аналогичного показателя на 1 июля 2010 г., и примерно на 19% превышает данные на начало 2009 г. В то же время, по мнению аналитиков, количество активных карт на рынке России составляет порядка 50% от общего объема эмиссии.
В территориальном разрезе
В течение первого полугодия 2011 г. по эмитированным на территории России картам было проведено 618435012 операций на общую сумму 2277726 млн. рублей. При этом по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. количество операций по картам российских банков выросло на 17,6%, а совокупный объем – на 6,8%.
Из общего количества операций, проведенных по картам российских банков во втором полугодии 2011 г., на долю операций по снятию наличных пришлось порядка 71%, объем которых составил почти 91% совокупного оборота по картам.
Рассмотрим, какие платежные системы наиболее популярны в России.
По приблизительным подсчетам, порядка 74–75% эмитированных на российском рынке карт приходятся на продукты Visa Inc. и MasterCard.
Из карточных продуктов
Таблица 3.1. Крупнейшие банки по количеству пластиковых карт в обращении на 1 июля 2011 года
Банк |
Количество пластиковых карт в обращении на 1 июля 2011 года |
Количество выпущенных пластиковых карт за I полугодие 2011 года |
Количество выпущенных новых пластиковых карт за I полугодие 2011 года |
Количество пластиковых карт в обращении на 1 июля 2010 года |
Количество выпущенных пластиковых карт за I полугодие 2010 года |
Количество выпущенных новых пластиковых карт за I полугодие 2010 года |
Сбербанк |
33 938 347 |
7 173 651 |
4 841 219 |
26 193 984 |
5 915 957 |
3 647 052 |
Банк Москвы |
8 662 238 |
945 355 |
717 606 |
6 598 874 |
1 137 263 |
977 850 |
Альфа-банк |
5 248 575 |
901 523 |
692 657 |
4 490 078 |
818 347 |
734 442 |
ВТБ 24 |
4 940 379 |
1 575 366 |
1 343 669 |
2 680 952 |
1 022 361 |
919 548 |
Уралсиб |
3 979 153 |
568 629 |
466 472 |
3 512 681 |
616 745 |
476 373 |
ТрансКредитБанк |
2 802 070 |
1 182 400 |
- |
2 784 265 |
503 425 |
335 895 |
Росбанк |
2 789 137 |
397 554 |
0 |
3 497 833 |
604 917 |
- |
Балтийский банк |
1 558 944 |
191 744 |
123 452 |
1 490 258 |
256 088 |
202 301 |
Национальный Банк Траст |
1 543 096 |
1 543 096 |
57 931 |
1 255 767 |
1 255 767 |
326 930 |
Возрождение |
1 350 413 |
- |
133 683 |
1 158 941 |
- |
206 986 |
Как видно из представленных данных, крупнейшим эмитентом карт на рынке России остается Сбербанк России, лидирующий с большим отрывом. По данным на 1 сентября 2011 г. объем эмиссии банка уже превышал 35,4 млн. карт. Интересно также, что по информации журнала The Nilson Report, по итогам 2010 г. Сбербанк занял I место по количеству эмитированных карт Visa Inc. и MasterCard Worldwide не только в России, но и в Европе в целом.
Количество установленных на территории России банкоматов на 1 июля 2011 г. оценивалось в 82 800 устройств, 75 000 из которых осуществляли функцию только выдачу наличных, а 20 000 – поддерживали функцию автоматизированного депозита. По сравнению с показателем за II квартал 2010 г. число установленных в РФ банкоматов выросло на 18,6%. При этом если количество ATM с функциями cash-out выросло на 20%, то прирост ATM с функцией cash-in составил почти 38%.
По данным исследования «ATMs & Cash Dispensers Central & Eastern Europe», проведенного компанией Retail Banking Research Ltd., еще в 2010 г. по величине инсталляционной базы ATM Россия превзошла такие страны Европы, как Франция, Германия, Испания и Великобритания, став крупнейшим банкоматным рынком региона, демонстрируя максимальные темпы роста сети банкоматов в течение последних 8 лет. Только за 2010 г. год в стране было установлено 19 тыс. АТМ.
Лидером по количеству инсталлированных АТМ, как среди кредитных организаций, так и среди операторов банкоматных сетей из числа небанковских структур, стал Сбербанк России: к 1 сентября 2011 г. банк установил и ввел в эксплуатацию около 21 тыс. АТМ, 20% из которых поддерживают автоматизированный прием наличных, а также около 8,5 тыс. информационно-платежных терминалов.
К 1 июля 2011 г. число банкоматов в сети ВТБ24 составляло почти 3600 устройств, на долю Банка УРАЛСИБ приходилось свыше 2500 устройств, МоскомПриватБанка – свыше 2000 ATM, число банкоматов в сетях Мастер-Банка, ТрансКредитБанка и Росбанка достигало почти по 2 000 ATM, Банк Москвы располагал свыше 1800 устройств.
Количество установленных в России POS-терминалов превысило к концу первого полугодия 2011 г. 378200 устройств, увеличившись по сравнению в 2010 г. почти на 5%. Из них 65500 POS-терминалов предназначены для выдачи наличных и 312700 устройств установлены в предприятиях торговли и сервиса. По размерам POS-терминальной сети также лидируют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Свердловская область и Краснодарский край.
Кроме того, на территории РФ было установлено 50 400 импринтеров.
В числе наиболее значительных событий карточного рынка РФ в 2010 г. – первой половине 2011 г. стоит назвать выход на российский рынок международной платежной системы China UnionPay, реализацию рядом банков и платежной системой NCC/UC эквайринговых проектов по приему и обслуживанию карт этой платежной системы.
Кризис привел к изменению ряда других ключевых тенденций на российском карточном рынке. Например, российские банки стали в большей степени ориентироваться на обслуживание VIP-клиентов, приносящее, по статистике, порядка 70% прибыли в розничном сегменте. На фоне общего сокращения числа банковских розничных отделений, особенно в регионах, банки стали активно открывать офисы для обслуживания VIP-клиентов. Так, Банк Русский Стандарт открыл два таких офиса – в Москве и Новосибирске, а в ближайшем будущем планирует открытие аналогичных точек обслуживания в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов. Банк МФК открыл два VIP-отделения в Москве и Подмосковье, а до конца 2010 г. планирует увеличить их число до семи. Банк HSBC открыл отделение для клиентов высшей категории в Москве.
Акции, стимулирующие российских держателей карт премиум сегмента активнее расплачиваться ими за товары и услуги, провели и ведущие международные платежные системы. Так, Visa Inc. провела промо-кампанию «Открой вкус новой жизни с Visa» для держателей карт Visa Gold и Visa Platinum, принять участие в розыгрыше главного приза акции смог любой, оплативший свои покупки по картам на сумму от 1 тыс. рублей в период с 1 мая по 31 июля 2009 года.
В числе не менее заметных тенденций российского карточного рынка следует отметить и активизацию банков в секторе социально-значимых проектов. Так, к 1 сентября 2009 г. объем эмиссии карт Сбербанк-Maestro «Социальная», предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных
Высокими темпами развиваются
удаленные каналы продвижения услуг:
сегодня редкий российский банк, эмитирующий
карты, не имеет системы интернет-
В последние годы существенно расширен спектр услуг, предоставляемых в банкоматах и информационных киосках.
Еще одной заметной тенденцией стала ориентация банков на создание зон и полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей карт.
Помимо направлений развития карточного бизнеса, ставших уже традиционными, российское банковское сообщество, IT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные сети, проявляют значительный интерес к мобильной и интернет-коммерции, внедрению бесконтактных платежных технологий, а также к организации и совершенствованию приема банковских карт на целом ряде вертикальных рынков, включая автозаправочный и ресторанный бизнес и т.д.
3.2 Проблемы развития рынка пластиковых карт и технологий с использованием пластиковых карт в России
Информация о работе Банковские услуги на основе электронных систем и пластиковых карт