Муниципальные банки
содействуют развитию местного
хозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое
обслуживание (5,с.319). Учредителями их
могут выступать местные органы
власти и другие организации,
которые заинтересованы в развитии
местной инфраструктуры или чей
бизнес в существенной степени
зависит от этого.
Акционерным (закрытого
или открытого типа) признается
банк, формирование капитала которого
происходит путем выпуска акций,
т. е. он создан на основе
смешанных форм собственности,
и несет ответственность по
обязательствам только своим
имуществом. Банком, созданным в
виде открытого акционерного
общества, является тот, чьи акции
распространяются путем открытой
продажи или подписки, и их
свободное хождение на рынке
ценных бумаг не ограничено
иначе чем по Закону. Банком, созданным
в виде закрытого акционерного
общества, является банк, хождение
акций которого на рынке ценных
бумаг запрещено или ограничено
его Уставом.
Иностранные банки
могут быть со 100-процентным собственным
капиталом, а также на долевой
основе с отечественными соучредителями.
В Республике Беларусь доля
иностранного капитала не должна
превышать 49 процентов при создании
совместного банка.
Частные банки основаны
на частной собственности, но
в республике даже такой банк
может быть учрежден за счет
средств не менее чем трех
участников.
Операции коммерческих
банков — одна из самых старых
областей предпринимательства. Коммерческие
банки выполняют разнообразные
операции. В настоящее время их
круг существенно расширился, все
больше стирается грань между
традиционно банковскими и новыми.
В практике работы
коммерческих банков выполняемые
ими операции можно объединить
в следующие группы: а) активные
операции; б) пассивные операции;
в) банковские услуги; г) собственные
операции банков.
Первые две группы
образуют наибольший удельный
вес среди операций коммерческих
банков и приносят наибольшую
прибыль.
Активные операции, выполняемые
коммерческими банками, в основном
связаны с выдачей кредитов (20,с.267).
Классифицировать различные виды
кредитов очень сложно, поэтому
нет до сих пор единой системы
как в нашей экономической
литературе, так и в зарубежной.
Универсальные банки
осуществляют все или большинство
видов операций, относящихся к
деятельности банковских учреждений.
Специализированные банки
— банки, деятельность которых
ориентирована на предоставлении
в основном одного-двух видов
услуг для своих клиентов (трастовые
банки, учетные банки и др.)
или специализирована на обслуживании
определенной отрасли хозяйства
или специфичной категории клиентов
(биржевые , клиринговые банки). Депозитные
банки специализируются на осуществлении
кредитных операций по привлечению
и размещению временно свободных
денежных средств. Ссудно-сберегательные
банки строят свою деятельность
(прежде всего кредитную) за
счет привлечения мелких вкладов
на определенный срок с различными
режимами использования. Инвестиционные
банки — кредитные институты,
специализирующиеся на долгосрочном
кредитовании инвестиций. Они могут
заниматься размещением выпусков
новых ценных бумаг; торговлей
существующими ценными бумагами;
финансированием влияний и присоединений
корпораций, долгосрочным кредитованием
капитальных вложений. Ипотечные
банки специализируются на предоставлении
долгосрочных кредитов под залог
недвижимости — земли, строений.
В зависимости от
организационной структуры действуют
следующие типы банков: единый
банк, банковская группа, банковские
объединения различных типов.
Единый банк не имеет в своем
составе иных юридических лиц
(филиалов) и не связан участием
в банковском холдинге. Банковская
группа — группа юридических
лиц, в которой одно лицо (головной
банк) руководит другим (другими)
юридически самостоятельным лицом
(филиалом), являющихся частью данного
головного банка (5,с.320). Филиал
осуществляет свою деятельность
от своего имени, хотя имущество
принадлежит на правах собственности
головному банку и передано
филиалу в полное хозяйственное
ведение. Головной банк вправе
давать обязательные указания
исполнительному органу филиала
банка.
В целях координации
и согласованных действий, повышения
эффективности работы формируются
различные банковские, межбанковские
и межхозяйственные объединения,
основанные на системе взаимного
участия в капитале либо на
договорных отношениях (5,с.320). Создание
объединений предотвращают от возможностей
банкротства, укрепляет позиции на рынке,
в конкуренции со стороны других финансово-кредитных
учреждений, растет политическое и экономическое
влияние групп. Классифицируются межбанковские
объединения в зависимости от состава
участников: на чисто банковские объединения;
объединения смешанного типа с участием
предприятий, организаций, других финансовых
институтов. Исходя из целей, банковские
объединения подразделяются по типам
на коммерческие, деятельность которых
ориентирована на извлечение и максимизацию
прибыли и некоммерческие, основной целью
которых является предоставление различных
видов услуг своим членам (ассоциации,
союзы, лиги),
Банковские холдинг-компании
— представляют собой либо
банки, либо самостоятельные корпорации,
которые владеют долей акционерного
капитала одного или нескольких
банков, достаточной для того, чтобы
осуществлять полный контроль
над ними. Банковские холдинг-компании
сосредотачивают в одних руках
процесс управления целой группой
банков или группой предприятий,
занятых бизнесом, связанным с
банковскими операциями. Банковские
холдинг-компании способствуют банкам
диверсифицировать свои операции
за счет проникновения на новые
рынки (как по территориям,
так и по товарам и услугам),
что снижает риск банкротства
посредством стабилизации доходов,
увеличивает прибыли за счет
роста масштабов деятельности (5,с.321).
Централизованный контроль над
целой группой банков, входящих
в холдинг-компании, приводит к
снижению издержек. Центральная
организация может эффективнее
управлять рекламой, аудитом и
инвестициями, чем, например, целая
группа небольших банков.
Банковский консорциум
(синдикат) — соглашение между
несколькими национальными банками
(или банками разных стран)
для проведения совместных крупных
финансовых, организационных операций
и реализации иных возможностей
банков (например, размещение ценных
бумаг, в том числе государственных;
объединение финансовых ресурсов
для финансирования крупных проектов)
на временной основе.
Банковский картель
— соглашение между банками
(возможно и тайное) — о разделе
сфер деятельности, согласования
процентной политики, выплаты дивидендов,
условий кредита и др. Картели
в банковском деле предполагают
сохранение самостоятельности его
участников.
Банки могут создавать
союзы, ассоциации и иные объединения
для координации своей деятельности,
защиты интересов своих членов
и осуществления совместных программ.
Помимо банковских
учреждений во второй уровень
кредитной системы входят также
специальные финансово-кредитные
институты. В их деятельности
можно выделить, как правило, одну
или две банковские операции.
Они имеют обычно специфическую
клиентуру. К таким институтам
относятся кредитные союзы и
кооперативы, финансовые и трастовые
компании, страховые компании, инвестиционные
фонды, ломбарды и другие учреждения
(2,с.10). Они осуществляют кредитование
предприятий и граждан, выступают
посредниками на рынке межбанковских
кредитов, выполняют доверительные
операции.
В Республике Беларусь
этот уровень кредитной системы
за исключением страховых компаний
не получил широкого распространения.
В настоящее время можно констатировать
лишь о первоначальном варианте
его развития.
Важным явлением в
банковском капитале становится
объединение его с промышленным
(торговым) капиталом, создание финансово-промышленных
групп. В финансово-промышленные
группы входят предприятия различных
отраслей народного хозяйства
и кредитно-финансовые институты.
Такая интеграция является взаимовыгодной.
Она позволяет создавать реальные механизмы
финансирования деятельности хозяйствующих
субъектов, расширить границы инвестиционных
ресурсов для новых высокоэффективных
производств. Связь банковского, промышленного
и торгового капиталов позволяют ускорить
реализацию производимой продукции, в
короткий срок с помощью банка мобилизовать
финансовые ресурсы для их новых вложений
в производство.
Участники групп имеют
общие интересы, совместно формируют
капитал, определяют перспективные
направления деятельности, расширяются
потенциальные возможности эффективности
единой стратегии хозяйствования.
Использование свободных средств
для взаимофинансирования, участие
всей группы в погашении задолженности
каждого из структурных звеньев
дают экономию платежных средств,
улучшаются расчеты (5,с.322). При
кредитном обслуживании предприятий,
организаций, входящих в финансово-промышленную
группу, собственным банком ликвидируется
многократное встречное кредитование,
улучшается оперативность в выдаче
ссуд, снижаются издержки обращения.
Усиливаются позиции в конкурентной
борьбе, снижаются риски от колебаний
рыночной конъюнктуры, в том
числе и за счет роста капитала,
его динамичности.
Создание финансово-промышленных
групп особенно важно в условиях,
когда возможности поддержки
различных производств из средств
государственного бюджета ограничены,
особенно в области инвестиционной
политики. К недостаткам ФПГ относится
то, что ФПГ создаются для удовлетворения
интересов олигархов, а не экономики
в целом. В данном случае
возникает необходимость а антимонпольном
законодательстве.
1.2. Функции и задачи
Национального банка и его
взаимоотношения с коммерческими
банками
Банковская система
включает эмиссионные и неэмиссионные
банки. Неэмиссионные банки в
свою очередь подразделяются
на коммерческие и специализированные.
К специализированным банкам
относятся нновационные, инвестиционные,
ссудосберегатедьные, биржевые ипотечные
и т.д. Неэмиссионные банки
могут создавать консорциумы,
ассоциации и иные объединения,
куда могут входить и учреждения
парабанковской системы.
В кредитной системе
любого государства банковская
система является ключевым звеном,
концентрирующим основную массу
кредитных и финансовых операций.
Структурное построение
банковской системы имеет особенности
в каждой стране.
Существует два основных
типа построения банковской системы
государства: одноуровневая и
двухуровневая.
В рамках одноуровневой
банковской системы все кредитные
учреждения выполняют аналогичные
функции по кредитно-расчетному
обслуживанию клиентуры и между
банками преобладают горизонтальные
связи. Такой тип построения
банковской системы был характерен
для СССР. В условиях монополизма
в банковском деле мероприятия
по денежно-кредитному регулированию
и ограничению количества платежных
средств в экономике сводились
к жестким ограничениям операций
с наличностью и централизованному
перераспределению через банковскую
систему безналичных денежных
средств предприятий, организаций
и банков в рамках единого
ссудного фонда страны система
основывается на построении взаимоотношений
между банками в двух плоскостях: по
вертикали и по горизонтали. При этом происходит
разделение административных функций
и операционных, связанных с обслуживанием
хозяйства. Центральный банк страны остается
банком в полном смысле этого слова только
для двух категорий клиентов: коммерческих
и специализированных банков и правительства.
(85, с. 5)
Переход на экономические
методы управления и хозяйствования
в середине - конце восьмидесятых
годов, ориентация на формирование
рыночных структур выявили уязвимые
места и недостатки одноуровневой
банковской системы в новых
условиях.
Государственное регулирование
денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться
достаточно успешно лишь в
том случае, если государство
через центральный банк способно
эффективно воздействовать на
масштабы и характер частных
институтов, так как в развитой
рыночной экономике именно последние
являются базой всей денежно-кредитной
системы. Данное регулирование
осуществляется в нескольких
взаимосвязанных направлениях:
1. Государственный контроль
над банковской системой имеет
целью укрепление ликвидности
кредитно-финансовых институтов, т.е.
их способности своевременно
покрывать требования вкладчиков.
Это производится прежде всего
за счет учетной, или дисконтной,
политики, а также установления
норм обязательных банковских
резервов.
2. Управление государственным
долгом путем государственного
регулирования в условиях хронических
бюджетных дефицитов, огромного
роста государственной задолженности,
когда резко возрастает влияние
государственного кредита на
рынок ссудных капиталов. Для
этого центральный банк использует
различные методы управления
государственным долгом:
- покупает или продает
государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций;
- варьирует условия их
продажи;
- различными способами
повышает привлекательность последних
для частных инвесторов.
3. Регулирование объемов
кредитных операций и денежной
эмиссии, прежде всего, для
воздействия на хозяйственную
активность.
Национальный банк
Республики Беларусь совместно
с правительством ежегодно разрабатывает
и проводит единую денежно-кредитную
политику в порядке, установленном
Конституцией Республики Беларусь
и другими законодательными актами.
Основные функции Национального
банка составляют:
1) денежно-кредитное и
валютное регулирование, а также
регулирование внешнеэкономической
деятельности и кредитного рынка;
2) выполнение функций
центрального депозитария;
3) консультирование, кредитование
и осуществление функций финансового
агента правительства и местных
органов власти, организация совместно
с Министерством финансов кассового
исполнения республиканского и
местного бюджетов;
4) регистрация банков, учет
филиалов и представительств
банков, выдача им лицензий на
совершение банковских операций,
надзор за их деятельностью
по соблюдению ими безопасного
и ликвидного функционирования,
организация межбанковских расчетов
и кассового обслуживания банков;