Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель работы - провести сравнительный анализ видов и условий выдачи кредитов юридическим лицам ОАО «АСБ Беларусбанк» и другими банками Республики Беларусь; дать общую оценку кредитной политики банка.
В процессе работы были изучены теоретические материалы по организации деятельности коммерческих банков, по размещению банками денежных средств в форме кредита, о порядке предоставления кредитов банками юридическим лицам, а также рассмотрены виды и условия выдачи кредитов населению банками Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………..4
Развитие и проблемы банковского кредитования юридических лиц
в Республике Беларусь……………………………………………….………….......6
Проблемы банковского кредитования…………………………..…….……......6
Направления банковского кредитования………………………..……………..8
Пути совершенствования банковского кредитования……………………....9
Анализ кредитования юридических лиц в ОАО «Беларусбанк»……….…….15
Тенденции банковского кредитования в Республике Беларусь……….….....15
Краткая характеристика и анализ основных показателей
кредитной деятельности ОАО «Беларусбанк»………………………………...…19
Оценка кредитной политики ОАО «Беларусбанк»…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….……25
Список использованных источников………
Главной задачей банков в области кредитования является увеличение качественного и высокодоходного кредитного портфеля на основе минимизации и диверсификации кредитных рисков. Банк должен проводить процентную политику, основанную на экономической эффективности кредитных операций и поддержании необходимого уровня процентной маржи, учете рыночной конъюнктуры.
За
счет повышения гибкости условий
кредитования, расширения продуктового
ряда, учета индивидуальных потребностей
клиента повысится
Приоритетом кредитной политики банка на этом сегменте рынка будет развитие взаимоотношений со средними по величине предприятиями реального сектора экономики, а также эффективно работающими малыми предприятиями.
Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании должны оставаться эффективность бизнеса кредитополучателя, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в банке.
Кредитование корпоративных клиентов должно осуществляться по следующему основному направлению: краткосрочное и среднесрочное коммерческое кредитование. Кроме того, в целях учета особенностей денежного оборота клиентов и их потребностей в оптимизации расчетов с контрагентами и расходов по обслуживанию кредитов дальнейшее развитие получит овердрафтное кредитование. Также будут развиваться новые виды кредитных продуктов с использованием гибких инструментов минимизации рисков, адаптированных к особенностям и условиям бизнеса кредитополучателей.
Необходимость
оптимизации структуры
Краткосрочное
кредитование корпоративных клиентов
в рублях и иностранной валюте на срок
до одного года должно быть ориентировано
на удовлетворение потребностей клиентов
в оборотных средствах. В качестве целевых
групп по данному виду кредитования выделяются
клиенты с наиболее высокой оборачиваемостью
средств, которые представлены предприятиями
легкой промышленности, торговыми и торгово-посредническими
предприятиями. Объемы предоставляемых
кредитов будут определяться платежеспособностью
кредитополучателей, оборотами по счетам,
отраслевыми и региональными особенностями
ведения бизнеса. Учитывая повышение деловой
активности населения в сфере малого бизнеса,
особое внимание будет уделено операциям
кредитования частных предпринимателей.
Снижение кредитных рисков будет достигаться
за счет диверсификации кредитного портфеля,
расширения кредитования эффективно работающих
средних и малых предприятий, улучшения
качества обеспечения [16, c. 10].
В
течении последних лет
Основанием для разработки указанного нормативного правового акта явилась норма, изложенная в п. 6 Указа Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства", в соответствии с которой Национальному банку Республики Беларусь было поручено до 1 июля 2005 г. принять меры по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим Национальным банком Республики Беларусь были разработаны и утверждены Мероприятия по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей от 08.04.2005 № 04-21/80 (далее – Мероприятия), предусматривающие меры по совершенствованию законодательства, обеспечению доступности кредитов, а также информационное, образовательное и консультационное обеспечение. Банкам было поручено до 1 июля 2005 г. разработать программы кредитования индивидуальных предпринимателей, предусмотрев в них предоставление права индивидуальным предпринимателям на погашение кредита наличными денежными средствами путем внесения денежных средств в кассу банка.
В Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по Витебской области 21 июня 2005 года прошел республиканский семинар "Совершенствование кредитования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства" с участием представителей Министерства экономики Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Белорусского фонда поддержки предпринимательства, Витебского облисполкома, учреждений банков области и индивидуальных предпринимателей. На семинаре обсуждались вопросы оказания государственной поддержки предпринимательству, совершенствования кредитования и микрокредитования субъектов малого бизнеса, а также условия предоставления кредитов по кредитной линии. Кроме того, в процессе дискуссии были даны разъяснения и ответы на вопросы индивидуальных предпринимателей по залоговым требованиям, процентным ставкам по кредитам, применению размера комиссионного вознаграждения при проведении платежей в белорусских рублях и иностранной валюте, а также о нотариальном заверении карточек с образцами подписей. Также должностными лицами Минэкономики были даны разъяснения по лицензированию деятельности индивидуальных предпринимателей и роста "канцелярского пакета документов" при оформлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с программой мероприятий во всех областях созданы консультационные группы по оказанию помощи индивидуальным предпринимателям по вопросам кредитования, в состав которых включены представители головных банков, а также структурных подразделений главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям и городу Минску [20].
Кроме того, на основании данной программы внесены соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты банков, касающиеся порядка кредитования индивидуальных предпринимателей.
Так,
в АСБ "Беларусбанк" разработано
дополнение к Порядку кредитования
юридических лиц и
1)
кредитование индивидуальных
2)
погашение кредита и уплата
процентов за пользование им
могут осуществляться
3)
в целях снижения финансовой
нагрузки и планирования
4) для определения платежеспособности индивидуального предпринимателя рассчитываются коэффициент (Кд), определяющий долю ежемесячных платежей по кредиту и процентам за пользование кредитом в сумме среднемесячных доходов, и коэффициент (Кз), определяющий соотношение между суммой кредита с учетом причитающихся процентов за пользование кредитом и стоимостью обеспечения. Соответственно, заявленная сумма кредита предоставляется, если коэффициент Кд не превышает 0,5, коэффициент Кз – не более 0,7.
ОАО "Белинвестбанк" в целях развития кредитования индивидуальных предпринимателей в приоритетном порядке оказывает кредитную поддержку индивидуальным предпринимателям, направлением деятельности которых является производство (оказание работ, услуг). В настоящее время локальный документ банка по выдаче кредитов содержит отдельный раздел, регулирующий порядок оформления и выдачи кредитов и микрокредитов индивидуальным предпринимателям. Банком максимально упрощена данная процедура по сравнению с иными субъектами хозяйствования.
В ОАО "Беларусбанк" разработана Инструкция по микрокредитованию, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления субъектам малого предпринимательства кредитов, величина которых не превышает 7500 базовых величин.
ОАО "Белгазпромбанк" осуществляет кредитование индивидуальных предпринимателей в рамках программы "Микрокредитование". Действующие в рамках данной программы процедуры принятия решений о возможности кредитования, предоставляемый кредитополучателями пакет документов, методика анализа кредитоспособности являются упрощенными, что позволяет банку работать в сфере кредитования индивидуальных предпринимателей. В частности, ОАО "Белгазпромбанк" были утверждены основные условия предоставления экспресс-кредитов и упрощенный порядок принятия решений по экспресс-кредитам. В настоящее время на стадии согласования находится положение о порядке открытия счетов клиентам, предусматривающее существенное упрощение и удешевление для индивидуальных предпринимателей процедуры открытия счета по учету кредитной задолженности.[20]
Кроме того, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных на совещании с банками 25 мая 2005 г., в целях упрощения процедуры предоставления обеспечения по кредитам Национальным банком Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления внесен на утверждение Президента Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 1996 г. № 209", которым планируется отменить условия об обязательном наличии залога у поручителя (гаранта) кредитополучателя.
Национальным банком Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления и банками также прорабатываются вопросы о возможности создания в республике гарантийных фондов для обеспечения кредитов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства.
ОАО "Паритетбанком" внедрена технология ускоренной выдачи кредитов на основе стандартного пакета документов, а также принято решение об участии банка в создании гарантийного фонда поддержки индивидуальных предпринимателей. Для этих целей планируется развернуть сеть отделений ОАО "Паритетбанк" во всех областных центрах.
Постановлением № 95 в рамках мер по совершенствованию законодательства, предусмотренных Мероприятиями, разрешено индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без открытия текущих (расчетных) счетов:
а) получать кредиты наличными денежными средствами на цели, не запрещенные законодательством, без ограничения по размерам;
б) погашать кредиты и уплачивать проценты за пользование ими наличными денежными средствами путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа.
Для
упрощения процедуры
Постановлением № 95 также установлено, что банки самостоятельно определяют в своих локальных нормативных правовых актах порядок формирования кредитного досье и порядок контроля за состоянием заложенного имущества. При этом если ранее требовалось обязательное оформление актов проверки по результатам проводимых банком проверок целевого использования кредита и состояния заложенного имущества, то сейчас банкам разрешено оформлять факт указанных проверок в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом банка.
Кроме того, постановлением № 95 из Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее – Инструкция), с целью систематизации законодательства исключены нормы, регламентирующие, на основании каких платежных инструкций осуществляется перечисление денежных средств при предоставлении кредитов в безналичном порядке, поскольку данные вопросы регулируются Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.
Постановление
№ 95 также предусматривает
В то же время постановлением № 95 уточнен порядок проведения банками проверки наличия у кредитополучателя просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках и проверки отсутствия расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в иных банках. Так, установлено, что указанные проверки осуществляются банком на основании документов, представленных кредитополучателем. В качестве таких документов можно рассматривать и заявление кредитополучателя на получение кредита, и письмо кредитополучателя, содержащие соответствующие сведения. В случае указания неверных сведений всю ответственность за предоставление недостоверной информации несет кредитополучатель. В частности, в соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса РБ представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, либо умышленное несообщение ими информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок [20].
Информация о работе Анализ кредитования юридических лиц в ОАО «Беларусбанк»