Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в выявлении закономерностей развития предприятий малого бизнеса, особенностей действующей системы финансового регулирования малого бизнеса и создании механизма консолидации финансовых ресурсов, реализующих принципы экономического партнерства.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

исследовать аспекты статуса малого бизнеса, его функций и мотиваций в современных условиях экономического развития России;
выявить закономерности развития малого бизнеса, современные специфические черты российских малых предприятий и комплекс определяющих их факторов;
выявить внешние и внутренние факторы, определяющие продуктивность финансового механизма активизации малого бизнеса;
исследовать, опираясь на результаты отечественных и зарубежных научных исследований и опыт практического хозяйствования субъектов малого бизнеса в России и за рубежом, наиболее важные аспекты финансового механизма регулирования малого бизнеса;
определить и обосновать экономические и финансовые факторы, обусловливающие характер и перспективы развития малого бизнеса в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….3


Глава I. Теоретические основы кредитования предприятий малого

Бизнеса………………………………………………………………………….5


1.1. Взаимоотношения банков с малым предприятием………………………5

1.2. Финансово-кредитные проблемы развития малых предприятий……………………………………………………………………..………14


Глава 2. Развитие и поддержка малого бизнеса в регионах России….23


2.1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах

России…………………………………………………………………………23

2.2. Развитие и кредитная поддержка малого предпринимательства в

Республике Дагестан………………………………………………………….31


3. Основные пути совершенствования активизации банковского кредитования предприятий малого бизнеса……………………………………43



3.1. Кредитование предприятий малого бизнеса: спрос и предложение..43


3.2.Кредитование малого бизнеса: осторожная необходимость…………..52



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………..62



ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нурадинов.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

     Кредитование  малого и среднего бизнеса может  осуществляться в виде лизинга. Предприятие получает необходимое имущество, которое по бумагам числится на балансе фирмы-поставщика. Лизинговый кредит на развитие малого бизнеса выдается довольно просто. Однако в случае нарушения договора изымается имущество должника. Кроме того, Вам придется вложить большой объем собственных средств - 20-30%. Кредитование среднего бизнеса в виде лизинга возможно при предъявлении баланса и отчета о прибыли и убытках компании.

     Кредиты малому бизнесу, банки предлагают факторинг  и аккредитивы

Факторинг - разновидность срочного кредитования среднего бизнеса, которая представляет собой международную форму кредита. Эти кредиты под бизнес позволяют оплатить задолженность, высвободив финансовые средства для дальнейшего оборота. Получить факторинг могут известные компании с хорошей кредитной историей. Максимальный срок факторинга - 90 дней.

     Аккредитивы - это кредитование среднего бизнеса обратное факторингу, то есть банк погашает задолженность заемщика перед поставщиками. Так же как и факторинг, аккредитивы используются во внешнеэкономической деятельности. Срок их действия - до одного года. Аккредитивы относят к торговому финансированию. Существуют большие возможности для получения таких кредитов бизнесу, Москва и Санкт-Петербург поддерживают программы по аккредитиву и факторингу.

     Одними из самых востребованных кредитов на развитие малого бизнеса являются инвестиционные. Данные кредиты среднему бизнесу выдаются на срок до 10 лет, после чего можно получить отсрочку на их погашение. Деньги могут быть потрачены на развитие нового направления деятельности либо на создание какого-то проекта. Кредиты под бизнес выдаются на определенных условиях. Вы должны вложить как минимум 30% собственных средств в инвестиционный проект. Такие кредиты под бизнес позволяют в короткий срок открыть свое дело. Для их получения нужен бизнес-план. Это очень выгодное направление кредитования среднего бизнеса.

Банки осуществляют кредитование среднего бизнеса  в виде коммерческой ипотеки. Она  несколько отличается от обычной. Такие  кредиты малому бизнесу банки дают на срок до 30 лет под залог приобретаемой недвижимости. Предприниматель должен вложить от 10 до 30% личных средств в покупаемую собственность. Кредитование среднего бизнеса в виде коммерческой ипотеки предполагает, что помещение будет зарегистрировано как нежилой фонд. Оно не может быть реализовано до момента полной выплаты кредита.  
 
 

Заключение 

      Исследование  ключевого понятия темы настоящей  дипломной работы (“малое предпринимательство”), необходимость которого показана во введении, выявило, что малое предпринимательство – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

      Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

      В российских условиях к вышеперечисленным  функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных  капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.

      Однако  уровень развития малого предпринимательства  в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий. И, несмотря на увеличение доступности кредитных ресурсов к началу 1998 года, выразившейся в снижении процентных ставок, предложении более удобных схем выплаты-погашения кредита для заемщиков, реакция указанного сектора экономики остается достаточно вялой.

      Несомненно, малые предприятия нуждаются  в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:

  • необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства;
  • ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства;
  • создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства;
  • льготы для малых предприятий, выражающиеся в отнесении на себестоимость для целей налогообложения расходов, связанных с получением и погашением кредитов;
  • увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством.

     Существуют  предложения и относительно создания дополнительных стимулов кредитования субъектов малого предпринимательства для кредитных организаций, таких как, например:

  • льготное налогообложение банков в части доходов полученных от кредитования проектов малого бизнеса;
  • снижение ставок резервирования, для стимулирования интереса к кредитованию реального сектора в целом.

      Однако нужно уяснить, что если коммерческие банки “не смогут” прокредитовать инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства из-за того, что не владеют соответствующими технологиями, то усилия правительства и ЦБ (а они всё-таки ограничены в своих возможностях предоставления гарантий и средств, в снижении ставок обязательного резервирования) не будут иметь должного эффекта.

     Несмотря  на то, что можно указать еще  целый ряд причин, препятствующих российским банкам на современном этапе кредитовать малый бизнес и требующих решения, многие банки начинают реализацию соответствующих программ. Причина усиления внимания в России к малым предприятиям со стороны банков именно в последний год кроется, как кажется автору, не в осознании весомой роли малого бизнеса в экономике нормальной страны банковскими топ менеджерами (хотя такие случаи есть) и не усилением господдержки. Основная мотивация для банка – прибыль. В условиях снижения инфляции банки уже не могут зарабатывать на обесценении вкладов; снижающаяся доходность инструментов финансового рынка вынуждает их искать новые источники доходов. В то же время в России существует достаточно большой рынок приложения банковских активов – малые предприятия. Несмотря на общие проблемы этого сектора экономики, определяющие повышенные кредитные риски - неустойчивость, отсутствие нормального обеспечения, экономическая неграмотность малых бизнесменов, - существует немалое количество стабильно работающих фирм, нуждающихся в расширении бизнеса, просто доходных проектов. В последнее время у российских банков появляются выходы на мировой рынок ссудного капитала, в ряде случаев это капитал сам приходит в Россию. И тогда становится очевидным преимущество тех банков-энтузиастов, которые еще 2-3 года назад объявили одним из приоритетов своей деятельности работу с малым бизнесом. Наработанные технологии позволяют этим банкам эффективно конкурировать на этом новом рынке. Сегодняшняя ситуация позволяет банкам на практике работать над совершенствованием этих технологий. И когда объективные потребности в структурной перестройке российской экономики, в коренной модернизации ее технической базы неизбежно приведут к взрывообразному росту спроса на инвестиции со стороны малого бизнеса, тогда в полной мере и проявится превосходство таких банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
   
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Проспрект, 2002.
  3. Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №793 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства»
  4. Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».
  5. Указом Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  6. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». 8. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях».
  7. 9. Бахмудов, Р.Б. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: Финансы и статистика, 2004.
  8. Богданова, С.М. Гарантии малому бизнесу дает область /С.М. Богданова // Банковское дело. – 2008. – №1. – С.43-49.
  9. Букато, В.И. Банки и банковские операции в России /В.И. Букато – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под. ред. Ланидуса М.Х.–М.: Финансы и статистика, 2006.
  10. Васильченко, С.М. Внешторгбанк рассчитывает на десятую часть всей банковской розницы в стране Банковское обозрение. – 2008. – №4.
  11. Велетминский, И.Л. Греф посадит малый бизнес в инкубатор и втрое понизит ему административные барьеры /И.Л. Велетминский // Российская бизнес-газета. - 2009. - № 7(498). - С. 2.
  12. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др.. Банки и банковские операции/Учебник для вузов. под ред. профессора Е.Ф Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001г.
  13. Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И., и др. Банковское дело. –М.; Финансы и статистика .
  14. Колесников В.И. Банковское дело –М.; Финансы и статистика. 2001.
  15. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  16. Дележ по-братски: тебе половину и мне три четверти. «Банковское обозрение», №4, апрель 2008 г.
  17. Вторая волна экспансии иностранцев. «Банковское обозрение», №3, март 2007 г.
  18. Как продать контроль, но сохранить влияние. «Банковское обозрение», №1, январь 2007 г.
  19. Райффайзенбанк идет в массы. «Банковское обозрение», №7, июль 2006г.
  20. Миллиарды русские, управление немецкое. «Банковское обозрение», №5, май 2008 г.
  21. Откроемся и поборемся. «Банковское обозрение», №5, май 2006 г.
  22. Западные банки съедят треть российской розницы. «Банковское обозрение», № 01, январь 2008
  23. [Электронный ресурс] http://www.banki.ru/
  24. [Электронный ресурс] http://e3.prime-tass.ru/
  25. [Электронный ресурс] http://www.investmarket.ru/
  26. [Электронный ресурс] http://www.businesscom.ru/
  27. [Электронный ресурс] http://www.bank24.ru

Информация о работе Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса