Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:20, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в выявлении закономерностей развития предприятий малого бизнеса, особенностей действующей системы финансового регулирования малого бизнеса и создании механизма консолидации финансовых ресурсов, реализующих принципы экономического партнерства.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
исследовать аспекты статуса малого бизнеса, его функций и мотиваций в современных условиях экономического развития России;
выявить закономерности развития малого бизнеса, современные специфические черты российских малых предприятий и комплекс определяющих их факторов;
выявить внешние и внутренние факторы, определяющие продуктивность финансового механизма активизации малого бизнеса;
исследовать, опираясь на результаты отечественных и зарубежных научных исследований и опыт практического хозяйствования субъектов малого бизнеса в России и за рубежом, наиболее важные аспекты финансового механизма регулирования малого бизнеса;
определить и обосновать экономические и финансовые факторы, обусловливающие характер и перспективы развития малого бизнеса в России;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….3
Глава I. Теоретические основы кредитования предприятий малого
Бизнеса………………………………………………………………………….5
1.1. Взаимоотношения банков с малым предприятием………………………5
1.2. Финансово-кредитные проблемы развития малых предприятий……………………………………………………………………..………14
Глава 2. Развитие и поддержка малого бизнеса в регионах России….23
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах
России…………………………………………………………………………23
2.2. Развитие и кредитная поддержка малого предпринимательства в
Республике Дагестан………………………………………………………….31
3. Основные пути совершенствования активизации банковского кредитования предприятий малого бизнеса……………………………………43
3.1. Кредитование предприятий малого бизнеса: спрос и предложение..43
3.2.Кредитование малого бизнеса: осторожная необходимость…………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес, либо, будучи переложенными на заемщика, делают невыгодным для самого заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован.
Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес, либо, будучи переложенными на заемщика, делают невыгодным для самого заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован
Для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурса вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.
Между этими крайностями — стратегия массового, стандартизованного подхода к клиентуре, относящейся к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса, действующего в комплексе с консалтинговыми, страховыми, лизинговыми и другими подобными компаниями.
Основа эффективного развития СМП состоит в его необремененности излишними основными фондами. Но это и его ахиллесова пята, не позволяющая иметь достаточное залоговое обеспечение кредита. Преодолеть данное противоречие позволяет система кредитных историй.
Мировой опыт как развитых, так и развивающихся стран свидетельствует, что невозможно построить цивилизованный кредитный рынок без широкой эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения участниками этого рынка своих обязательств дебитора (заемщика, плательщика). Такая система обеспечивает следующие преимущества:
В целях развития кредитования малого и среднего бизнеса создание в России организационной системы формирования и использования кредитных историй — актуальная потребность сегодняшнего дня.
Хотя каждое из сменяющихся российских правительств уверяло общественность в своем желании развивать малый бизнес, однако пока больших успехов так и не достигнуто. Теперь пришла очередь Всемирного банка (ВБ), который совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) и при участии ряда государственных структур и бизнес-ассоциаций подготовил концепцию нового проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах РФ».
Договоренность
о разработке этого проекта возникла
во время встречи президента ТПП
Евгения Примакова с
Авторы нового проекта попытались учесть прежние ошибки и подойти к проблеме комплексно, охватить в концепции все аспекты, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства. Именно отсутствие такого подхода и вело к тому, что многие попытки сдвинуть проблему развития малого предпринимательства наталкивались на непреодолимые препоны. И главная причина заключалось в отсутствии финансовой подпитки со стороны банковского капитала. В данном же случае развитие банковской региональной системы, работающей на малое предпринимательство, является важнейшим элементом проекта.
Как говорит координатор Рабочей группы Мстислав Корольков, в основу проекта положено четыре компонента. Первый — создание благоприятной среды для развития малого бизнеса, в которой комфортно бы чувствовали себя и предприятия, и банки. Второй — внедрение новых финансовых механизмов, направленных на снижение финансовых рисков. В частности, предполагается создать агентства кредитных историй регистрации движимых залогов. Третий аспект — формирование институтов финансовых посредников, обучение персонала банков. И последний, но, пожалуй, самый важный: кредитные ресурсы должны быть более дешевыми, чем в среднем на рынке. Достигаться эта, прямо скажем, непростая цель будет за счет низкой стоимости кредита, который предоставит ВБ российскому правительству.
На конкурсной основе отберут 7 регионов, где станет внедряться данный проект. Правда, его авторы надеются, что это только начало и затем удастся к нему подключить еще примерно столько же территорий. Однако шанс стать одним из участников программы имеют лишь те субъекты Федерации, у которых малый бизнес и сейчас развит неплохо. Остальным же пока придется ждать других проектов, в которых бы учитывалась их специфика.
Следует подчеркнуть особенность данной концепции: она пытается решить две тесно увязанные проблемы — развитие малого предпринимательства и увеличение числа коммерческих банков, кредитующих региональный бизнес. До сих пор создать такую эффективную связку не удавалось.
Поэтому закономерно, что равноправным элементом концепции, кроме развития инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства, является создание в регионах эффективной банковской системы, которая способна выступать в качестве его партнера. Предусматриваются программы обучения персонала кредитных организаций работе с малыми предприятиями. Как признают авторы документа, сейчас банкиры в основном слабо владеют такими навыками. А это ведет к повышению рисков подобных операций, что никак не способствует росту кредитования данного сектора экономики.
Пока речь идет о возможном кредите со стороны ВБ Правительству России в объеме 300 млн. долл., который оно затем должно перекредитовать финансовым посредникам в регионах. Если эта сумма будет включена в план заимствований на 2004 г., реализация проекта могла бы начаться уже со второй половины следующего года.
Очевидно, что могут и должны быть найдены и другие решения содержательного рассмотрения проектов СМП в целях их финансирования.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
Глава
2. Развитие и поддержка
малого бизнеса в регионах
России
2.1.
Динамика развития малого
предпринимательства
в регионах России
Рост
среднесписочной численности
Наибольший рост показателя зафиксирован в Хабаровском крае, численность занятых на малых предприятиях региона в январе-сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в 2,2 раза и составила 84,6 тыс. человек или 15,6% от общего числа занятых в экономике региона. Значительный рост показателя отмечен также во Владимирской области (на 40,0%), Ханты-Мансийском федеральном округе (на 35,4%), Республике Карелия (на 31,4%), Оренбургской (на 27,5%), Московской (на 25,0%) и Тюменской (на 23,5%) областях, Республике Алтай (на 20,7%).
Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Волгоградской области (на 47,8%), Республике Северная Осетия Алания (на 45,2%), Алтайском крае (на 43,1%), Вологодской (на 34,8%), Ленинградской (на 32,2%) и Самарской (на 32,1%) областях, Республике Дагестан (на 31,1%) и Рязанской области (на 30,7%).
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россииской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2)
средняя численность
год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3)
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
для микропредприятий – 60 млн. рублей;
для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
В настоящий момент Федеральной службой государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического учета субъектов малого предпринимательства. В связи с этим ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.
Для оценки текущей ситуации в работе используются следующие показатели:
Информация о работе Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса