Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в выявлении закономерностей развития предприятий малого бизнеса, особенностей действующей системы финансового регулирования малого бизнеса и создании механизма консолидации финансовых ресурсов, реализующих принципы экономического партнерства.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

исследовать аспекты статуса малого бизнеса, его функций и мотиваций в современных условиях экономического развития России;
выявить закономерности развития малого бизнеса, современные специфические черты российских малых предприятий и комплекс определяющих их факторов;
выявить внешние и внутренние факторы, определяющие продуктивность финансового механизма активизации малого бизнеса;
исследовать, опираясь на результаты отечественных и зарубежных научных исследований и опыт практического хозяйствования субъектов малого бизнеса в России и за рубежом, наиболее важные аспекты финансового механизма регулирования малого бизнеса;
определить и обосновать экономические и финансовые факторы, обусловливающие характер и перспективы развития малого бизнеса в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….3


Глава I. Теоретические основы кредитования предприятий малого

Бизнеса………………………………………………………………………….5


1.1. Взаимоотношения банков с малым предприятием………………………5

1.2. Финансово-кредитные проблемы развития малых предприятий……………………………………………………………………..………14


Глава 2. Развитие и поддержка малого бизнеса в регионах России….23


2.1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах

России…………………………………………………………………………23

2.2. Развитие и кредитная поддержка малого предпринимательства в

Республике Дагестан………………………………………………………….31


3. Основные пути совершенствования активизации банковского кредитования предприятий малого бизнеса……………………………………43



3.1. Кредитование предприятий малого бизнеса: спрос и предложение..43


3.2.Кредитование малого бизнеса: осторожная необходимость…………..52



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………..62



ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нурадинов.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

     Результатами  деятельности венчурных компаний в  сфере малого бизнеса являются возможность снижения риска финансовых потерь при внедрении новых технологий и бизнес-идей, расширение сфер деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Инвестиционная  поддержка малого бизнеса осуществляется через финансирование пилотных проектов, обладающих следующими важными критериями: наличием значительного элемента новизны, выраженного в производстве нетрадиционных видов изделий или в применении новых технологий; развитие новых направлений предпринимательства; применение оригинальных условий финансирования; использование нестандартных организационно-управленческих схем и др. Например, в Московском регионе разрабатываются проекты по модернизации дорожно-строительной техники, созданию спортивно-оздоровительных комплексов, развитию сети автомоечных комплексов, реконструкции и модернизации химчисток и прачечных и т.п.

     Одним из эффективных механизмов финансовой поддержки пилотных проектов малого предпринимательства является использование механизма франчайзинга. Франчайзинг — система контрактных соглашений, при которой собственник торговой марки или торгового имени предоставляет права на их использование другой фирме на определенных условиях.

     Франчайзинг бывает двух видов: дилерский и корпоративный.

     Дилерский Франчайзинг — вид франчайзинга, при котором мелкая фирма торгует продукцией головной компании или предоставляет услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж.

     Корпоративный Франчайзинг предполагает помимо использования торговой марки, продукции или услуг подключение компании-оператора к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании.

     Реализация  пилотных проектов с использованием интегральных механизмов франчайзинга позволяет создавать сеть предприятий комплексного обслуживания населения на предприятиях быстрого питания (например, в Москве действует система «Золотой гребешок»); привлечь дополнительные инвестиции, в том числе и иностранные в экономику; внедрять передовые схемы бизнеса; создавать новые рабочие места и т.д.

     Созданию  и развитию эффективных, высокоустойчивых малых предприятий, ориентированных на выпуск высококачественной конкурентной продукции, способствуют также внедрение механизмов аутсорсинга и кластеров, С помощью механизма аутсорсинга обеспечивается оптимизация возможностей малых предприятий по выпуску однотипной продукции или комплектующих с целью снижения издержек производства, улучшения качества продукции, специализации малых предприятий, работающих в производственной сфере.

     Разработка  и внедрение в пилотном режиме механизма кластеров обеспечивает увеличение возможностей сбыта продукции, производимой малыми предприятиями, оптимизацию производственного процесса.

     Факторинговые компании предназначены для выполнения ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых компанией предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления последними расчетов за товары и услуга и сочетающихся, как правило, с кредитованием их оборотных капиталов. Основная цель факторинговых компаний — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

     В настоящее время факторинговые  компании могут оказывать малым предприятиям следующие виды услуг.

     Во-первых, приобретать у предприятий-поставщиков  право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее оговаривается в договоре о факторинге (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным), что гарантирует поставщику оплату выставляемых им плательщику платежных требований-поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. Тем самым ликвидируется риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платежеспособности покупателя.

     Во-вторых, осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности), что создает повышенную для факторинговой компании степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5—2 раза выше, чем при покупке факторинговой компанией задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

     В-третьих, приобретать векселя у своих  клиентов с немедленной их оплатой (учет векселя), что обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника. За учет векселя факторинговая компания взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинговой компании продавцом векселя.

     Кроме того, малые предприятия могут  получить и дополнительные услуги:

     • постоянное и разовое консультирование по вопросам совершенствования организации расчетов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам;

     • юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам);

     • ведение по поручению клиентов учета  товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учета для составления бухгалтерских отчетов и оценки сложившейся практики платежных взаимоотношений. Трастовые компании создаются с целью управления средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т.п.) предприятий, осуществляемого от своего имени и по поручению предприятий на основании соответствующих договоров. Трастовые компании могут управлять активами малых предприятий по следующим направлениям: хранение; представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде); распоряжение доходом и инвестированием; купля-продажа активов; привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг и.т.д.; Аудиторские фирмы осуществляют контроль за соблюдением малыми предприятиями законодательных и нормативных актов, гарантирующих защиту прав и обеспечение учета интересов предпринимателей, ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, обеспечение малых предприятий правовыми консультациями в различных областях гражданского, хозяйственного, трудового, таможенного, налогового права. 

     1.2. Финансово-кредитные  проблемы развития  малых предприятий 

     Для коммерческих банков малое предпринимательство  относится к категории невыгодных клиентов. Кредиты представителям малого бизнеса выдавались на драконовских условиях. По оценкам аналитиков доля кредитования малого и среднего бизнеса в общем объеме кредитования составляет 5-10%. Слабый интерес банков к этому сектору объясняется высоким риском в свете слабой развитости самого малого бизнеса в России и большими операционными издержками, приводящими к низкой рентабельности подобных операций.

     Развитие  малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

     • Профессиональные инвесторы не могут  финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

     • Масштабы малого бизнеса незначительны  и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

     • Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

     • Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald's, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

     • Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;

     Также одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

     Следует дифференцировать размеры штрафов  для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления «вилок» штрафов.

     Однако  в последнее время доходность кредитования крупных клиентов стала  падать. Крупные корпорации получили доступ к более дешевому иностранному капиталу. Не последнюю роль в этом сыграл и выход ряда российских корпораций на западный рынок ценных бумаг. В таких условиях российским банкам приходится искать пути поддержания падающей рентабельности, т.е. переключаются на менее выгодных клиентов каковыми являются и малые  предприятия. Одним из объективных экономических законов таков: любой хозяйствующий субъект стремится к монополии на рынке путем вытеснения с него мелких и средних предприятий. При этом само государство способствует развитию монополизма, что выражается в следующем:

  • финансирование монополий через Сбербанк и Внешторгбанк;
  • продажа новых крупных активов монополиям;
  • поддержка развития монопольных отраслей.

     Видимо  государство считает, что ему  лучше иметь дело с сотней крупных предприятий, чем с сотнями тысяч мелких компаний.

     Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.

     Если  российские органы власти действительно  заинтересованы в значительно росте СМП, они должны:

  • создать систему благоприятных правовых, экономических и административных условий их деятельности;
  • направить государственные инвестиционные ресурсы на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты СМП;
  • перераспределить часть сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;
  • принять на себя основную часть кредитных рисков в сфере финансирования СМП.

     По  различным экспертным оценкам, на развитие малого бизнеса в России требуются инвестиции в объеме около 5 млрд. долл. Государство в настоящее время такими средствами не располагает. Частный российский и зарубежный финансовый сектор в состоянии выделить такие кредитные ресурсы, но не делает этого в силу высокой степени рисков в сфере СМП.

     Как показывает мировой опыт, создание и функционирование государственного агентства гарантирования (страхования) рисков по некрупным проектам (на сумму до 5 млн. долл.) потребует отвлечения из бюджета средств в объеме около 5% от общей суммы кредитования. Российский бюджет способен выделить 250 млн. долл. на обеспечение финансирования СМП в объеме 5 млрд. долл.1

     Как известно, размеры заемщика для банка  не имеют определяющего значения, однако чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выработки инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.

     Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемко и требует от банковских специалистов специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, привлечения консультантов.

Информация о работе Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса