Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.

2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.

3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6

1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6

1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46

2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66

Заключение……………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

диплом Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Итак, льготные таможенные режимы освобождают декларанта от необходимости соблюдать временные ограничения или запреты экспорта, ограничения импорта товаров сельскохозяйственного назначения или продукции рыбного промысла, требования квотирования, лицензирования экспорта или импорта товаров (за исключением случаев, прямо установленных в ст. 32 Закона), а также соблюдения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Следует заметить, что классификация нетарифных барьеров, приведенная в актах толкования, является условной. Полагаем, что критерии деления мер нетарифного регулирования на виды должны быть нормативно закреплены, на что неоднократно указывали ученые.

В целом запреты и ограничения нетарифного характера обладают рядом общих признаков:

- виды и порядок реализации указанных мер установлены нормативно;

- применяются дифференцированно в зависимости от категории перемещаемого товара, в сочетании с таможенным тарифом и/или с иными мерами нетарифного регулирования;

- необходимость их соблюдения зависит от избираемого декларантом таможенного режима;

- соблюдение нетарифных мер обеспечивается принудительной силой государства.

Изъятия из общего порядка применения нетарифных запретов и ограничений экономического характера, предусмотренные правилами конкретного таможенного режима, являются разновидностью режимных льгот.

Анализ особенностей применения нетарифных барьеров в контексте исследования содержания конкретных таможенных режимов позволяет выявить специфику режимного статуса декларанта.

 



66

 

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения

тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных

преференций и льгот по уплате таможенных платежей

Система таможенных льгот складывается на основе международных договоров и соглашений, заключенных между государствами на двусторонней и многосторонней основе, а также на основе международных обычаев и принципа взаимности.

Виды таможенных льгот весьма разнообразны.

1. Таможенные льготы, которыми пользуются дипломатические, консульские и торговые представительства. Они, прежде всего, охватывают предметы, предназначенные для официального пользования этих представительств. Так, ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[66], являющаяся основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатического представительства при главах государств, гласит:

«1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми ими законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального использования представительства;

б) предметы, предназначенные для личного использования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения».

Ст. 50 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.[67] закрепляет следующее положение:

«1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального использования консульским учреждением;

б) предметы, предназначенные для личного использования должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные на его обзаведение».

В соответствии с п. 1 ст. 23 Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан от 24 мая 1981 г.[68], все предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования консульства, освобождаются от таможенных пошлин на тех же основаниях, как и предметы, предназначенные для служебного пользования дипломатического представительства.

Ст. 35 Венской конвенции о представительстве государств в их отношении с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г.[69] «освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сбором предметы, предназначенные для официального пользования такого представительства, а также освобождает от таможенного досмотра личный багаж главы представительства».

Аналогичные положения закрепляются также в п. 1 ст. 23 Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республикой от 6 апреля 1982 г.[70]; в ст. 3 Соглашения о правовом положении торгового представительства СССР в Социалистической Эфиопии от 22 июля 1977 г.[71] и др.

В Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. иммунитеты и привилегии подразделяются на две категории. К первой относятся: неприкосновенность помещений консульского учреждения, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет, право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром, дипломатическим представительством аккредитующего государства и другими консульскими учреждениями своего государства, таможенные привилегии, протокольные привилегии. Ко второй относятся: неприкосновенность личности, жилища, фискальный иммунитет, таможенные привилегии для сотрудников[72].

2. Таможенные льготы, предоставляемые международным органам и организациям. Этот вид таможенных льгот также имеет широкое закрепление в международном таможенном праве. Так, в соответствии со ст. 2 раздела 7 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. «Объединенные Нации, их активы, доходы и другая собственность освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе организацией предметов для служебного пользования и собственных изданий»[73].

Пункт 3 ст. 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Дунайской комиссии от 15 мая 1963 г.[74] освобождает комиссию от уплаты таможенных сборов и таможенных ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования.

Согласно п. 1 ст. 183 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[75], в рамках официальной деятельности Международного органа по морскому дну, «его активы, имущество и доходы, а также операции и сделки, разрешаемые настоящей Конвенцией, освобождаются от всякого прямого налогообложения и от всех таможенных пошлин на товары, импортируемые или экспортируемые для его официального пользования».

Соглашением о правоспособности и привилегиях и иммунитетах международной организации космической связи «Интерспутник» от 20 сентября 1976 г.[76] этой организации предоставляются льготы по освобождению от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования «Интерспутника» (п. 4 ст. 2). Аналогичное освобождение предусмотрено и ст. VII Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 5 декабря 1980 г., в силу которой «организация освобождается от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования»[77].

3. Льготы, предоставляемые национальным организациям государств. Предоставление такого вида таможенных льгот, как правило, находит свое закрепление на основе двусторонних международных договоров и соглашений, хотя не исключены случаи предоставления их и на многосторонней основе. Например, льготы, предоставляемые в соответствии со ст. 4 Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Народной Республики Ангола о сотрудничестве в строительстве гидроэлектростанции «Капанда» от 2 сентября 1982 г. по освобождению советских организаций от уплаты таможенных пошлин за оборудование и материалы, ввозимые на территорию Народной Республики Ангола[78].

Пункт 6 ст. 9 Соглашения между Испанией и Коста-Рикой от 22 июля 1983 г.[79] о техническом сотрудничестве в области ирригации и Соглашение о техническом сотрудничестве между Испанией и Доминиканской Республикой от 2 июня 1973 г.[80] закрепляет обязательства костариканских и доминиканских организаций в целях осуществления сотрудничества в указанных областях оплачивать «все таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, которыми могут облагаться испанские организации и специалисты в связи с выполнением работ на подрядных условиях».

В свете ст. 7 многосторонней Конвенции о международном обмене изданиями от 5 декабря 1958 г.[81] (Советский Союз ратифицировал Конвенцию 11 сентября 1962 г.) и ст. 9 Конвенции об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами от 5 декабря 1958 г. (Советский Союз ратифицировал Конвенцию 11 сентября 1962 г.) «каждое договаривающееся государство освобождает свои центры обменов от уплаты как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин и обеспечивает им наиболее благоприятные условия для выполнения таможенных формальностей»[82].

4. Таможенные льготы, распространяемые на транспортные средства. Впервые право на такого рода льготы было предоставлено еще в 1954 г. многосторонней Таможенной конвенцией о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств от 4 июня 1954 г. (СССР присоединился к ней 17 августа 1959 г.)[83].

Эта Конвенция предоставляет каждому договаривающемуся государству право на «временный ввоз без оплаты ввозными пошлинами и налогами и без применений запрещений на ввоз и ограничений ввоза» под условием обратного вывоза перевозочных средств, к которым Конвенция относит не только все дорожные моторные перевозочные средства (включая снабженные двигателями велосипеды и трайлеры), но и запасные части к ним (ст. 2 Конвенции).  

Таким образом, государства принимают на себя обязательства и взаимно предоставляют друг другу право освобождать от таможенных пошлин и ограничений именно «перевозочные средства, принадлежащие лицам, обычно проживающим вне его территории», ибо для того чтобы международный договор мог породить права и обязанности для «частных лиц», необходимо принятие со стороны государства — участника данного договора специального акта высшего органа государственной власти по его имплементации в национальное законодательство. Только тогда, когда международный договор станет частью национального законодательства, он сможет порождать права и обязанности для граждан данного государства[84].

На основании ст. 127 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. таможенные льготы при транзитном движении, осуществляемом транспортными средствами, предоставляются государствам, не имеющим выхода к морю и пользующимся им. Так, п. 1 ст. 127 закрепляет положение, в силу которого транзитное движение на доступ этих государств к морю и от него «не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами».

«Транзитное движение» в свете Конвенции означает транзит людей, багажа, товаров и транспортных средств через таможенную территорию одного или нескольких государств транзита, когда проход через такую территорию с перегрузкой, складированием, разделением партий грузов или переменой вида транспорта или же без них является лишь частью полного пути, начинающегося или заканчивающегося в пределах территории государства, не имеющего выхода к морю.

«Транспортные средства» — железнодорожный подвижной состав, морские, озерные и речные суда и автомобильный транспорт, носильщики и вьючные животные, когда этого требуют местные условия.

Ст. 128 той же Конвенции ООН по морскому праву закрепляет право государства в целях удобства транзитного движения создавать беспошлинные зоны или предоставлять другие таможенные льготы в портах входа и выхода в государствах транзита по соглашению между этими государствами и государствами, не имеющими выхода к морю.

Особенно широкое закрепление право таможенных льгот, предоставляемых морским, воздушным, наземным транспортным средствам, получило в международных договорах, заключаемых на двусторонней основе. Так, в соответствии со ст. 5 Соглашения между правительством Республики Мальта о воздушном сообщении от 25 мая 1981 г.[85] воздушные суда, эксплуатируемые на международных авиалиниях авиапредприятием, назначаемым каждой договаривающейся стороной, их табельное имущество, запасы топлива и смазочных материалов, а также бортовые запасы (включая продукты питания, напитки и табачные изделия), находящиеся на борту таких воздушных судов, освобождаются от всех таможенных пошлин и таможенных сборов по прибытии на территорию другой договаривающейся стороны при условии, что такое оборудование и запасы будут оставаться на борту воздушных судов до момента их обратного вывоза или использования на участке маршрута, проходящего над этой территорией. Такие же таможенные льготы закреплены и в ст. 5 Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Испании о воздушном сообщении от 12 мая 1976 г.[86] и др.

Ст. 18 Соглашения между Австрийским Федеральным правительством и правительством Союза Советских Социалистических Республик о международном автомобильном сообщении от 3 июля 1973 г.[87] гласит, что при выполнении перевозок пассажиры, грузы, а также автотранспортные средства, выполняющие эти перевозки, автобусы и легковые автомашины, осуществляющие перевозки туристов из одной договаривающейся страны на территорию другой договаривающейся страны, освобождаются от таможенных сборов.

В силу Международной конвенции по перевозкам багажа и грузов железнодорожным транспортом от 7 февраля 1970 г.[88] к перевозкам служебного персонала и грузов, а также к подвижному составу применяются таможенные правила, действующие на территории договаривающихся стран. «Подвижной состав, оборудование, служебный инвентарь, материалы и запасные части, высылаемые для ремонта своего подвижного состава, а также для проведения ремонта железнодорожного пути на территории договаривающихся стран и в дальнейшем возвращаемые, перевозятся в соответствии с режимом временного ввоза без взимания таможенных пошлин».

Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики