Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа
Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.
2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.
3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.
4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6
1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15
Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46
2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46
2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66
Заключение……………………………………………………………………….77
Библиографический список……………………………………………………..80
- уполномоченные по правам человека, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (пункт 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[45]);
- лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
Освобождение данных лиц от личного досмотра вытекает из их правового статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории таких субъектов «разбросаны» по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении ТК РФ.
2. Льготы, осуществляемые при уплате таможенных платежей;
Особый интерес для субъектов внешней торговли представляют финансово-правовые льготы в области таможенного дела, которые отражают, в частности, регулирующую функцию таможенных платежей, направленную на стимулирование предпринимательской активности, расширение объема внешнеторговых сделок, привлечение к сфере мировой торговли большего числа участников. Они выражаются в следующих формах:
- возврат таможенных платежей;
- освобождение от уплаты таможенных платежей;
- снижение ставок таможенных платежей;
- установление тарифных квот по ввозу (вывозу) товаров;
- изменение срока уплаты таможенных платежей.
В качестве юридического основания предоставления финансово-правовых льгот в области таможенного дела могут выступать:
- международные договоры и соглашения;
- Таможенный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Закон РФ «О таможенном тарифе»;
- решения Правительства РФ.
Фактическим основанием предоставления льгот в части таможенного обложения являются:
- перемещение определенного вида товара, который не подлежит таможенному обложению;
- установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;
- выбор таможенного режима, предусматривающего льготное обложение таможенными платежами;
- наличие у лица соответствующего правового статуса, наступление события либо совершение в отношении его действий (бездействия), позволяющих воспользоваться льготами при уплате таможенных платежей;
- нахождение товара на территориях особых экономических зон.
При этом следует отметить, что при любых обстоятельствах финансово-правовые льготы будут предоставляться в отношении перемещаемого товара, поскольку именно он является объектом таможенно-правового регулирования. В отличие от налогового законодательства, акцентирующего внимание на категории субъекта, претендующего на получение льгот, в таможенном праве главенствующее положение занимает категория товара (предмета таможенного правоотношения), перемещаемого через границу.
В качестве процессуального основания предоставления льгот по уплате таможенных платежей выступает документ, доказывающий такое право. Это может быть сертификат о происхождении товара, грузовая таможенная декларация, свидетельствующая о выборе таможенного режима, аккредитация главы дипломатического представительства и т.д.
Тарифные преференции не могут носить индивидуальный характер и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения деяний, носящих противоправный характер. На данное обстоятельство уже обращал внимание Высший Арбитражный Суд РФ, подчеркнувший невозможность лишения тарифных льгот при отсутствии доказательств нелегитимного поведения[46].
Возврат уплаченной таможенной пошлины, освобождение от обложения ею, а также снижение ставки допускаются при временном ввозе или временном вывозе товаров; вывозе в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в рамках межправительственных соглашений; вывозе в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд; ввозе в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 N 626 (в ред. от 07.08.2004)[47] регламентирован перечень товаров и оборудования, освобождаемых от обложения таможенной пошлиной. Таким образом, нормами таможенного законодательства устанавливаются льготы по обложению таможенной пошлиной в отношении иностранных инвесторов. Представляется верной позиция В.Е. Кузнеченковой о целесообразности предоставления налоговых льгот такой категории субъектов, причем не только иностранных, но и российских, - с тем чтобы «реально защитить инвесторов от неблагоприятных изменений в законодательстве»[48]. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию России в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. Создание благоприятного инвестиционного климата - одна из важных задач государства в сфере реализации направлений налоговой и таможенной политики.
Законодателем в ст. 319 Таможенного кодекса РФ установлены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не взимаются. Это относится к товарам:
- которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами (так, на территорию России беспошлинно ввозятся некоторые лекарственные средства, печатные издания, хлопковое волокно);
- по которым предоставлены льготы в виде условного полного освобождения от их уплаты (оно может быть предусмотрено либо избранным таможенным режимом, либо предназначением товара);
- стоимость которых не превышает минимальной облагаемой пошлинами и налогами (данное правило введено с учетом требования Киотской конвенции). На территории России такая льгота возможна, если в течение одной недели от одного отправителя одному получателю поступает товар, общая таможенная стоимость которого не превышает 5000 руб.;
- обращенным в федеральную собственность. Данное обстоятельство возможно при применении субъектами таможенного режима отказа в пользу государства, а также в случае конфискации товара или обращения взыскания на товар, представляемый в качестве залога;
- которые до выпуска в свободное обращение и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны субъекта оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в силу действия обстоятельств непреодолимой силы либо в силу естественного износа или убыли.
Снижение ставки таможенной пошлины тесно связано с определением страны происхождения товаров. Согласно п. 2 ст. 29 Таможенного кодекса РФ страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций. Льготные условия выражаются в создании режима наибольшего благоприятствования, значение которого в области международной торговли «настолько велико, что без его установления и соблюдения практически невозможны нормальные торговые отношения между соответствующими странами»[49]. Многие десятилетия такой режим выступает важнейшим юридическим инструментом эффективного взаимодействия государств. Применение данного режима в международных экономических отношениях стало практически универсальным. Благодаря ему устанавливается равенство самых широких прав и возможностей партнеров по сотрудничеству и создаются наиболее справедливые условия для международной торговли.
Режим наибольшего благоприятствования подразумевает выполнение развитыми странами обязательств по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, которая была принята в 1968 году на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Ее фундаментом выступают принципы односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.
Основным фактором концепции Общей системы преференций являются правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяется он только на товары, определяемые национальным законодательством страны. Получателями (бенефициарами) преференций является большинство развивающихся стран, в том числе и Россия.
Снижение уровня ставок таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран (пользователей преференцией) и выражается в установлении ставок в размере 75% от базовой таможенной пошлины. К таким государствам, в частности, относятся Болгария, Индия, Китай, Монголия, Турция (всего более 100 стран мира). Если же товар происходит из наименее развитых стран (48 государств), ставки ввозных таможенных пошлин не применяются вообще.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара является одной из форм таможенных тарифно-налоговых льгот. Это количественное или стоимостное ограничение на перемещение отдельного вида товара. Все, что перемещается в пределах квоты, разрешается и даже поощряется. Ввоз или вывоз сверх установленного ограничения либо запрещается, либо облагается повышенной таможенной пошлиной. В отличие от обычного квотирования содержанием тарифных квот является введение ставки таможенной пошлины на перемещение товара в пределах установленного лимита. Например, в 2000 году Правительством РФ была введена льгота в виде беспошлинного ввоза на территорию России сахара, произведенного в Белоруссии. Стоимостная квота при этом составила 175 тыс. т.[50]
Следует отметить, что условием действия отдельных таможенных режимов выступает и предоставление определенных преференций. Их наглядно отображает таблица 1.
Таблица 1. Перечень льгот, применяемых при различных таможенных режимах.
Таможенный режим | Таможенная тарифно-налоговая | Статья Таможенного |
Международный та- | Освобождение от уплаты тамо- | 167 |
Переработка на | Полное условное освобождение | 173 |
Переработка для | Полное условное освобождение | 187 |
Переработка вне | Полное или частичное освобож- | 197, 207 |
Временный ввоз | Полное или частичное условное | 209, 212 |
Таможенный склад | Освобождение от уплаты тамо- | 215, 220 |
Реимпорт | Освобождение от уплаты тамо- | 234, 236 |
Реэкспорт | Освобождение от уплаты ввоз- | 239, 241 |
Уничтожение | Освобождение от уплаты тамо- | 243, 247 |
Отказ в пользу | Освобождение от уплаты тамо- | 248 |
Временный вывоз | Полное условное освобождение | 252, 255 |
Беспошлинная тор- | Освобождение от уплаты тамо- | 258 |
Перемещение припа- | Освобождение от уплаты тамо- | 264, 266 |
Иные специальные | Полное освобождение от уплаты | 268, 269 |
Временный ввоз | Полное освобождение от уплаты | 271, 274 |
Таможенные тарифно-налоговые льготы распространяются и на физических лиц: сумма беспошлинного ввоза товаров не должна превышать 65 тыс. руб., а вес - 50 кг (ст. 282 ТК РФ). Если ввозимый товар имеет большую стоимость (но не превышающую 650 тыс. руб.) и вес более 50 кг (но менее 200 кг), превышение норматива будет облагаться платежом в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. (п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718[51]). Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется и в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Следует отметить, что такие льготы в международной практике традиционно предоставляются туристам.
Отдельными преимуществами в области таможенного дела пользуются и индивидуальные субъекты, обладающие особой правосубъектностью. Так, беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию страны, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию России и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.
Институт тарифных преференций характерен для отрасли таможенного законодательства и других государств. Так, в Китае при установлении таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Если товар ввозится из стран или районов, не имеющих с данным государством соглашений о взаимном благоприятствовании, таможенное обложение происходит в общем порядке. В противном случае применяются льготные ставки[52].
В Великобритании помимо некоторых категорий товаров не подлежит таможенному обложению и ряд услуг. В их числе - услуги, предоставляемые определенными лицами, организующими международные проекты по защите (обороне)[53]. В Европейском сообществе требование льготной пошлины должно сопровождаться доказательством, в качестве которого выступает сертификат или другой коммерческий документ из страны-экспортера. С целью предотвращения злоупотреблений в данной сфере предпринимаются соответствующие меры контроля. В случае выявления нарушений субъектом уплачивается дополнительная пошлина, а в особо серьезных случаях может последовать более суровое наказание. Нужно отметить, что Евросоюз предоставляет льготы по таможенному обложению в отношении большого числа видов ввозимых товаров.
Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия таможенных органов в процессе льготирования.
Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики