Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.

2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.

3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6

1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6

1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46

2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66

Заключение……………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

диплом Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Затрагивая вопрос о таком виде таможенных платежей, как сборы за таможенное оформление, следует изложить позицию о необходимости их отмены. Общий принцип взимания сборов как обязательных платежей гласит: они должны покрывать издержки субъекта, в данном случае - стоимость трудозатрат должностных лиц таможенных органов, связанных с производством таможенного оформления и таможенного контроля. Однако таможенные органы - в первую очередь государственные органы. Они созданы для того, чтобы осуществлять данные таможенные процедуры, а за их совершение должностные лица таможенных органов получают заработную плату за счет средств федерального бюджета.

Целевой характер указанного вида таможенных платежей предполагает, что полномочия таможенных органов в данной части должны оплачиваться физическими и юридическими лицами[113]. При этом осуществление таможенного оформления - лишь одна из 11 функций таможенных органов, предусмотренных ст. 403 ТК РФ. Следуя логике законодателя, лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства, должны оплачивать и другие направления деятельности таможенных органов. Почему бы в этом случае не ввести сборы за осуществление таможенного контроля, за взимание таможенных платежей, за валютный контроль, за ведение таможенной статистики и т.д.? Сравнив аналогичную деятельность таких фискальных органов, как налоговые органы, можно обнаружить, что они не взимают, например, сборы за подачу налоговой декларации и ее проверку. Такой вид платежа не предусмотрен налоговым законодательством и выглядит достаточно абсурдно. Кроме того, существование сборов за таможенное оформление усиливает тяжесть бремени обложения подконтрольного субъекта таможенными платежами.

Вопрос правомерности уплаты таможенных сборов являлся и предметом рассмотрения судебных органов[114], однако не в силах изменить законодательную норму, они признали их взимание легитимным. Суд пришел к выводу, что таможенные сборы подлежат уплате при каждом факте оказания таможенным органом публично-правовых услуг - принятия, проверки и оформления таможенной декларации. Каждое декларирование товара должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.

Нормами международного права и актами таможенного законодательства ряда зарубежных государств введение сборов за таможенное оформление не предусмотрено[115]. Исходя из изложенного, представляется целесообразней отмена такого вида таможенных платежей, как таможенные сборы за таможенное оформление товаров.

Особого внимания заслуживает и вопрос о таком способе уплаты таможенных платежей, как отсрочка или рассрочка. Изменение срока уплаты таможенных платежей предусмотрено гл. 30 ТК РФ и по своей сути, как представляется, выступает одной из форм льгот в части таможенного обложения. Государство кредитует субъектов внешнеэкономической деятельности, предоставляя им возможность перенести срок уплаты таможенных платежей на более позднее время. В соответствии со ст. 334 ТК РФ основаниями для предоставления отсрочки (рассрочки) являются:

- причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

- перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;

- осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Между тем ТК РФ предусмотрено взимание процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, тогда как ст. 4.16 Киотской конвенции установлено, что при отсрочке взимания таможенных платежей проценты, по мере возможности, не взимаются[116]. Представляется целесообразным распространить правило, используемое в международной практике, и на российской территории. Поскольку отсрочка и рассрочка имеют характер правовой льготы, ценность ее нивелируется ввиду применения процентных ставок. В этом случае смысл существования института изменения срока уплаты таможенных платежей сводится к нулевой отметке.

Таким образом, повышение уровня эффективности реализации льготной политики в области таможенного дела предопределяет необходимость решения двух основных задач: совершенствование правового обеспечения данной области отношений и оптимизация таможенного администрирования[117]. Эти два столпа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Представляется целесообразным систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля над соблюдением.

В данной связи предлагается внести в ТК РФ норму, в которой следует отразить все виды льгот в таможенной сфере. Такая статья может занять свое место в гл. 2 Кодекса «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу». В этой главе содержится, например, ст. 13 «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу», а также установление запрета на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами во время таможенного оформления (ст. 15). Поэтому было бы логичным с целью установления баланса между публичными и частными интересами внести в нее и положения о льготах в области таможенного дела.

В данной связи требуется дальнейшая дифференциация льгот, их глубокая специализация. В настоящее время наблюдается более или менее четкое разграничение в установлении финансово-правовых льгот в области таможенного дела. Лицо, заинтересованное в получении льгот по уплате таможенной пошлины, обращается к Закону «О таможенном тарифе», а по налогообложению в области таможенного дела - к Налоговому кодексу РФ[118]. Запутаннее выглядит ситуация с системой льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю. Неясность содержания понятия «упрощенный вид таможенного оформления», сложности в понимании неполного и периодического таможенного декларирования, отсутствие четкого перечня лиц, освобождаемых от проведения личного досмотра, - все это требует адекватного правового обеспечения, наличия четкой законодательной базы, не допускающих противоречий в толковании таможенно-правовых норм[119].

Важно также ввести в действие механизм реализации льгот. Законодательные положения, в которых установлены права субъектов на получение льгот, должны коррелировать обязывающим нормам, которыми субъектам предписаны полномочия по претворению в жизнь этих льгот. В данной связи целесообразно и установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение таких обязанностей должностными лицами таможенных органов. Права И.С. Морозова, признающая важность установления мер ответственности для обязанных лиц с целью повышения эффективности льгот. Она отмечает, что «фиксация мер ответственности для лиц и организаций, умышленно или из-за халатности препятствующих получению и использованию субъектами льгот, является непременным условием действенной реализации правовых преимуществ»[120].

В настоящее время для отношений власти - подчинения характерен акцент на обязанности со стороны частных субъектов и на права - для органов управления. Так, Порядком применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления[121] определяется, что ФТС России может устанавливать такие процедуры, что однозначно толкуется как право данного органа. Отсюда следует, что наличие достаточных для этого оснований (установленных ст. 68 ТК РФ) еще не означает предоставления такому лицу законных преимуществ. Данный вопрос, как видим, решается не законодателем, а исполнителем закона.

Срок рассмотрения заявления на установление специальных упрощенных процедур не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации этого заявления в ФТС России или региональном таможенном управлении соответственно (п. 11 названного Порядка). При этом данным нормативным актом не установлена ответственность за нарушение данного срока, тогда как законодатель к соблюдению сроков со стороны хозяйствующих субъектов относится достаточно ревностно. Например, административная ответственность для них предусмотрена и за несоблюдение сроков декларирования (ст. 16.12 КоАП РФ[122]), и за нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП РФ), и за нарушение срока уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ).

Данный пример свидетельствует о недостаточной проработанности механизма реализации правовых льгот в области таможенного дела. При совершенствовании законодательных норм в данной части следует обратить внимание на такие составляющие правового статуса таможенных органов и их должностных лиц, как юридические обязанности и ответственность. Только в этом случае можно будет оценить достаточный уровень гарантий физических и юридических лиц при пользовании льготами в области таможенного дела.

В заключение хотелось бы обратить внимание и на проблему поддержки малого бизнеса. К сожалению, в нашем государстве, ориентированном на глобализацию в различных аспектах жизнедеятельности, поддержку со стороны государства получают крупные предприятия, тогда как мелкий и средний бизнес не имеет возможностей пользования льготами, а соответственно, и развития. Небольшие предприятия не выдерживают конкуренции на рынке товаров, работ, услуг со стороны более крупных структур, что приводит к их ликвидации, банкротству, реорганизации. Нередки случаи их рейдерского захвата.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[123]. В нем (ст. 24) устанавливаются и меры поддержки субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:

- сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

- содействие в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создание благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;

- создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечение деятельности таких организаций;

- реализация иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Однако все эти меры носят во многом декларативный характер. Отсутствует и механизм их реализации.

 

 

 



66

 

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены основные теоретические и практические вопросы правовой регламентации предоставления таможенных льгот и преференций. На основании вышеизложенного, необходимо сделать следующие основные выводы.

1. Таможенные льготы являются одним из институтов таможенного права. Законодательное определение данного понятия отсутствует. Большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

2. Среди признаков таможенных льгот можно выделить следующие присущие им особенности:

1) использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля;

2) таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики.

3) таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил.

4) по общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер.

5) в отдельных случаях таможенные льготы могут совпадать с налоговыми льготами, например, когда речь идет о таможенных льготах по уплате таможенных платежей.

Таким образом, можно дать следующее определение понятию «таможенные льготы»: это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.

3. В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции.

4. К принципам предоставления таможенных льгот относятся следующие:

- предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона;

- запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций;

- предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке;

- обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.

5. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным Федеральным законом.

5. В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям:

- при осуществлении таможенного оформления;

- при уплате таможенных платежей;

- в процессе производства таможенного контроля.

6. Повышение уровня эффективности реализации льготной политики в области таможенного дела предопределяет необходимость решения двух основных задач: совершенствование правового обеспечения данной области отношений и оптимизация таможенного администрирования. Требуется дальнейшая дифференциация льгот, их глубокая специализация. Важно также ввести в действие механизм реализации льгот. В данной связи целесообразно и установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение таких обязанностей должностными лицами таможенных органов.

Таким образом, льготы в таможенном праве выступают действенным средством нахождения оптимального баланса между публичными и частными интересами. Концепция содействия бизнесу, сформулированная в Таможенном кодексе РФ и в Целевой программе развития таможенной службы на 2004 - 2008 годы, является одним из наиболее значимых факторов, непосредственно определяющих условия качественного совершенствования инструментов таможенного регулирования. Поэтому вопрос установления и предоставления льгот в области таможенного дела в современных условиях является одним из наиболее актуальных и требует дальнейшего детального рассмотрения в рамках монографических и диссертационных работ.

Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики