Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа
Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.
2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.
3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.
4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6
1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15
Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46
2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46
2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66
Заключение……………………………………………………………………….77
Библиографический список……………………………………………………..80
66
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….………………………………
1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15
Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию…………………………………
2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46
2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..80
66
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке. В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту.
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.
Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи.
Все вышесказанное определяет актуальность избранной для исследования темы.
Объектом исследования являются таможенные правоотношения и их регламентация в законодательстве Российской Федерации.
Предметом исследования являются правила (процедуры), установленные таможенным законодательством, в том числе, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров, а также особенности взаимоотношений различных субъектов в данной сфере.
Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.
2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.
3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.
4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и др.), двусторонние соглашения между РФ и другими странами (Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан 1981 г., Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республикой 1982 г. и др.), Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и иные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие особенности предоставления таможенных льгот и преференций.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных правоведов, исследующих общие вопросы таможенного права, проблематику предоставления правовых льгот и преференций различного рода, в том числе, таможенных.
Методология исследования. К основным методам исследования относятся следующие: системно-структурный, логический, исторический, сравнительно-правовой, диалектико-материологический, прогностический, гносеологический и др.
Структура исследования. Дипломная работа включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, библиографический список.
66
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов[1].
В отличие от большинства правовых льгот, имеющих целью устранение неравенства отдельных категорий субъектов, что может быть обусловлено их материальным благосостоянием, дееспособностью, наличием иждивенцев и другими факторами, преимущества в таможенной сфере имеют определенную специфику. Представляется возможным отнести их к категории правовых стимулов, под которыми понимается «комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса»[2]. С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих - стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, и т.д.
Причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета»[3]. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией»[4].
Таможенные льготы являются одним из институтов таможенного права. Законодательное определение данного понятия отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин[5], С.В. Халипов[6], М.В. Миляков[7], Е.В. Романова[8], Т.Н. Трошкина[9], И.В. Тимошенко[10]) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)[11], к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее - НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.
Именно поэтому не следует отождествлять таможенные льготы исключительно с тарифными льготами. Первые могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства. Так, в соответствии со ст. 386 Таможенного кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с российским законодательством, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей. В свою очередь, тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей.
Необходимо отметить, что Таможенный кодекс РФ, основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.
Например, в Таможенном кодексе употребляются такие формулировки, как «льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» (п. 2 ст. 151 ТК РФ), «льготы по уплате таможенных платежей» (п. 2 ст. 131 ТК РФ), «тарифная преференция» (п. 2 ст. 29 ТК РФ), «полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов», «тарифные льготы» (подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ), «освобождение от уплаты таможенных сборов» (ст. 357.9 ТК РФ), «освобождение от определенных форм таможенного контроля» (ст. 386 ТК РФ) и другие, по своему смысловому содержанию относимые к понятию «таможенная льгота».
Закон РФ «О таможенном тарифе» лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция», а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия «льгота» раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий «тарифная льгота» и «тарифная преференция». В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.[12] Например, согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ «правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики», что подтверждает обусловленность тарифных преференций страной происхождения товара.
В существующих доктринальных определениях понятие «таможенная льгота» связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Рассмотрим некоторые точки зрения более подробно.
Традиционно в литературе льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции[13]. Так, С.В. Халипов понимает под ними «определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров»[14] и при этом ставит предоставление льготы в зависимость от «гражданства» товара. А.Н. Козырин подразумевает под преференцией «льготное налогообложение в связи со взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе»[15]. При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей. Однако льготы могут касаться и уплаты участниками экспортно-импортных операций косвенных налогов (НДС и акцизов). Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.
А.Д. Ершов отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит «в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли»[16]. Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа.
Таким образом, большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
При этом авторы оперируют понятиями «таможенные тарифно-налоговые преференции», «таможенные преференции», «тарифные льготы», «таможенные привилегии» и т.п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение.
Действительно, не все из этих терминов можно использовать как тождественные, в частности необходимо проводить различие между понятиями «льгота» и «привилегия». По мнению А.В. Малько, если льгота представляет собой правомерное облегчение, то привилегия является отрицательным отклонением, облегчением, не установленным в законе, зачастую неправомерным, призванным улучшить положение каких-либо субъектов с одновременным ухудшением положения других[17]. М.Н. Козюк, напротив, рассматривает привилегию как разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, не применяя к ней критерий «противозаконности»[18]. В.В. Хрешкова аналогичным образом соотносит понятия «таможенные льготы» и «таможенные привилегии», рассматривая последние в качестве специфических льгот, имеющих более узкую направленность[19].
Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики