Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.

2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.

3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6

1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6

1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46

2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66

Заключение……………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

диплом Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Такое участие может выражаться в следующих действиях:

- устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);

- предоставление льгот по заявлению лица или иному документу, им представляемому (например, в рамках тарифных преференций);

- издание таможенным органом индивидуального акта управления, предоставляющего право воспользоваться льготами (например, при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления).

Эти действия совершаются в рамках правоприменения, которое представляет собой «деятельность таможенных органов и их должностных лиц, осуществляемую в установленной законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия на таможенные правоотношения...»[54].

В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику таможенных правоотношений воспользоваться льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений на ввоз товаров, предназначенных для личного пользования, субъект освобождается от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления лица, ни письменного разрешения таможенного органа.

Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются имеющиеся у него основания получения той или иной таможенно-правовой льготы. Так, если физическое лицо при ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение таможенных льгот, то одновременно с таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении (пункт 4.3.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации)[55].

Вместо заявления лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и иные документы. При этом в них должны быть отражены сведения, свидетельствующие о возможности предоставления тех или иных преимуществ. Так, для получения участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока[56].

Особого внимания заслуживает последний вариант получения субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить положениям закона, в соответствии с которым они принимаются; должны быть приняты в рамках компетенции того или иного органа исполнительной власти; должны соответствовать необходимым требованиям и форме; быть юридически обоснованными.

Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления.

В распоряжении указываются:

- сведения о заявителе, для которого установлены специальные упрощенные процедуры;

- специальные упрощенные процедуры, установленные для субъекта, и срок их применения;

- места совершения таможенных операций при применении специальных упрощенных процедур;

- таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур;

- документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), которые должны представляться заявителем в таможенный орган для выпуска товаров;

- порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, связанных с хранением товаров, находящихся под таможенным контролем (при необходимости) (пункт 12 Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц)[57].

Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России.

Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.

Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений. Подобные меры подлежат применению на основании закона и призваны обеспечить безопасность и целесообразность перемещения грузов через границу государства. Запреты и ограничения в области внешней торговли товарами получили называние нетарифных барьеров, причисляются к мерам нетарифного регулирования и в совокупности с мерами, стимулирующими развитие внешнеторговой деятельности, образуют метод нетарифного регулирования внешней торговли товарами.

В ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ указано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, нетарифные запреты и ограничения рассматриваются в качестве составной части механизма таможенного регулирования.

Меры нетарифного регулирования применяются государством в целях обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды и для решения других задач. Особое внимание нетарифным мерам уделяется в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать глобальное влияние на международную торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного регулирования.

По вопросам нетарифного регулирования существует ряд интересных научных исследований[58], основанных на анализе существующих положений международных норм, сформировавшихся теоретических воззрений по данной проблематике[59].

Обратимся к понятию нетарифных запретов и ограничений.

Законодатель применяет категории «запрет», «ограничения» в качестве парных.

Представляется, что запреты предполагают санкционированный государством отказ субъекта внешнеторговой деятельности, иных участников правоотношений в таможенной сфере от перемещения определенных товаров через таможенную границу. Запреты, равно как и ограничения, могут устанавливаться на определенный срок либо иметь постоянный характер.

Примечательно, что запрет на перемещение отдельных видов товаров (оружие, наркотики, психотропные вещества и т.д.) распространяется как на физических, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В некоторых случаях государство предоставляет отдельным участникам внешнеторговой деятельности исключительное право перемещать товары, изъятые из оборота, при условии их обязательного декларирования. В данном случае право подтверждается лицензией.

В развитие положений международного права в таможенной сфере для отдельных категорий физических лиц (дипломатов, консулов и др.) предусмотрены изъятия из общего порядка таможенного оформления, обложения и контроля. Такую разновидность изъятий из установленных запретов в науке принято называть привилегиями.

Посредством установления ограничений государство осуществляет «...правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц»[60]. Экономические ограничения нетарифного характера позволяют оградить внутренний рынок от переизбытка или недостатка сельскохозяйственной и продукции рыбного промысла или применяются в целях предотвращения бесконтрольного вывоза невосполнимых природных ресурсов за пределы государства (например, квотирование) (ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ). Примечательно, что в законодательстве заложен дифференцированный подход в применении мер тарифного регулирования (ставки таможенной пошлины), запретов и ограничений нетарифной разновидности, а также возможность их гибкого сочетания.

Наука предлагает множество критериев деления мер нетарифного регулирования на виды.

Одни меры нетарифного характера направлены на соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Например, лицензирование, предоставление исключительного права.

Другие нетарифные барьеры служат целям пополнения бюджета и являют собой специфическую разновидность мер восстановительного характера (антидемпинговые, компенсационные пошлины).

Третьи играют роль ответных мер на дискриминацию иностранного государства (эмбарго, таможенная блокада, специальные защитные меры и пошлины).

Четвертая группа нетарифных мер обеспечивает режим законности перемещения и безопасности перемещаемого товара (сертификация, экспортный контроль, ветеринарный, карантинный контроль), соблюдение международных обязательств (лицензирование перемещения оружия) и т.д.

Несмотря на предлагаемые экспертами ВТО и научной общественностью классификации мер нетарифного регулирования, российское законодательство не приводит критерия деления указанных мер на виды. Нечеткость формулировок законодательства повлекла за собой проблемы правоприменения. Так, например, после вступления в силу закона сотрудники таможенных органов не могли ответить на вопрос: нужен ли сертификат на товар, помещаемый на таможенный склад, под режим международного таможенного транзита, требуется ли в таких случаях предъявлять лицензию? Более того, изменения коснулись и главы 16 КоАП РФ, в которой появился состав нарушения таможенных правил в новой редакции - ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации». Субъекты процессуальной деятельности (таможенные органы и суды) столкнулись с проблемой квалификации подобных нарушений.

Первыми отреагировали на несовершенство законодательства таможенные органы[61], а впоследствии и органы высшей судебной власти - Конституционный Суд РФ[62] и Верховный Суд РФ[63].

По разъяснению Федеральной таможенной службы, взятому впоследствии на вооружение Верховным Судом РФ, следует разграничивать две разновидности нетарифных барьеров:

1) запреты и (или) ограничения экономического характера;

2) запреты и (или) ограничения, не имеющие экономического характера.

В правоприменительной деятельности справедливо рекомендуется исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения. Меры нетарифного регулирования обеих разновидностей применяются только при выборе таких таможенных режимов, как: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления (ст. ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ).

Таким образом, на практике обеспечивается режим законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, реализация таких принципов регулирования внешнеторговой деятельности, как обеспечение обороны страны и безопасности государства (в случае ввоза иностранного товара), и обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации (в случае ввоза и вывоза определенных категорий товаров, например, при осуществлении экспортного контроля за товарами двойного назначения).

По разъяснениям Верховного Суда РФ к «...ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. ст. 21, 32, 24, 26 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина) (ст. 27 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[64]).

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензирование в случаях, предусмотренных п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.).

Запреты и ограничения, не имеющие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера, согласно ст. 158 ТК РФ, применяются независимо от заявленного таможенного режима и устанавливаются исходя из национальных интересов. На основании изложенного можно утверждать, что запреты постоянного характера являются разновидностью мер нетарифного регулирования неэкономической разновидности.

Применение запретов и ограничений нетарифного характера должно осуществляться только на основании опубликованных нормативных актов. Это правило распространяется и на вопросы, связанные с назначением мер юридической ответственности за несоблюдение нетарифных мер. Так, Конституционный Суд РФ разъяснил, что нормы ст. 16.3 КоАП РФ не допускают привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения (п. 3.4 Определения Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 537-О[65]).

Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики