Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля является основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Международная торговля (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Введение …………………………………….…………………………….....… 3
Глава 1. Основные виды и методы торговли технологиями …....................... 6
1.1. Современные условия и формы обмена технологиями ….…………...… 6
1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли …….………... 9
1.3. Государственное регулирование международной торговли ….………. 15
Глава 2. Россия на мировом рынке технологий ……………………...……... 20
2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами …………………………………………………….… 20
2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом .…... 25
Глава 3. Проблемы российского рынка технологий и пути их решения …. 29
Заключение…………………………………………………………………..… 34
Список использованных источников..……………………………………….. 37
Представитель МИД полагает, что в настоящий момент в сфере инфокоммуникационных технологий Россия имеет возможность для рывка и в ближайшем будущем можно ожидать прорыва не только в высокотехнологичной области, но и в области рыночных отношений, продвижения российских технологий на мировой рынок1.
Это
означает, что одним из основных
приоритетов государственной
Россия
остается мировым лидером в разработке
ряда фундаментальных проблем в
области физики, математики, химии,
физиологии, медицины, а также в
прикладных разработках лазерной и
криогенной техники, новых материалов,
аэрокосмической техники, отдельных
образцов военной техники и технологий,
средств связи и
Необходимо
стимулировать развитие высокотехнологичных
производств, основанных на отечественных
научно-технических
2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом
Современная
модель отношений России и ЕС формируется
в новых международных
Можно со всей определенностью сказать, что Европейскому союзу, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов Москве можно ожидать разве что в среднесрочной перспективе, а отрицательных – немедленно, тогда как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.
Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных тарифных и нетарифных ограничений даст Евросоюзу асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.
Поскольку
экспорт Европейского союза в
Россию состоит главным образом
из машинотехнической и другой готовой
продукции высоких стадий переработки,
снижение тарифных и нетарифных барьеров
вызовет его резкое увеличение по
физическому объему и стоимости.
Это усилит конкурентное давление на
отечественную обрабатывающую промышленность.
В итоге российский актив в
товарообороте с ЕС сократится, а
при особенно неблагоприятных
При оценке таможенной стоимости товара и определении страны его происхождения ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной торговли Российская Федерация – Европейский союз также должны действовать соответствующие правила ВТО. Для России задача состоит в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров.
Если
в процессе формирования ЗСТ между
Россией и Евросоюзом в области
тарифного регулирования будут
предприняты масштабные шаги по либерализации
взаимной торговли, то у сторон во многих
случаях не будет иного способа
защиты национального производства,
рынка, занятости и социальной стабильности,
кроме как прибегнуть к тем
или иным мерам нетарифного
Вместе с тем шаги по открытию российского рынка сделают возможным его освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной в других странах, что ослабит интерес к инвестированию в России как к средству проникновения на ее внутренний рынок. Но в целом формирование ЗСТ все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего в отрасли обрабатывающей промышленности.
Для
того чтобы обеспечить такой положительный
эффект, Москве понадобятся активные
переговоры с Евросоюзом. При этом
необходимо ссылаться на то, что
учреждение зоны свободной торговли
принесет ЕС выгоду с самого начала
переходного периода, в то время
как Россия столкнется со значительными
трудностями по структурной перестройке
ее народного хозяйства и не сразу
сможет в полной мере вкусить плоды
свободы торговли. Поэтому Москва
имеет все основания ожидать
от Брюсселя соразмерных уступок
и льгот в области
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Сравнительно небольшие объёмы формирующегося российского рынка лицензий не снижают остроты проблемы его управления государством. Несмотря на многообразие подходов к регулированию лицензионной деятельности в различных зарубежных странах функции государства в этой области сводятся в основном к следующим:
- создание условий для свободного обмена наукоёмкой технологией внутри страны и на мировом рынке;
- обеспечение охраны объектов промышленной собственности в своей стране и за рубежом;
- предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие страны;
- пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства;
- контроль за актуальностью, техническим уровнем, экономичностью и валютными расходами при закупке зарубежной наукоёмкой технологии, использованием иностранных инвестиций;
- соблюдение международных соглашений по обмену наукоёмкой технологией между странами-участницами, а также передача технологии в другие страны.
Очевидно,
что эти функции, взятые за основу,
вполне подойдут и для России. Однако
проведение реформы внешнеэкономической,
патентно-лицензионной деятельности и
принятие соответствующих
Сейчас в стране сложилась ситуация, парадокс которой заключается в том, что государство осуществляет обязательную регистрацию и контроль всех заключаемых внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент, и вместе с тем не ведётся регистрация и контроль аналогичных внешних коммерческих сделок с зарубежными фирмами.
Имеется
немало фактов, свидетельствующих о
передаче российскими
Президент одной из таких фирм – «Сайнтифик дайменшенз» (“Scientific Dimensions”) – прямо призывает использовать сложившуюся в России ситуацию для получения наукоёмкой технологии, поскольку такой возможности в будущем не предвидится. А пока американские брокеры и российские разработчики широко используют так называемые «стандартные договоры» с распределением прибыли от использования наших изобретений во соотношении 50:50. Такое деление прибыли, конечно же, далеко не адекватно их вкладу. Отсутствие контроля и регистрации внешних лицензионных договоров при недостатке у российских предпринимателей необходимых знаний и опыта в сфере международного лицензирования ведут не только к недополучению платежей за лицензии, но и к бесконтрольному вывозу национальных научно-технических достижений за рубеж.
В
настоящее время
Совершенно
очевидно, что назрела необходимость
стимулировать развитие высокотехнологичных
производств, основанных на отечественных
научно-технических
При этом, однако, необходимо помнить, что успешное развитие инновационной сферы, а также вхождение России на мировой рынок технологий невозможно без международного взаимодействия, сотрудничества России с другими странами. Интенсификация инновационной деятельности в России также невозможна без обеспечения ее соответствующими инвестициями. Поэтому особое внимание необходимо уделять привлечению прямых иностранных инвестиций, зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном фондовом рынке, разработке схем их выхода на мировой рынок, использованию мировой практики предпринимательства и партнерства государства и частного сектора.
Для
обеспечения технологической
России
необходимо выработать долгосрочную стратегию
развития науки и инноваций, способную
вывести национальную экономику
на путь устойчивого прогресса, опирающегося
на достижения НТП, на процессы международной
научно-технологической
Отсутствие
при переходе к рыночным отношениям
научно-обоснованной государственной
концепции и политики участия
России в международном
Россия к середине 90-х годов практически прекратила участие в международном технологическом обмене по лицензионным договорам. Хотя в 2001 г. участие России в международном обмене технологиями, содержащими изобретения и ноу-хау по лицензионным договорам, начало оживляться, оно продолжает быть ничтожным по сравнению с развитыми и даже с некоторыми развивающимися странами. Так, поступления от продажи лицензий Россией составили лишь 0,16% от поступлений США, 8,72% от Южной Кореи, 13,54% от Италии, 72,29% от Индии.
Доля России в мировых поступлениях за проданные лицензии составила всего 0,08%, то есть меньше всех указанных стран мира.
Россия не в меньшей, а даже в большей степени, чем другие страны, нуждается в иностранных инвестициях, которые должны обеспечивать воспроизводство и развитие НИОКР, промышленного и сельскохозяйственного производства на уровне последних достижений мировой науки и техники. Значительная доля иностранных инвестиций должна направляться на закупку зарубежной технологии и (или) получение прав на ее использование, на тех направлениях НТП, на которых наметилось или сложилось отставание от зарубежных достижений. Должен строго соблюдаться принцип – нет инвестиций без передачи новейшей технологии или последней без сопутствующих инвестиций.