Россия на мировом рынке технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля является основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Международная торговля (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Содержание

Введение …………………………………….…………………………….....… 3

Глава 1. Основные виды и методы торговли технологиями …....................... 6

1.1. Современные условия и формы обмена технологиями ….…………...… 6

1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли …….………... 9

1.3. Государственное регулирование международной торговли ….………. 15

Глава 2. Россия на мировом рынке технологий ……………………...……... 20

2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами …………………………………………………….… 20

2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом .…... 25

Глава 3. Проблемы российского рынка технологий и пути их решения …. 29

Заключение…………………………………………………………………..… 34

Список использованных источников..……………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

ТЭО.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

   Представитель МИД полагает, что в настоящий  момент в сфере инфокоммуникационных технологий Россия имеет возможность  для рывка и в ближайшем будущем можно ожидать прорыва не только в высокотехнологичной области, но и в области рыночных отношений, продвижения российских технологий на мировой рынок1.

   Это означает, что одним из основных приоритетов государственной экономической  политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий  общеобразовательный уровень и  интеллектуальный потенциал российской нации.

   Россия  остается мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в  области физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в  прикладных разработках лазерной и  криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных  образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, разработки программных  продуктов для ЭВМ и др.

   Необходимо  стимулировать развитие высокотехнологичных  производств, основанных на отечественных  научно-технических разработках, которые  способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.

2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом

     Современная модель отношений России и ЕС формируется  в новых международных условиях, которые характеризуются глобальными  экономическими процессами и вступлением  РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с  данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским  Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая  к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной  базе и юридической практике все  большего числа стран, грозит нам  изоляцией».

     Можно со всей определенностью сказать, что  Европейскому союзу, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так  однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов  Москве можно ожидать разве что  в среднесрочной перспективе, а  отрицательных – немедленно, тогда  как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

     Освобождение  на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных тарифных и нетарифных ограничений даст Евросоюзу асимметричные  конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых  последствий будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.

     Поскольку экспорт Европейского союза в  Россию состоит главным образом  из машинотехнической и другой готовой  продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в  товарообороте с ЕС сократится, а  при особенно неблагоприятных обстоятельствах  может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое  в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза  по сравнению с ее экспортом и  без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий  нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.

     При оценке таможенной стоимости товара и определении страны его происхождения  ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации  и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной  торговли Российская Федерация –  Европейский союз также должны действовать  соответствующие правила ВТО. Для России задача состоит в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров.

     Если  в процессе формирования ЗСТ между  Россией и Евросоюзом в области  тарифного регулирования будут  предприняты масштабные шаги по либерализации  взаимной торговли, то у сторон во многих случаях не будет иного способа  защиты национального производства, рынка, занятости и социальной стабильности, кроме как прибегнуть к тем  или иным мерам нетарифного регулирования. Поэтому будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий  правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования  в духе последовательной либерализации  торговли между ними.

     Вместе  с тем шаги по открытию российского  рынка сделают возможным его  освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной  в других странах, что ослабит  интерес к инвестированию в России как к средству проникновения  на ее внутренний рынок. Но в целом  формирование ЗСТ все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего  в отрасли обрабатывающей промышленности.

     Для того чтобы обеспечить такой положительный  эффект, Москве понадобятся активные переговоры с Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться на то, что  учреждение зоны свободной торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время  как Россия столкнется со значительными  трудностями по структурной перестройке  ее народного хозяйства и не сразу  сможет в полной мере вкусить плоды  свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать  от Брюсселя соразмерных уступок  и льгот в области инвестиционного  сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и  облегчения доступа российской рабочей силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах – членах Евросоюза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

   Сравнительно  небольшие объёмы формирующегося российского  рынка лицензий не снижают остроты  проблемы его управления государством. Несмотря на многообразие подходов к  регулированию лицензионной деятельности в различных зарубежных странах  функции государства в этой области  сводятся в основном к следующим:

   - создание условий для свободного обмена наукоёмкой технологией внутри страны и на мировом рынке;

   - обеспечение охраны объектов промышленной собственности в своей стране и за рубежом;

   - предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие страны;

   - пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства;

   - контроль за актуальностью, техническим уровнем, экономичностью и валютными расходами при закупке зарубежной наукоёмкой технологии, использованием иностранных инвестиций;

   - соблюдение международных соглашений по обмену наукоёмкой технологией между странами-участницами, а также передача технологии в другие страны.

   Очевидно, что эти функции, взятые за основу, вполне подойдут и для России. Однако проведение реформы внешнеэкономической, патентно-лицензионной деятельности и  принятие соответствующих законодательно- нормативных актов в данной области  позволили в значительной мере решить лишь первые две из этих задач. Невыполнение государством остальных указанных  функций не только сделало в России неэффективным такой прибыльный вид коммерческой деятельности, как  лицензионная торговля, но и привело  к потере значительной части отечественного научно-технического потенциала.

   Сейчас  в стране сложилась ситуация, парадокс которой заключается в том, что  государство осуществляет обязательную регистрацию и контроль всех заключаемых  внутренних лицензионных договоров  и соглашений об уступке права  на патент, и вместе с тем не ведётся  регистрация и контроль аналогичных  внешних коммерческих сделок с зарубежными  фирмами.

   Имеется немало фактов, свидетельствующих о  передаче российскими патентообладателями  иностранным фирмам ценной наукоёмкой технологии за очень незначительную плату. Так, газета «Нью-Йорк таймс» 8 августа 1993 г. сообщила о создании в США  большой сети брокерских фирм, ведущих  в России настоящую охоту за передовой, в том числе засекреченной, технологией.

   Президент одной из таких фирм – «Сайнтифик дайменшенз» (“Scientific Dimensions”) – прямо  призывает использовать сложившуюся  в России ситуацию для получения  наукоёмкой технологии, поскольку такой  возможности в будущем не предвидится. А пока американские брокеры и  российские разработчики широко используют так называемые «стандартные договоры»  с распределением прибыли от использования  наших изобретений во соотношении 50:50. Такое деление прибыли, конечно  же, далеко не адекватно их вкладу. Отсутствие контроля и регистрации внешних  лицензионных договоров при недостатке у российских предпринимателей необходимых  знаний и опыта в сфере международного лицензирования ведут не только к  недополучению платежей за лицензии, но и к бесконтрольному вывозу национальных научно-технических достижений за рубеж.

   В настоящее время технологический  рынок России по преимуществу носит  энерго-сырьевой характер. Отчасти  это объясняется снижением доли расходов на НИОКР, которые в настоящее  время соответствуют уровню 1946-1950 гг., при которых абсолютная величина общих расходов на НИОКР близка к  уровню начала 60-х годов. Кроме того наблюдается низкая востребованность российских научно-технических достижений, поскольку менее 5% зарегистрированных изобретений и полезных моделей стали объектами коммерческих сделок в 1992-2001 гг.

   Совершенно  очевидно, что назрела необходимость  стимулировать развитие высокотехнологичных  производств, основанных на отечественных  научно-технических разработках, которые  способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую  и долгосрочную перспективу.

   При этом, однако, необходимо помнить, что  успешное развитие инновационной сферы, а также вхождение России на мировой  рынок технологий невозможно без  международного взаимодействия, сотрудничества России с другими странами. Интенсификация инновационной деятельности в России также невозможна без обеспечения  ее соответствующими инвестициями. Поэтому  особое внимание необходимо уделять  привлечению прямых иностранных  инвестиций, зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном  фондовом рынке, разработке схем их выхода на мировой рынок, использованию  мировой практики предпринимательства  и партнерства государства и  частного сектора.

   Для обеспечения технологической безопасности страны основное внимание должно уделяться  вопросам защиты интеллектуальной собственности  от утечки и неравномерного использования  за рубежом, в том числе в судебном порядке, правовой и финансовой регламентации  НИОКР, выполняемых по заказам иностранных  организаций и фирм, в том числе  в области технологий и техники  военного назначения.

   России  необходимо выработать долгосрочную стратегию  развития науки и инноваций, способную  вывести национальную экономику  на путь устойчивого прогресса, опирающегося на достижения НТП, на процессы международной  научно-технологической корпорации и интеграции.

   Отсутствие  при переходе к рыночным отношениям научно-обоснованной государственной  концепции и политики участия  России в международном технологическом  обмене, отсутствие научных принципов  и методов их осуществления, значительное сокращение финансирования НИОКР, развал промышленного и сельскохозяйственного  производства, сдерживают НТП и социально-экономическое  развитие России. Отъезд за границу  научных работников и специалистов, некомпетентность многих организаций  и предприятий, осуществляющих экспорт-импорт технологий, и неконтролируемый вывоз  отечественных научно-технических  достижений за границу подрывают  государственную и экономическую  безопасность и наносят колоссальный экономический ущерб России.

   Россия  к середине 90-х годов практически  прекратила участие в международном  технологическом обмене по лицензионным договорам. Хотя в 2001 г. участие России в международном обмене технологиями, содержащими изобретения и ноу-хау по лицензионным договорам, начало оживляться, оно продолжает быть ничтожным по сравнению с развитыми и даже с некоторыми развивающимися странами. Так, поступления от продажи лицензий Россией составили лишь 0,16% от поступлений США, 8,72% от Южной Кореи, 13,54% от Италии, 72,29% от Индии.

   Доля  России в мировых поступлениях за проданные лицензии составила всего 0,08%, то есть меньше всех указанных стран мира.

   Россия  не в меньшей, а даже в большей  степени, чем другие страны, нуждается  в иностранных инвестициях, которые  должны обеспечивать воспроизводство  и развитие НИОКР, промышленного  и сельскохозяйственного  производства на уровне последних достижений мировой  науки и техники. Значительная доля иностранных инвестиций должна направляться на закупку зарубежной технологии и (или) получение прав на ее использование, на тех направлениях НТП, на которых  наметилось или сложилось отставание от зарубежных достижений. Должен строго соблюдаться принцип – нет инвестиций без передачи новейшей технологии или последней без сопутствующих инвестиций.

Информация о работе Россия на мировом рынке технологий