Россия на мировом рынке технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля является основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Международная торговля (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Содержание

Введение …………………………………….…………………………….....… 3

Глава 1. Основные виды и методы торговли технологиями …....................... 6

1.1. Современные условия и формы обмена технологиями ….…………...… 6

1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли …….………... 9

1.3. Государственное регулирование международной торговли ….………. 15

Глава 2. Россия на мировом рынке технологий ……………………...……... 20

2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами …………………………………………………….… 20

2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом .…... 25

Глава 3. Проблемы российского рынка технологий и пути их решения …. 29

Заключение…………………………………………………………………..… 34

Список использованных источников..……………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

ТЭО.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

   К наиболее характерным положениям антитрестовских  норм относятся:

   - запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей применения;

   - установление количественных ограничений в производстве запатентованной продукции или использование процесса;

   - навязывание закупки продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии; перекрёстное лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;

   - сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора;

   - запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;

   - обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;

   - запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар не владеет патентами в странах Общего рынка;

   - предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;

   - уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.

   Антитрестовское законодательство каждой отдельной  капиталистической страны в основном служит протекционистским целям  национальных предпринимателей при  импорте лицензий, однако и экспортёрам  лицензий этих стран приходится считаться  с нормами антитрестовского законодательства других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение  в применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных договоров, в которых учитываются ограничительные  меры, предусмотренные в антитрестовских  законах.

   В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых стран в  законе Российской Федерации «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» отсутствуют  положения, касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о налогообложении не предусмотрены  какие-либо льготы для продавцов  и покупателей лицензии.

   Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона положение о  государственном стимулировании создания и использования объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны какие-либо законодательно-нормативные  акты о предоставлении льгот продавцам  и покупателям лицензий на изобретения  и другие виды наукоёмкой технологии. Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

   Анализируя  законодательство и практику лицензионной деятельности в России, можно сделать  вывод об отсутствии в стране цельной  системы государственного регулирования  обмена наукоёмкой технологией на внутреннем и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его государственное регулирование и развитие.

   Многие  законодательные и нормативные  акты, регулирующие важнейшие направления  лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя такое положение, нередко ссылаются на опыт США  и Германии, законодательство которых  не предусматривает процедуры одобрения  и регистрации лицензионных договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих странах  обеспечивается не только системой других законодательных актов, но и большим  опытом, традициями, профессионализмом  и деловой культурой многих поколений  предпринимателей.

   Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не имеет необходимых  профессиональных знаний, опыта, деловой  культуры в области международной  торговли лицензиями. Отсутствие в  сфере лицензионной деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного  порядка передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения  и контроля за закупаемой технологией  за рубежом порождают формирование и развитие в России нерегулируемого  «дикого» рынка лицензий, который  наносит ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок  лицензий обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы  государственного регулирования лицензионного  обмена в стране, принятие соответствующих  нормативных актов. 
 
 
 

ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами

   В ходе эволюции институциональных систем формируются определенные механизмы, способные активизировать инновационную  активность и обеспечить эффективность  продвижения научно-технологических  достижений на мировой рынок. В данном процессе особую роль играют следующие  факторы: специфика страны (природные  ресурсы, климат, географическое положение), особенности исторического развития государственных институтов, предприятий, положение науки и образования  и т.д.

   Особую  роль в инновационной сфере играют следующие факторы:

   - предпринимательский сектор и крупные корпорации, характеризующиеся концентрацией ресурсов и гибкостью в перераспределении средств из неперспективных в наиболее приоритетные направления инновационной сферы;

   - государство, играющее особую роль в формировании и развитии национальных инновационных систем. Разработанная государственная политика в области развития образования, науки и технологий способствует созданию благоприятных институциональных условий для инновационного роста, интеграции в глобальную инновационную сферу.

   Без анализа межстрановых и внутристрановых форм передачи технологий невозможно осмыслить и разработать российскую модель передачи технологий. Та или иная особенность моделей трансферта технологий заключается в концентрации их отдельных видов в определенных странах. Более того, монополия детерминирует дальнейшее развитие производства специфических, но экономически более выгодных товаров, в одной стране, чем в других странах.

   Стремление государств удержать передовые технологии в национальных рамках путем наложения явных и скрытых запретов или ограничений на ее вывоз. Так, многие страны ограничивают импорт технологий с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест.

   В настоящее время преобладающим  способом контроля над передачей  технологий через национальные границы  служат лицензионные договоры и договоры о привилегиях, основу которых составляет, во-первых, приобретение защищаемого  законом права собственности  на информацию о продукте интеллектуального труда, а во-вторых - передача этого права за определенную плату по лицензии другому лицу.

   В последнее время получила распространение  новая практика, а именно - заключение соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями, получившего название «помощь в продаже» (sales-aid). Их основу составляет, с одной стороны, использование торговых сетей поставщика, а с другой - расширение границ сбыта той или иной продукции. Особенностью данного соглашения является тот факт, что производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга.

   В большинстве странах мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышал коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также выходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке - рано или поздно запас советских разработок закончится и устареет.

   Устойчивая  тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве обусловлена высокой доходностью  и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной  и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом  экспорте уже привели к значительному  снижению роли транспорта при осуществлении  международных коммерческих операций.

   В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Россия пока еще не в состоянии  преодолеть порога сырьевого фактора  снижения себестоимости, и это особо  трагично притом, что образование  в мире стало одной из наиболее прибыльных отраслей экономики.

   Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает  спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что  основным товаром современности  стала информация. В этой связи  независимое производство информации ставит вопрос о роли национального  государства присваивающего и распределяющего  информацию в своих целях - удержание  и укрепление власти. Таким образом, чисто экономический вопрос переходит  в плоскость философии и политологии. Нет причин отрицать то, что использование  торговли технологиями как механизма  влияния на скорость мирового интеграционного  процесса со стороны национальных государств и ТНК широко используется в политических целях. В тоже время мировая экономическая  интеграция есть объективный исторический самоопределяющийся процесс, происходящий из невозможности сокрытия информации национальными государствами вследствие ее многократного роста.

   Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой  на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и  рынком услуг, что обусловлено высокой  доходностью новых технологий и  определяющей ролью в производственном процессе.

   Тесная  связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка  особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных  товаров, составила около 1% в 1999 году. И эта тенденция сохраняется  и в наше время. Так, в 1ом квартале 2009 года экспорт России в области  машин, оборудования и транспортных средств (отрасли, являющиеся наиболее высокотехнологичными) составляет всего 2762 млн. долларов, что составляет всего 4,3% от общего экспорта. Данные же по США  по цифрам высокотехнологических товаров  всего за март 2009 составила 20.7 миллиардов долларов США.

   Необходимость в полномасштабной государственной  поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку  в последнее десятилетие и  слабым вниманием к мировому научно исследовательскому процессу. по данным Росстата за 2007 год инвестиции на научные  исследования составили всего полпроцента  от общей суммы инвестиций.

   Даже  при беглом взгляде на проблемы российского  участия в международном технологическом  обмене становится ясным, что для  достойного участия России на мировом  рынке технологий необходим, в первую очередь много кратный рост финансовых вложений в науку, образование и  здравоохранение; финансирование изобретательского  и рационализаторского движений на предприятиях; поддержка со стороны  государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; ясное законодательство в области ВЭД; нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область и, не побоюсь повториться, деньги, деньги и еще раз деньги, поскольку без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний.

   Россия  пока остается крупным поставщиком  на мировой рынок только энергоносителей  и сырья – так называемых биржевых товаров, механизм формирования цен  на которые вообще находится вне  рамок ВТО. В настоящее время  России, к сожалению, на мировом рынке  высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 1%, тогда  как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%.

   По  его словам, при таком маленьком  показателе потенциал России в сфере  высоких технологий неизмеримо высок  и при условии динамичного  развития этой отрасли к 2015 г. доля РФ на мировом рынке высоких технологий может составить до 12 %. По словам А. Денисова, одна из особенностей развития российского рынка высоких технологий заключается в том, что российские компании "сразу вышли на партнерские  взаимоотношения с лидерами в  этой области, особенно в отношении  высокотехнологичных компаний США". В 2002 г. объем заказов в области  высоких технологий со стороны американских предприятий российским компаниям  составил 500 млн. долл., в 2001 г. аналогичный  показатель составлял менее 200 млн. долл. Однако, учитывая большой потенциал  этих взаимоотношений к 2005 г., как  прогнозируется, объем заказов может  вырасти до 3 млрд. долл. Притом, что  в настоящий момент товарооборот США достигает около 10 млрд. долл.

Информация о работе Россия на мировом рынке технологий