Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля является основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Международная торговля (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Введение …………………………………….…………………………….....… 3
Глава 1. Основные виды и методы торговли технологиями …....................... 6
1.1. Современные условия и формы обмена технологиями ….…………...… 6
1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли …….………... 9
1.3. Государственное регулирование международной торговли ….………. 15
Глава 2. Россия на мировом рынке технологий ……………………...……... 20
2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами …………………………………………………….… 20
2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом .…... 25
Глава 3. Проблемы российского рынка технологий и пути их решения …. 29
Заключение…………………………………………………………………..… 34
Список использованных источников..……………………………………….. 37
Глава 1. Основные виды и методы торговли технологиями …....................... 6
1.1. Современные
условия и формы обмена
1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли …….………... 9
1.3. Государственное регулирование международной торговли ….………. 15
Глава 2. Россия на мировом рынке технологий ……………………...……... 20
2.1. Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами …………………………………………………….… 20
2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом .…... 25
Глава 3. Проблемы российского рынка технологий и пути их решения …. 29
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников..………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля является основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Международная торговля (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортного потенциала страны. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции. В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др.
Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои организационные и экономические особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны.
Небольшая часть международного экономического обмена представляет собой обмен технологией либо в «чистом виде» - в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой - получение прибылей.
Практически
же решается основная задача: привлечение
передовой технологии с целью
повышения
Актуальность данной темы состоит в том, что, информационные технологии, которые в последние годы стали одним из ключевых факторов экономического развития, существенно влияют на конкурентоспособность субъектов рынка и экономик отдельных государств. В этой связи представляется целесообразным сосредоточить внимание на анализе возможностей России в международной торговле новейшими товарами.
Цель курсовой работы заключается, в раскрытии сущности основных форм торговли новейшими технологиями, тенденций развития международной торговли технологиями, и в определении направлений участия России в данной форме международных экономических отношений.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- проанализировать основные направления и формы международной торговли информационными технологиями;
- оценить организацию международной торговли в России;
-
изучить проблемы в развитии и совершенствовании
международной торговли новыми технологиями.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ ТОРГОВЛИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
1.1. Современные условия и формы обмена технологиями
Технология - это объект купли-продажи, который является результатом интеллектуальной деятельности и существует в двух формах: овеществленной (технологические линии, инструменты, приборы и т.д.) и неовеществленной (модели).
Особенности рынка технологий:
Технологии имеют свой жизненный цикл. На стадии роста жизненного цикла отдается предпочтение продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы. На стадии зрелости осуществляется технологический обмен, который сопровождается прямыми инвестициями. На стадии упадка идет полная уступка прав собственности на технологию.
Международный технологический обмен может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе.
Обмен на коммерческой основе:
- продажа технологий в материальной форме (продажа оборудования, инструмента, лизинг);
- совместное проведение НИОКР;
- прямые инвестиции, сопровождающиеся модернизацией основных фондов;
- продажа патентов, лицензий;
- инжиниринг – деятельность по предоставлению консультационных услуг научно-технического характера.
Обмен на некоммерческой основе:
- информационный обмен базами данных;
- введение научно-методических и научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов;
- обучение, стажировка и практика студентов, аспирантов, специалистов за рубежом.
В основном на некоммерческой основе происходит обмен неплатежеспособной продукции, в частности: фундаментальные исследования, деловые игры, изобретения и т.д. К формам обмена технологий на некоммерческой основе условно можно отнести промышленный шпионаж.
Передача
технологии осуществляется двум главным
группам покупателей: зарубежным филиалам
(дочерним фирмам ТНК) и независимым
фирмам. Новые технологии предоставляются
преимущественно ТНК своим
Крупнейшим
в мире экспортером технологии является
США. Положительное сальдо в торговле
лицензиями имеют Великобритания и
Швейцария. Япония, которая в 50-80-х
гг. была одним из крупнейших в мире
потребителей научно-технических достижений,
и в настоящее время все
еще больше платит за иностранную
технологию, чем получает за экспорт
своей, но этот разрыв уменьшается. Такие
страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика,
Индия, Турция, целенаправленно осуществляют
закупку иностранных
Научно-технические связи тесно переплетены с торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более – наукоемкой продукции в целом.
Весь
мировой рынок
Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%, России - менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).
Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут ко все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и технологического обмена, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.
Технологический обмен классифицируется по:
- объектам обмена (патенты, ноу-хау, услуги, связанные с инженерно-технической и управленческой деятельностью, техническая документация, техническая помощь);
- способам получения информации (выставки, симпозиумы, конференции, обмен учёными и специалистами, технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин, научно-техническая и промышленная кооперация);
- характеру взаимосвязи (совместное производство, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместные предприятия;
- каналам получения информации (коммерческие и некоммерческие, межгосударственные соглашения, межфирменные связи, внутренние связи многонациональных и транснациональных корпораций).
Наиболее распространённой формой передачи технологий является лицензионная торговля. По лицензиям передаются объекты промышленной собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания), совершаются сделки об оказании технической помощи, услуг типа инжиниринг, обучению, передачу ноу-хау, компьютерных программ и программных продуктов.
1.2. Основные понятия и принципы лицензионной торговли
Лицензионная торговля (license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
«Ноу-хау» (know-how) - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.
Передача на коммерческой основе, обмен, распространение «ноу-хау» осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.
Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В
современных условиях в развитых
странах практически все