Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 03:24, курсовая работа
Цель – показать современное состояние, проблемы вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Введение……………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Таможенные органы РФ как субъект правоохранительной деятельности.
1.1.Признаки и понятия правоохранительной деятельности и правоохранительных органов……………………………………………………..…….4
1.2.Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов РФ…………………………………………………………………………………………………………8
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.
2.1. Дознание таможенных органов РФ.…………………………….……………..14
2.2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РФ…21
2.3. Административное задержание и его применение…………………….26
Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе.
3.1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года…………………………………32
3.2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства…………………………………………….34
3.3. Перспективы на 2012 год……………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………………………………….38
Список литературы………………
Сами по себе данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, доказательственного значения не имеют, но могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от исполнения наказания или лиц, без вести пропавших.
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке.
2.3. Административное задержание и в каких случаях оно может быть применено.
Под административным задержанием
понимается принудительное, как правило,
кратковременное ограничение
Административное задержание применяется к нарушителям таможенных правил на срок от трех часов до десяти суток. Длительность задержания зависит от того, с какой целью оно применено, и от поведения лица, привлеченного к ответственности.
Административное задержание до трех часов возможно в целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.
Закон допускает административное задержание на срок до десяти суток, если таможенные органы располагают сведениями, что лицо перемещает через таможенную границу товары, скрывая их в своем теле, либо оказывает сопротивление при проведении личного досмотра, либо пытается скрыться с места совершения правонарушения. Административное задержание до десяти суток возможно в случае, если лицо создает препятствия для установления его личности.
Обо всех фактах административного задержания таможенный орган обязан уведомить прокурора. Если имеет место задержание до трех суток — прокурор уведомляется в течение 24 часов. В случае задержания на срок до десяти суток — необходима санкция прокурора.
Об административном задержании составляется протокол. На лиц, к которым применена такая мера, распространяются порядок и правила, установленные Положением "О порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления". Задержанный имеет право знать, в чем он подозревается, требовать проверки прокурором правомерности задержания. Требование это должно быть немедленно сообщено прокурору. Решение об административном задержании может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган, в районный народный суд или прокурору.
Так же, как и при совершении любого другого административного проступка, доказательствами нарушения таможенных правил являются объяснения лица, привлеченного к ответственности, объяснения свидетелей, заключение эксперта, вещественные доказательства.
Однако данные нарушения обнаруживаются, как правило, при таможенном контроле, таможенном оформлении и связаны с проверкой документации, товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Поэтому в качестве доказательств используются протоколы и другие документы, составленные в ходе таможенного контроля и оформления. Ведение производства по делу сопровождается процессуальными действиями, которые также облекаются в протокольную форму (протокол административного задержания; изъятия документов, товаров и иных предметов; постановление о наложении на них ареста и т. д.).
Однако никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Они оцениваются в совокупности.
Для установления состава нарушения в действиях лица, провозящего товары через таможенную границу, во многих случаях требуются специальные познания в науке, искусстве, технике. В этих случаях назначается экспертиза,
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий либо иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для того, чтобы дать заключение.
Должностное лицо, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.
Заключение эксперта не является для него обязательным, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения возможно проведение дополнительной экспертизы.
Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются товары, транспортные средства, которые были непосредственными объектами правонарушения. К вещественным доказательствам относятся товары и транспорт со специально изготовленными тайниками, с помощью которых производилось незаконное перемещение через таможенную границу. С этой же целью нарушителями могут быть использованы документы и средства идентификации, которые также могут рассматриваться как вещественные доказательства. Вещественными доказательствами могут быть любые предметы, сохранившие на себе следы правонарушения. Вещественные доказательства, если они по постановлению таможенного органа подлежат конфискации, конфискуются независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил.
Письменными доказательствами являются акты, справки, письменные сообщения и другие документы, в которых предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также физические и должностные лица изложили или удостоверили факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Деятельность таможенных органов в процессе ведения дела направлена на получение доказательств о нарушении таможенных правил. Эта деятельность осуществляется в рамках процессуальных действий, определенных законом, и включает:
опрос лиц;
истребование документов, необходимых для производства по делу и его рассмотрения;
изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество; таможенное обследование;
осмотр;
предъявление товаров, транспортные средств, документов на них и иных предметов для опознания;
получение необходимой информации от государственных органов и иных лиц;
проведение ревизии, проверки, инвентаризации;
проведение экспертизы.
Опрос физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности, начинается с вопроса, признает ли он себя виновным в нарушении таможенных правил. Опрос привлекаемых к ответственности руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, а также гражданина-предпринимателя начинается с вопроса, признает ли он факт нарушения таможенных правил.
Если опрашивается свидетель, ему сообщается об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван.
Затем опрашиваемый дает свои объяснения по существу дела, после чего ему задаются вопросы.
Особо в законе обращено внимание на опрос несовершеннолетних. При опросе лица, не достигшего 14-летнего возраста, вызывается педагог или психолог; если опрашивается несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, допуск указанных лиц зависит от решения лица, в производстве которого находится дело.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано не позднее чем в пятидневный срок направить или выдать их должностному лицу таможенного органа.
Документы представляются в подлиннике. Заверенные должным образом копии документов вместо подлинников могут представляться лишь с согласия лица, в производстве которого находится дело. Если для производства и рассмотрения дела имеет значение лишь часть документов, представляется заверенная выписка из них.
При исполнении требования о представлении документов они могут быть изъяты в принудительном порядке.
Глава 3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.
3.1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания.
В период с января по сентябрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3641 уголовное дело, что на 12% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) (3229).
Наибольшее число возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального – 894, Северо-Западного (включая Калининградский регион) – 742, Приволжского – 579 и Дальневосточного -378 таможенных управлений. Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионе деятельности Северо-Западной, Приволжской, Центральной и Дальневосточной оперативных таможен, а также во Внуковской, Центральной энергетической и Шереметьевской таможнях.
На протяжении рассматриваемого периода в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 91%.
По статье 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК России) возбуждено 3330 дел (в АППГ – 2873 дела).
По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 247 уголовных дел (в АППГ – 234 дела), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 7%.
В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 64 уголовных дела (в АППГ – 122 дела).
Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 15,9 млрд. руб. (в АППГ – 7,7 млрд. руб.), сумма неуплаченных таможенных платежей – 541,2 млн. руб. (в АППГ – 500,8 млн. руб.). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 79,4 млрд. руб. (в АППГ – 74,8 млрд. руб.).
Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:
-наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 1146 уголовных дел;
-товары народного потребления – 334 уголовных дела;
-средства наземного транспорта – 289 уголовных дел;
-лес и лесоматериалы – 216 уголовных дел;
-продукты питания – 181 уголовное дело.
В период с января по сентябрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации из незаконного оборота изъято свыше 363,2 кг наркотических средств. Из них: героина – более 123 кг, марихуаны – 34,3 кг, кокаина – 21,3 кг, опия – около 11 кг, гашиша – 163,1 кг.
По подозрению в совершении преступлений в отчетном периоде задержано 250 лиц (в АППГ – 279). К 74 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в АППГ – к 72 лицам).
В суды с обвинительными актами направлено 141 уголовное дело (в АППГ – 227 дел).
По 126 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в АППГ – по 223 делам).
3.2. Показатели правоохранительной
деятельности таможенных
С января по сентябрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 54612 дел об административных правонарушениях (далее – АП). В том числе:
- без проведения административного расследования - 30469 дел об АП (в АППГ – 30830), из них составлено 22657 протоколов об АП (в АППГ – 22178), вынесено 279 постановлений прокурора (в АППГ – 241), 1773 постановления-предупреждения (в АППГ – 1757) и 5760 постановлений без составления протокола (в АППГ – 6654).