Правоохранительная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – показать современное состояние, проблемы вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Таможенные органы РФ как субъект правоохранительной деятельности.
1.1.Признаки и понятия правоохранительной деятельности и правоохранительных органов……………………………………………………..…….4
1.2.Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов РФ…………………………………………………………………………………………………………8
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.
2.1. Дознание таможенных органов РФ.…………………………….……………..14
2.2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РФ…21
2.3. Административное задержание и его применение…………………….26
Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе.
3.1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года…………………………………32
3.2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства…………………………………………….34
3.3. Перспективы на 2012 год……………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………………………………….38
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

таможенное право курсовик.docx

— 57.01 Кб (Скачать)

   Как правоохранительные органы и составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.

   Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

   Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе таможенного союза и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.

   Столь же однозначно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

   В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.

   Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические наказания, установленные соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

   В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще один момент - она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса таможенного союза и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства (наручники, слезоточивые вещества, средства для остановки транспортных средств, огнестрельное оружие и т.д.), предназначенные для решения таможенных задач.

   Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.       Так 16 марта 2011 года прошло заседание межведомственной рабочей группы Федеральной налоговой службы (ФНС России) и Федеральной таможенной службы (ФТС России).

 

На заседании обсуждены актуальные вопросы и перспективные направления  взаимодействия налоговых и таможенных органов, направленные на повышение  эффективности администрирования  в установленных сферах деятельности путем совершенствования информационного  обмена и организации оперативного взаимодействия при проведении налоговых  и таможенных проверок, в том числе  при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Рассмотрены вопросы организации обмена информацией, содержащейся в информационных ресурсах налоговых и таможенных органов, на плановой основе и в инициативном порядке при проведении проверок, а также актуализации действующего соглашения о сотрудничестве ФТС России и ФНС России в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

23 апреля 2008 г. Было подписано соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов. Задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются:

1)Повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов;

2)Организация надлежащего взаимодействия таможенных органов

и ФССП России, ее территориальных  органов и их структурных подразделений  при осуществлении возложенных  на них полномочий;

3)Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

   Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза (ТС) по уголовным делам и делам об административных правонарушениях".

  Данный закон был принят Государственной думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля.

   Федеральным законом предусматривается ратификация Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подписанного в Астане 5 июля 2010 года. Подписание Соглашения было обусловлено необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления экономической интеграции между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном.

   Соглашением определяются формы взаимодействия таможенных органов в целях раскрытия преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной, административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон. Соглашением предусматривается упрощенный порядок взаимодействия таможенных органов по сравнению с порядком, предусмотренным иными международными договорами.

Это все подтверждает, что таможенные органы являются правоохранительными органами и взаимодействует с прочими службами и государствами-членами Таможенного союза для решения таможенных задач.

   Таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

   2.1. Дознание в таможенных органах.

Органы дознания — согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Согласно ТК ТС ст.7 ч.1 Таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

     Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие формы осуществления досудебного разбирательства:

   - предварительное следствие по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно;

   - производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, предусмотренном главой 32 УПК РФ («Дознание»);

   - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ («Производство неотложных следственных действий»);

   Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, регламентировано ст. 157 УПК РФ и заключается в том, что орган дознания уполномочен возбуждать уголовное дело и в течение 10 суток осуществлять процессуальные полномочия органа предварительного расследования, предусмотренные УПК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 157 УПК РФ, таможенные органы обладают указанными полномочиями только по преступлениям, предусмотренным статьями:

   -Ст. 189 УК РФ: Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

   -Ст. 190 УК РФ: Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

   - Ст. 193 УК РФ: Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

   -Ст. 194 УК РФ: Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

   -Ст. 226.1 УК РФ: Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

   -Ст. 229.1 УК РФ: Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

   Порядок возбуждения уголовных дел регламентирован ст. 146 УПК РФ: «Возбуждение уголовного дела публичного обвинения», в соответствии с которой, таможенные органы, как органы дознания, при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ: «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела»:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или  готовящемся преступлении, полученное  из иных источников;

         уполномочены принимать решение о возбуждении уголовного дела, о чем надлежит выносить соответствующее постановление.

При этом необходимо подчеркнуть, что, согласно буквальному пониманию  существующего законодательства, решение  об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 148 УПК  РФ: «Отказ в возбуждении уголовного дела», сотрудники таможенных органов принимать не уполномочены, поскольку по уголовным делам о преступлениях, указанных выше, производство предварительного следствия обязательно, следовательно, только органы предварительного следствия наделены правом принимать такие решения.

Информация о работе Правоохранительная деятельность