Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 03:24, курсовая работа
Цель – показать современное состояние, проблемы вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
• Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Введение……………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Таможенные органы РФ как субъект правоохранительной деятельности.
1.1.Признаки и понятия правоохранительной деятельности и правоохранительных органов……………………………………………………..…….4
1.2.Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов РФ…………………………………………………………………………………………………………8
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.
2.1. Дознание таможенных органов РФ.…………………………….……………..14
2.2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РФ…21
2.3. Административное задержание и его применение…………………….26
Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе.
3.1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года…………………………………32
3.2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства…………………………………………….34
3.3. Перспективы на 2012 год……………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………………………………….38
Список литературы………………
Уголовно-процессуальное законодательство перечень неотложных следственных действий и их содержание не устанавливает. Таким образом, неотложными могут быть практически любые следственные действия: осмотры, выемки, обыски, допросы; применение мер процессуального принуждения: задержание, принудительный привод, избрание меры пресечения и другие действия, направленные на пресечение преступной деятельности и собирание доказательств. Однако орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, соответственно производить допрос обвиняемого, предъявлять ему для ознакомления материалы уголовного дела, а также выполнять иные процессуальные действия, направленные на завершение предварительного расследования.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФ, после выполнения неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, таможенные органы должны направить уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с подследственностью, определенной ст. 151 УПК РФ: «Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.». Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК РФ: «Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор»), порядок определения подследственности, установленный ч. 5 ст. 152 УПК РФ (: «Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности»), и существующую правоприменительную практику, можно признать, что после выполнения неотложных следственных действий уголовное дело должно передаваться прокурору для направления по подследственности.
После направления уголовного дела по подследственности, таможенные органы могут производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, когда лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, не установлено, на таможенные органы, как на орган дознания возложена обязанность самостоятельно принимать розыскные и оперативно-розыскные меры в соответствии с Законом «Об оперативно розыскной деятельности», направленные на установление лиц, совершивших преступление, уведомляя следователя об их результатах. Контроль за данной оперативно-розыскной деятельностью законом возложен на соответствующего прокурора.
В процессе расследования уголовного дела все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются протоколами, а принимаемые решения - постановлениями.
Протоколы являются наиболее распространенными процессуальными документами, имеющими большую значимость в уголовно-процессуальной деятельности. В них концентрируется большая часть доказательственной и другой информации, необходимой для правильного разрешения дела.
Все протоколы следственных действий условно можно разделить на три вида:
1. Протоколы как вид
2. Протоколы допросов.
3.Протоколы, фиксирующие
Протоколы как вид доказательства занимают особое место среди других протоколов. С их помощью оформляются все следственные действия по собиранию доказательств. К этой группе протоколов относятся: протоколы осмотра и освидетельствования, обыска и выемки, задержания, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте.
В связи с тем, что данные протоколы являются доказательствами по делу, они должны быть составлены в строгом соответствии с требованиями УПК РФ и содержать в себе основания и порядок производства следственного действия и всю полученную при этом информацию по расследуемому уголовному делу.
Нарушение этих предписаний закона влечет за собой утрату протокола как доказательства.
В соответствии со ст. 166 УПК РФ протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. В протоколе указываются: 1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Также в протоколе должны быть указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Он подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
Постановление - это важный документ, с помощью которого принимаются процессуальные решения по уголовному делу. Оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается: время и место вынесения постановления, должность, звание, фамилия и инициалы дознавателя (начальника органа дознания), по какому уголовному делу вынесено постановление и в отношении кого ( Ф.И.О ). В описательной части приводится подробное обоснование принимаемого решения, при этом в отдельных случаях делается ссылка на доказательства, обосновывающие необходимость решения, например, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В результативной части указывается решение, принятое по делу.
Постановление подписывает начальник таможенного органа как органа дознания или дознаватель, если постановление вынесено от его имени. Постановление подлежит утверждению начальником таможенного органа, в противном случае оно правовой силы иметь не будет.
2.2. Оперативно-розыскная
деятельность таможенных
Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал.
Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:
-оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
-оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.
Содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
-наличие возбужденного уголовного дела;
-информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
-поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
-запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:
1.проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
2.сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
3.использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
4.использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
5.создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся:1) опрос граждан,2) наведение справок, 3)сбор образцов для сравнительного исследования, 4)проверочные закупки, 5)исследование предметов и документов, 6)наблюдение, 7)отождествление личности, 8)обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, 9)контроль почтовых отправлений, 10)прослушивание телефонных и иных переговоров,11) снятие информации с технических каналов связи,12) оперативное внедрение, 13)контролируемая поставка,14) оперативный эксперимент.
В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения.
Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:
1)соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
2)исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
3)выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
4)соблюдение правил конспирации.
Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.
Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неправовым, неофициальным. Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.
Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения. Из этого правила возможны и исключения. Так, в нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также, если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.