Напряженность труда в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Напряженность рабочего процесса это фактор, присутствующий у всех сотрудников на всех рабочих местах в организации.
Напряженность выполняемой работы зависит от совокупности ряда составляющих. Это интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки (нагрузки на голосовой, слуховой и зрительный аппараты), эмоциональные нагрузки (например, ответственность руководителя). Также учитываются монотонность нагрузок и режим работы.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика напряженности трудового процесса
1.1. Сущность трудовой напряженности. Виды нагрузок.
2. Факторы, влияющие на напряженность труда в таможенном деле: анализ и пути оптимизации
2.1. Понятие таможенного дела. Порядок поступления и прохождения таможенной службы
2.2. Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов
2.3. Внедрение новых систем, создающее напряженность труда в таможенных органах
2.4. Пути оптимизации напряженности трудового процесса в таможенном деле.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Напряженность труда в таможенном деле - копия.docx

— 291.35 Кб (Скачать)

    Она предполагает: способность устанавливать, исходя из той или иной модели поведения, контакт с людьми, оказывать на них психологическое воздействие; умение выстраивать межличностное общение, адекватное моменту (от сотрудничества с коллегой до острого соперничества с опрашиваемым по делу о нарушении таможенных правил); готовность корректировать свое поведение, модель общения и стиль взаимоотношений с окружающими в процессе выполнения задач таможенной службы; владение навыками нейтрализации конфликтных ситуаций и выхода из них, методиками улучшения взаимоотношений с окружающими; умение провести визуальную диагностику личности партнера по общению, распознавать подлинный смысл его движений, жестов, мимики, слов; освоение методики снятия стресса и улучшения собственного самочувствия.

    * См. подробнее: Аграшенков А. В. Указ. соч. С. 8–13; Основы таможенного дела. М., 1998. С. 84–100, и др.  

    Особенности выполнения задач таможенной службы предъявляют к современному сотруднику таможенного учреждения ряд специфических требований. Наиболее важными среди них представляются следующие:

    - знать основы управления в таможенных органах; исходя из этого, уметь анализировать конкретные ситуации, складывающиеся в процессе принятия и реализации решений по таможенной службе, учитывать их последствия;

    - знать психологические особенности таможенной деятельности; на этой основе быть готовым к психологическому анализу и коррекции поведения коллег по работе, подчиненных, представителей организаций и физических лиц – участников внешнеэкономической деятельности;

    - знать этнопсихологические особенности населения государств – ведущих экономических партнеров России; уметь общаться с их представителями с учетом этих особенностей.

    Перечисленные факторы, влияющее на работу таможенников, не что иное, как стрессовые ситуации. Следует оговорится, что под стрессом понимается напряжение, активизирующее дополнительное усилие для достижения поставленной цели. Именно  постоянное нахождение в угнетенном состоянии есть не что иное, как напряжение, в связи с этим необходимо проведение психической саморегуляции (психическая саморегуляция – совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым снижается уровень эмоциональной напряженности, повышается работоспособность и степень психологического комфорта. Это есть не что иное, как стрессоустойчивость – выработанный механизм психологической защиты от стресса.).   

    Несмотря  на то, что при поступлении на работу в таможенный орган каждый претендент, с помощью специальных  методик, проходит обследование у психолога10, не каждый способен самостоятельно справится с возникающими стрессовыми ситуациями. Именно для помощи в работе, проведения психической саморегуляции,  и создана такая штатная единица, как психолог.

    Например, для впервые принятых на службу, в Тюменской таможне штатный психолог Анастасия Парфёнова организовала диагностику уровня адаптации стажеров к новым условиям труда, а так же производила их дальнейшее наблюдение и оказание психологической поддержки. Результаты были более чем удовлетворительные, полностью адаптировались 94% новичков11.

    Занятия с психологом имеют очень много  целей, начиная от простых практических занятий и сеансов релаксации, как с руководящим составом, так и с отдельными должностными лицами, идет не только процесс восстановления после психологически нагрузок, но и улучшение психологической атмосферы в коллективе. Тем самым активизируя процесс предотвращения конфликтных ситуаций, что положительно влияет на качество работы.

    Работа  психолога прежде всего должна носить личностный подход, и проникновение  самого психолога в проблему, вызвавшую дискомфорт, не зависимо от того какая это проблема, взаимоотношения в коллективе или внедрение в таможенный орган нового оборудования.

    В работу психолога входит: психологическая  диагностика; консультирование;  преподавательская  работа;  психокоррекция;  развивающая  работа и  социально – психологические  исследования;  профориентационное консультирование.

    Не  случайно в работе психолога значительное внимание уделяется стрессовым ситуациям. Проблема стресса заключается в  том, что уровень напряжения для  одного человека может стать непереносимым  для другого. Подлинная проблема стресса заключается в разрушительных проблемах стресса. Причинами многих неудач (проблемы в коллективе, провалы  на экзамене, расстройства памяти) является не что иное, как последствие стресса. Когда уровень напряжения достигает  максимальной отметки, то простой стресс переходит в следующую фазу, снижающую  жизненную активность.

    Не  знание специализированных приемов борьбы со стрессом дает большую вероятность возникновения серьёзных проблем.

    Подводя итоги по ранее сказанному, следует  отметить, что наличие такой должности, как штатный психолог, необходимо на всех уровнях таможенной службы. Не раз говорилось, что служба в  таможенных органах - это своеобразный вид деятельности, связанный с постоянным психологическим напряжением, вызывающим сильную напряженность труда в таможенных органах.

    Снизить уровень напряженности в таможенном деле может только постоянное решение  возникающих проблем влияющих на напряженность. Однако полностью «удалить»  причины невозможно, так как таможенные органы – это государственная  структура правоохранительных органов  исполнительной власти. И соблюдение возложенных на таможенные органы обязанностей, а вместе с тем и ограничений  несет в себе ряд неудобств  вызывающих напряженность труда.

    Однако  в последнее время уровень  напряженности удалось существенно  снизить с введением штатных  должностей психологов, это квалифицированные  специалисты в своей области, которые существенно помогают должностным  лицам таможенных органов  снизить  уровень напряжение, возникающее  в процессе выполнения своих должностных  функций. И это введение является одним из путей выхода из сложившейся ситуации.

    Новая отрасль психологической науки  – психология таможенной деятельности, призванная ответить на эти вопросы, все еще находится на стадии становления. Нуждаются в дальнейшей разработке методологические и методические основы преподавания психологии таможенной деятельности.  
 
 
 
 

    Заключение

    Изучение  вопроса напряженности труда  в таможенном деле является неотъемлемой, важной частью в процессе улучшения  как условий труда для должностных  лиц, так и по улучшению ряда показателей  в деятельности таможенных органов. Так как деятельность сотрудников таможни регулируется  положениями и нормами таможенного законодательства, то существуют важные запреты и ограничения в сфере деятельности должностных лиц таможенных органов. Поэтому для наиболее эффективного соблюдения и исполнения этих запретов и возникает вопрос по снижению уровня напряженности труда в таможенном деле.

    На  мой взгляд, одним из эффективнейших способов является внедрение новых  технологий, улучшение рабочих мест должностных лиц, введение штатной  должности психолога и его  обязательная работа с сотрудниками на всех уровнях службы в таможенных органах.

    В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развитие сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.

    Таким образом, для более эффективного выполнение поставленных задач, прежде всего, необходимо задуматься о должностных  лицах таможенных органов, и как  улучшение условий их службы является снижение уровня напряженности труда  в таможенном деле.

    Напряженность труда - является одним из важнейших  элементов, в процессе выполнения своих  должностных обязанностей, негативно  воздействующих на должностных лиц  таможенных органов.

    Несмотря  на  несовершенство в области  защиты социально-экономических интересов  должностных лиц таможенных органов  по снижению уровня напряженности труда, можно сказать, что механизм по решению данного вопроса  в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования. Как следствие - решения наболевших вопросов, а значит поиска оптимального решения по снижению уровня напряженности труда в таможенном деле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников:

    1. Безопасность труда и производства, охрана труда http://s.compcentr.ru/04/tems33.html

    2. Давыдов Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция). – М.: ТК Велби, 2004.

    3. Методика оценки тяжести и напряженности трудового процесса http://www.nirhtu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=125&Itemid=151

    4. Островская Р.Г. Таможенная служба в России. – М.: Норма, 2008.

    5. Охрана труда http://www.ohranatruda.org/snizhenie-napryazhennosti-trudovogo-processa/

    6. Оценка напряженности трудового процесса http://www.igta.ru/html/raznoe/metodichki/proekt/UMKD/tehnol/attest_rab_mest/files/lek_32.pdf

    7. Приказ ФТС России №612 от 03.07.2006 (с изменениями от 19 февраля, 31 октября 2008 г.)   «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»

    8. Психологические аспекты в таможенной деятельности http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1483_page_22.html

    9. Статья: Дела душевные (ст.31)  // «Таможня» июнь 2009  №11[226]

    10. Статья: СУР об двух концах (ст.12) // «Таможня»июнь 2009  №12[227]

    11. Статья: Как снимать стресс? (ст.36 )// «Таможня» март 2010 № 5 [244]

    12. Устюжанов П.Р., Маковеев Н.О. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М., 2007. – С. 198.

    13. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ(ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе российской федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)

    14. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ(ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы российской федерации" (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

    15. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 02.03.2007)"О службе в таможенных органах российской федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.1997) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Напряженность труда в таможенном деле