Автор: h*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа
Цель работы – исследовать маркетинг в сфере таможенных услуг, а также проанализировать маркетинговую концепцию управления таможенными услугами.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие основные задачи:
- анализ сущности понятий «услуга», «таможенная услуга» и их основных характеристик;
- изучить теоретические положения маркетинга;
- рассмотреть маркетинг таможенных услуг;
- выяснить понятие маркетинговой концепции управления;
- рассмотреть систему таможенного маркетинга и идею маркетингового мониторинга.
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
1.1. Понятие услуги и таможенной услуги
. Теоретические положения маркетинга услуг
1.3. Маркетинг таможенных услуг
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ
2.1. Маркетинговая концепция управления
2.2. Система маркетинга таможенных услуг
2.3. Маркетинговый мониторинг таможенных услуг
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА
3.1. Проблемы и пути их преодоления в теории и практике таможенного маркетинга
3.2. Перспективы развития таможенной службы на основе маркетинга
При такой постановке вопроса значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами14.
Итак, одной из системообразующих идей развития института таможенного администрирования является идея маркетинга таможенных услуг.
Система таможенных услуг объединяет определенный сектор в сфере таможенных услуг, в настоящее время монопольно предлагаемых потребителю в некоммерческом виде. Необходимо сказать, что границы сферы и секторов таможенных услуг (коммерческого и некоммерческого) и в настоящее время, и, особенно, в стратегической перспективе динамичны. Поэтому в системном плане проблема маркетинга таможенных услуг – это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования.
Во-первых, по стратегическому направлению, то есть за счет сужения или расширения сектора таможенных услуг, которые контролируются таможенными органами, в сфере таможенных услуг.
Во-вторых, по оперативно-тактическому направлению, то есть за счет снижения издержек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой.
Место и роль маркетинга в сфере таможенных услуг графически изображены на рис. 2.1 Приложения 215.
Проблема маркетинга таможенных услуг может быть представлена комплексом задач анализа, синтеза и позиционирования таможенных услуг, а в более широкой постановке – задачами синтеза и позиционирования таможенной системы в сфере таможенных услуг.
Общая процедура решения проблемы включает следующие основные задачи-этапы:
1) определение и анализ позиции существующей таможенной услуги в сфере (на рынке) таможенных услуг;
2)
формирование требований к
3) определение оптимальной или рациональной позиции услуги и формирование стратегии ее достижения;
4) формирование маркетинговой стратегии продвижения таможенной услуги и программы ее реализации.
Задачи, решаемые в процессе маркетинга таможенных услуг, используемый для этого научный инструментарий и результаты решения (стратегический аспект) в их взаимосвязи представлены на рис. 3.1 Приложения 316.
Итак, исходя из рисунка и из всего вышеизложенного, можно выделить основные идеи маркетинга таможенных услуг.
Для начала необходимо сказать, что таможенные услуги представляются в виде услуги-продукта, услуги-технологии, услуги-системы или в их комбинированном варианте в условиях конкретной задачи.
Далее определение маркетинга в сфере таможенных услуг подразумевает под собой теорию и практику системного анализа рынка, формирования требований к системе таможенных услуг и активного продвижения таможенных услуг в частном и государственном секторах.
Немаловажно и то, что эффективный маркетинг предполагает решение задач анализа и синтеза услуг и стратегий их позиционирования с учетом потребностей потребителей.
Также поиск оптимальных решений осуществляется в процессе маркетингового исследования сферы таможенных услуг, формирования требований к системе таможенных услуг, моделирования и проектирования системы таможенных услуг. В общем случае таможенная система проектируется как система услуг, которая способна реализовать эффективную стратегию позиционирования в сфере (на рынке) таможенных услуг.
И
в заключение необходимо отметить,
что принципы и условия маркетинговых
исследований, моделирования и проектирования
для любого вида услуги и стратегии ее
позиционирования идентичны.
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ
УСЛУГАМИ
2.1. Маркетинговая концепция управления
В соответствии со словарем «концепция – это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения»17.
Таким образом, можно сказать, что маркетинговая концепция управления – это философия предпринимательства, согласно которой в центре системы находится потребитель. Основная задача маркетинга, как и задача каждого сотрудника компании, - делать все возможное для удовлетворения потребностей клиента.
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами18. Маркетинг, как утверждал Друкер, это основа основ всей предпринимательской деятельности. Его нельзя рассматривать как некоторую функцию, выполняемую определенным отделом наравне с производством или управлением персоналом. Безусловно, маркетинг предполагает решение определенных задач и выполнение комплекса мероприятий. Именно в этом отношении – это функция. Однако в более широком контексте маркетинг, прежде всего, - доминирующая стратегия, которой призваны следовать все структуры предприятия.
Известный американский специалист по маркетингу Филип Котлер высказал идею изменения роли маркетинга в организации, то есть маркетинг из функции, осуществляемой организацией, постепенно превратился в философию управления, а в интерпретации другого известного специалиста Питера Дойля – в философию маркетинг-менеджмента.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:
1) тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений;
2) создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы);
3) воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Рынок,
на котором действуют субъекты маркетинга,
можно разделить на «рынок продавца»,
где предприятие реализует
Однако прежде чем устанавливать контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:
- заинтересована ли в этом другая сторона;
-
имеются ли технические
Связь
и деловое общение с
Основной функцией маркетинга при ориентации на потребителя является содействие процессу обмена и адаптации организации для участия во взаимовыгодном обмене с потребителями. Другими словами, маркетинг нацелен на привлечение потребителей и сохранение покупательной лояльности в долгосрочной перспективе.
Таким
образом, маркетинговая концепция
управления играет особую и исключительно
важную роль в управлении организацией.
Пронизывая все направления деятельности,
маркетинг обеспечивает более гибкое
и адаптивное включение фирмы в окружающую
среду.
2.2. Система маркетинга таможенных услуг
Целостное представление о процессе маркетинга, его составляющих, их взаимосвязях, о технологии маркетинговых решений и результатах маркетинговой деятельности дает понятие система маркетинга. Система маркетинга исследует и формирует взаимодействие внутренней среды субъекта рынка с субъектами и силами внешнего окружения, обеспечивает осуществление обмена и достижение субъектом его маркетинговых идей19.
Система маркетинга является компонентом системы управления и имеет аналогичную структуру. Общую модель системы маркетинга представляют: управляющая подсистема (субъект маркетингового управления) и управляемая (объект маркетингового управления). Между ними действуют обратные информационные связи.
В некоммерческом маркетинге одна из особенностей формирования системы маркетинга связаны со спецификой внутренней и внешней среды некоммерческих субъектов.
Содержательно система маркетинга определяется:
- целями и задачами таможенного маркетинга;
-
принципами организации и
-
составом и содержанием
Цель таможенного маркетинга – повышение качества и конкурентоспособности таможенного администрирования, обеспечение предпосылок и условий содействия международной торговле, ускорение внешнеторгового оборота России и обеспечение комфортности ведения внешнеэкономической деятельности без снижения эффективности таможенного контроля.
Основные задачи, решаемые системой таможенного маркетинга для достижения такой цели:
- внедрение идеи содействия торговле в практику деятельности таможенных органов;
-
создание условий для
-
обеспечение условий для
-
систематическое
Основные принципы организации системы маркетинга:
-
целевая направленность –
- целостность – система маркетинга организуется и функционирует на всех уровнях управления таможенной службой;
- системность, оперативность и непрерывность – маркетинговые проблемы выявляются и разрешаются на основе системного представления о таможенном деле оперативно и непрерывно;
- информационное единство – означает применение в системе таможенного маркетинга процедур сбора, обработки и анализа маркетинговой информации, стандартных для всей системы таможенных органов;
- информационная достаточность – управление таможенными услугами осуществляется на основе постоянного информационного контакта с участниками ВЭД, сбора, учета и анализа любой информации о несовершенстве таможенных процедур и технологий
-разделение
ответственности – каждому
- минимизация потерь участников ВЭД – постоянная ориентация таможенных органов на минимизацию потерь участников ВЭД в таможенном секторе;
Информация о работе Маркетинговая концепция управления таможенными услугами