Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа
С 1991 года, с момента создания ГТК России, таможенные органы являются активным административным регулятором, в том числе наряду с другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивают соблюдение законности на рынке внешней торговли.
Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7
1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7
1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11
1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17
1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18
1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20
1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на
них идентификационных знаков…………………………………………. 20
1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23
1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26
1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27
2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30
2.1. Целевая программа развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых
под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36
2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38
2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49
2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66
Заключение………………………………………………………………………. 80
Список использованных источников…………………………………………... 83
Приложения……………………………………………………………………… 87
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Рассмотрим основные понятия, применяемые в системе управления рисками.
Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Объекты анализа:
- товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ;
- транспортные средства, используемые в международных перевозках;
- сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих и таможенных документах;
- сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров;
- деятельность лиц, имеющих отношения к товарам, находящимися под таможенным контролем;
- деятельность таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
- результаты применения форм таможенного контроля;
- таможенные органы.
Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.
Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.
Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
Не будем глубоко внедрятся в теоретическую составляющую Концепции, лучше рассмотрим действия сотрудников таможенного органа, осуществляющих таможенный контроль товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления с применением СУР.
Как уже было сказано профили рисков доводятся до таможенных органов в бумажном виде, письмами либо приказами ФТС «для служебного пользования». Сам профиль риска представляет собой таблицу, состоящую из четырех разделов (приложение 5):
1. Реквизиты профиля риска.
2. Область риска.
3. Прямые меры по минимизации риска.
4. Контактная информация.
Первый раздел состоит из следующих граф:
«Профиль риска (ПР) №» указывается регистрационный номер профиля риска, которым формируется по определенной схеме.
«Вид ПР» - заполняется в зависимости от региона применения и может быть: общероссийским, региональным или зональным.
«Срок действия ПР» заполняются путем выбора одного из предлагаемых альтернативных вариантов: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, постоянный.
«Подразделение» указывается сокращенное наименование структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск, путем выбора одного из предлагаемых альтернативных вариантов.
Графа «до» поля «Срок действия ПР» указывается дата окончания действия профиля риска.
Во втором разделе - «Область риска» указывается:
Код критерия риска в соответствии с Классификатором типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.
Если профиль риска в дальнейшем может быть формализован для работы в автоматизированном сервисе выявления рисков, то ставится соответствующая отметка.
В поле «Характеристика риска» указывается характеристика данного риска на основе обозначенного критерия риска с описанием конкретной совокупности информации о данном риске. По своей сути характеристика конкретизирует критерий риска с учетом показателей данного проекта профиля риска.
Таблица индикаторов риска является частью области риска и должна содержать основные показатели, характеризующие риск.
Суть индикаторов риска в том, что при их совокупности и при одновременном совпадении остальных показателей области риски, если они конкретизированы в профиле риска (таких, как субъекты ВЭД, таможенные органы, таможенные режимы и др.), профиль риска считается сработавшим.
В таблице «Индикаторы риска» указываются краткие наименования индикаторов риска. Например: «Код товара в соответствии с ТН ВЭД России», «Вес брутто товара» и т.п..
В столбце «Показатель индикатора риска» указываются точные показатели соответствующих индикаторов риска.
В поле «Примечание» могут быть указаны примечания, конкретизирующие указанные индикаторы риска.
Также в области риска указываются остальные показатели области риска:
- таможенные процедуры, при которых применяется профиль риска (например, «Декларирование товаров» или «Оформление ВТТ»);
- субъекты ВЭД (их наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРПИП, вид субъекта ВЭД), если профиль риска подлежит применению в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными субъектами ВЭД;
- дата и номер внешнеторгового контракта, в соответствии с которым перемещаются товары и транспортные средства, если профиль риска действует в отношении товаров, перевозимых по конкретному внешнеторговому контракту;
- наименование и коды (первые пять знаков) таможенных органов, в которых подлежит применению профиль риска;
- наименование и коды таможенных режимов, при заявлении которых подлежит применению профиль риска;
- наименование и коды видов транспортных средств, при перевозке которыми товаров подлежит применению профиль риска.
В поле «Код» напротив соответствующего таможенного режима указывается двузначный цифровой код таможенного режима.
В поле «Исключения из действия ПР» в поле справа ставится крестик в соответствующем квадрате, в зависимости от того, будут предусмотрены исключения из действия профиля риска или нет.
Ниже указываются исключения из действия профиля риска в отношении следующих показателей:
- отдельных категорий товаров;
- товаров с определенными характеристиками;
- субъектов ВЭД;
- таможенных органов;
- таможенных режимов;
- видов транспортных средств.
В третьем разделе - «Прямые меры по минимизации рисков» указываются подлежащие применению при проведении таможенного контроля прямые меры по минимизации рисков.
Данный раздел является одним из ключевых во всем профиле риска, поскольку определяется тот перечень «мер воздействия», который будет применен к товарам, перемещаемым субъектом ВЭД, если в отношении его партии товаров «срабатывает» профиль риска.
В таблице указываются в соответствующих столбцах наименование и коды прямых мер по минимизации рисков, а также таможенные процедуры, при которых они применяются.
Также может заполняться поле «Примечание» с указанием, на что следует обратить внимание.
В поле «Таможенный досмотр» напротив ставится крестик, в зависимости от того, предусматривается данным профилем риска производство таможенного досмотра или нет.
При этом необходимо понимать, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. Выборочный подход используется и в системе управления рисками; далеко не каждый профиль риска требует применения меры по минимизации рисков - таможенный досмотр.
Если досмотр проводится, то ниже указываются характеристики досмотра:
Время проведения таможенного досмотра, подразделения, производящие таможенный досмотр, цель проведения досмотра, объем проведения досмотра каждого наименования товаров в степень досмотра, необходимость применения технических средств таможенного контроля.
Следует отметить, что устанавливаемые требования к объему досмотра, его степени и применению тех или иных технических средств таможенного контроля должны ясно логически следовать из обозначенного критерия и характеристики риска, т.е. должны обладать качествами необходимости и достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Ниже заполняется таблица кода таможенного досмотра товаров.
В поле «Примечание» под таблицами могут быть даны конкретизирующие пояснения к указанной информации о проведении таможенного досмотра.
В последнем разделе «Контактная информация» в поле «Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР» указываются наименования соответствующих подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в профиле риска, и актуализация профиля риска.
Также заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия профиля риска и применения мер по минимизации рисков.
Следует отметить, что в основном, утвержденные профили риска, направлены на усиление контроля за ввозимыми товарами и транспортными средствами и заявляемыми к таможенному оформлению в режиме выпуска для внутреннего потребления. Хотя, конечно, разработаны профили риска областью контроля которых являются экспортные операции, товары перемещаемые физическими лицами и др.
Все профили рисков, действующие в настоящее время, можно разделить на следующие группы:
1. Профили риска общего направления. Такие как: наличие информации о возможном правонарушении, отсутствие таможенных пломб на транспортном средстве или их нарушение и т.п.
Основные меры по минимизации рисков – таможенный досмотр, таможенный осмотр, проверка документов.
2. Стоимостные профили риска. Эти профили риска устанавливают для определенных видов товаров, происходящих как из конкретной страны, так и не зависимо от страны происхождения, контрольный уровень цены за единицу измерения. В случае если стоимость за единицу, контролируемого товара, предъявленного к таможенному оформлению ниже этого уровня, то профиль риска считается сработавшим и должностное лицо должно принять все установленные профилем меры по минимизации данного риска.
Основные меры по минимизации рисков – проверка документов, получение пояснений, запрос дополнительных документов и сведений, таможенный досмотр.
3. Профили риска, связанные с контролем за соблюдением мер нетарифного регулирования. Как правило, данные профили риска направлены на контроль за перемещением товаров, подлежащих контролю со стороны иных государственных органов, либо перемещение которых связано с соблюдением ограничений или должно проводиться при выполнении определенных условий. Это может касаться лицензируемости, сертификации, соблюдения авторских прав и т.п.
Основные меры по минимизации рисков – проверка документов, принятие решений при документальном контролю отделом нетарифного регулирования и экспортного контроля таможни, таможенный досмотр.
4. Профили риска, направленные на контроль за правильностью классификации и происхождения товаров. Данные профили риска предполагают определенные меры в целях недопущения декларирования одних товаров под видом других, допустим имеющими более низкую ставку ввозной таможенной пошлины, а также заявления товаров как происходящими из стран пользующимися тарифными преференциями. Это могут быть товары из СНГ, Белоруссии.