Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа
С 1991 года, с момента создания ГТК России, таможенные органы являются активным административным регулятором, в том числе наряду с другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивают соблюдение законности на рынке внешней торговли.
Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7
1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7
1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11
1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17
1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18
1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20
1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на
них идентификационных знаков…………………………………………. 20
1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23
1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26
1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27
2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30
2.1. Целевая программа развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых
под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36
2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38
2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49
2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66
Заключение………………………………………………………………………. 80
Список использованных источников…………………………………………... 83
Приложения……………………………………………………………………… 87
д) осуществление работ по минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах;
е) осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров;
ж) разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов;
з) расширение перечня таможенных органов, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых с применением карнета АТА;
и) проектирование, разработка и поэтапное внедрение новой компьютеризированной системы контроля за таможенным транзитом товаров на основе использования современных информационных технологий;
к) разработка гармонизированного с Европейским союзом единого транзитного документа, в том числе в электронном виде;
л) осуществление работ по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров между Калининградской областью и остальной частью России транзитом через территорию Литвы. Совершенствование автоматизированной системы "Калининградский транзит".
Процесс рационального вхождения России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, защиты отечественных производителей требует дальнейшего совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф должен стать интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.
Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и, в первую очередь, таможенных ревизий будет осуществляться путем максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, использования информации, полученной как от подразделений таможенных органов, так и от контролирующих (в первую очередь налоговых) и правоохранительных органов.
Для достижения качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеторговой деятельности России, международной практике таможенного дела, необходима кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов, а также реализация положений концепции информационно-технической политики ФТС России и концепции построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления
Основные нарушения таможенного законодательства, при таможенном оформлении товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления, (берем во внимание только преднамеренные нарушения) – это нарушения направленные на занижение таможенной стоимости с целью уменьшения причитающихся к уплате таможенных платежей и нарушения связанные с уходом от применения мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензирование, сертификации и т.п.). Если во втором случае нарушения, чаще всего, носят единичный характер и вызваны в первую очередь тем, что участник ВЭД в не достаточной степени изучил все требования, предъявляемые при таможенном контроле конкретного товара и он, не успевая получить все разрешительные документы, преднамеренно идет на недостоверное декларирование, то во втором случае нарушения носят систематический и преднамеренный характер. Здесь, наоборот, участник ВЭД грамотен, подготовлен и прекрасно знает и ориентируется в таможенном законодательстве.
В связи с этим, основное направление совершенствования таможенного контроля всегда будет ориентировано на борьбу с недостоверным декларированием и контролем таможенной стоимости.
В докладе главы ФТС Александра Жерихова, состоявшегося в конце февраля текущего года было отмечено[11], что контроль таможенной стоимости - это наиболее критикуемое со стороны участников ВЭД направление деятельности таможенных органов, свидетельством чему - всевозрастающее количество обращений в суды. Анализ показывает, что из общего числа обжалований в судах больше всего составляют жалобы на решения, связанные с исчислением и взиманием таможенных платежей.
Исходя из опыта работы, можно утверждать, что совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, как задачи направленной на обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при минимальных административных нагрузках на участников ВЭД, должно проводится в двух направлениях:
1. Применение упрощенных таможенных процедур для крупных, законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, что позволит не только облегчить и ускорить процесс таможенного контроля для импортера, но и для сотрудников таможенного органа, что в свою очередь даст возможность уделять большее внимание контролю за таможенным оформлением товарами и транспортными средствами других участников ВЭД.
2. Совершенствование инструментов и форм таможенного контроля. Программа развития таможенной службы РФ, рассмотренная выше, четко установила направления для этого. Выделим из них лишь те, применение которых приведет к повышению эффективности контроля за товарами, помещаемыми под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления:
а) применение системы управления рисками и оперативного контроля;
б) внедрение информационных технологий. Электронное декларирование и электронный документооборот;
в) перенос таможенного контроля на последующие, после выпуска, этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;
г) минимизация применения фактического контроля.
2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры
Проблема упрощения таможенных процедур существует столько, сколько существует таможня. Несколько лет назад эту проблему пытались решить с помощью так называемых «белых» списков импортеров. Но это не намного облегчило положение.
Новый кодекс вывел ситуацию из тупика. Его положения, касающиеся упрощенных таможенных процедур, - это, несомненно, прогрессивный шаг российского законодательства навстречу интересам рыночного развития отечественной экономики и правилам Всемирной торговой организации.
Но до недавнего момента 68 статья Таможенного кодекса практически не применялась, лишь с вступлением в силу с конца марта приказа Минэкономразвития № 9 (от 27 января 2005 года) ситуация сдвинулась с мертвой точки.
Приказ Минэкономразвития №9 определяет три основополагающие вещи, которые позволяют ФТС России устанавливать специальные упрощенные процедуры в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса РФ. В приказе дан перечень таких процедур, определены необходимые документы и сведения, которые должны представить лица, претендующие на установление упрощенных процедур, а также определен порядок ведения системы учета коммерческой документации, обязательной в случае применения специальных упрощенных процедур.
Для получения разрешения на применение специальных упрощенных процедур должны быть соблюдены следующие обязательные условия:
1. Заявителем должно быть лицо, которое осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию РФ и, исходя из требований законодательства, имеет право выступать в качестве декларанта.
2. Заявитель должен иметь трехлетний стаж внешнеэкономической деятельности на российском рынке.
Следует отметить, что если организация в течение трех лет поменяла юридическое лицо (т.е. была реорганизована), то она, также, не может рассчитывать применение норм статьи 68 ТК РФ. Согласно букве закона придется подождать, пока не пройдут три года времени регистрации нового юридического лица.
3. Организация на момент подачи заявления установлении специальных упрощенных процедур не должна иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по ряду статей кодекса об административных правонарушениях, связанных с недекларированием, недостоверным декларированием, непредставлением отчетности для таможенных органов, недоставкой товаров, и не должна считаться подвергнутой административному наказанию по тем же статьям, т.е. что должен пройти, как минимум, год после того, как организация исполнила постановление.
4. Организация должна дать обязательство о ведении системы учета коммерческой документации в соответствии с теми требованиями, которые содержатся в приказе Минэкономразвития.
Рассмотрим перечень упрощенных процедур.
Приказ Минэкономразвития предусматривает четыре процедуры, которые могут быть установлены в соответствии со статьей 68 ТК РФ.
Первая - это временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем на складе заявителя. Можно предположить, что это будет наиболее востребованная процедура, которая позволит исключить расходы, связанные с хранением товаров на СВХ.
Вторая процедура позволяет осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Смысл ее состоит в том, что таможня выпускает товары до момента их декларирования. Выпуск осуществляется на основании представленных документов, позволяющих идентифицировать товар. Это могут быть коммерческие, транспортные документы, спецификации.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может осуществляться как при уплате платежей, так и при условии обеспечения их уплаты. Необходимо только принимать во внимание, что если платежи не уплачены, то товар не может попасть в экономический оборот. Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не меняет иностранный статус товара, и он не может быть использован на российском рынке.
Третья - это предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации. Здесь находят применение сразу три статьи Таможенного кодекса: статья 130 - предварительное декларирование, статья 135 - неполное декларирование и статья 136 - периодическое декларирование.
Суть данной процедуры заключается в возможности задекларировать товар до его фактического ввоза на территорию РФ, либо до завершения внутреннего таможенного транзита.
Если на момент подачи предварительной декларации нет тех документов, которые появляются только после фактического ввоза товаров, то эта декларация по своему статусу будет неполной. При этом возникает возможность в одной такой декларации заявить все товары, которые вы будете ввозить по одному контракту от одного отправителя в течение определенного периода. Этот период составляет 15 дней со дня подачи предварительной декларации.
Таким образом, появляется возможность свести к минимуму затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за таможенное оформление.
Четвертая процедура также связана с периодическим декларированием. Речь идет о возможности декларировать товары, находящиеся под таможенным контролем на складе заявителя с подачей периодической декларации. Суть данной процедуры состоит в том, что, имеется возможность, в течение 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита в отношении первой партии ввезенных товаров каждый день ввозить товары по тому же контракту и хранить их на своем складе. При этом, для таможенного оформления подается одна периодическая таможенная декларация. Преимущества те же самые: одна декларация вместо нескольких и экономия таможенных сборов за таможенное оформление. Это особенно актуально для тех, кто осуществляет крупные поставки.
Заявление об установлении специальных упрощенных процедур может быть подано либо в ФТС, либо в региональное таможенное управление. Подать заявление в РТУ возможно, если организация планирует применять упрощенные процедуры в зоне деятельности одного регионального управления, но в любом случае для установления специальных упрощенных процедур необходимо издание распоряжения ФТС.
То, есть получается, что если заявление подано в региональное управление, то оно после проверки на предмет соответствия установленным требованиям, полноте сведений, которые требует приказ Минэкономразвития, вместе с заключением РТУ по данной организации передается в ФТС, как для издания распоряжения с положительным решением, так и для отказа в установлении специальных таможенных процедур. Поэтому, очевидно, что для ускорения процесса лучше подавать документы непосредственно в ФТС.
Для осуществление мер по реализации приказа Минэкономразвития с целью координации действий ФТС, региональных управлений и таможен издано распоряжение ФТС № 110-р от 28 марта 2005 года[12]. В нем определен порядок действий региональных управлений и ФТС при проверке поступающих заявлений, подготовке распоряжений, направлении отказов.
Заявление об установлении специальных упрощенных процедур должно содержать следующие сведения: