Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа
С 1991 года, с момента создания ГТК России, таможенные органы являются активным административным регулятором, в том числе наряду с другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивают соблюдение законности на рынке внешней торговли.
Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7
1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7
1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11
1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17
1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18
1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20
1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на
них идентификационных знаков…………………………………………. 20
1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23
1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26
1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27
2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30
2.1. Целевая программа развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых
под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36
2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38
2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49
2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66
Заключение………………………………………………………………………. 80
Список использованных источников…………………………………………... 83
Приложения……………………………………………………………………… 87
а) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;
б) если в таможенный орган представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
в) если соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под данный таможенный режим;
г) если в отношении товаров уплачены все необходимые таможенные платежи. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
Выпуск ввезенных товаров для внутреннего потребления допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными.
Статья 151 ТК РФ устанавливает, в каких случаях товар может быть условно выпущен. Для таможенного режима выпуска для внутреннего потребления, условный выпуск чаще всего происходит в случае, если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение нетарифных ограничений. В этом случае товары запрещены к передаче третьим лицам и их использованию.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Далее, вкратце, попробуем разобраться в существующем порядке таможенного оформления, таможенного контроля и более подробно остановимся на проблемах совершенствования таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации. Рассмотрим установленные формы таможенного контроля, упрощенные процедуры оформления, их плюсы и минусы, а также перспективные формы контроля, которые могли бы упростить и ускорить таможенный контроль. Все это будет рассмотрено применительно к товарам и транспортным средствам, которые уже прибыли в указанное место доставки, размещены в зоне таможенного контроля и их таможенное оформление предполагается завершить режимом выпуска для внутреннего потребления. Т.е. понятия и определения будут приводиться в общем виде, а все остальные тонкости и подробности уже с позиции должностных обязанностей сотрудника таможенного поста, проводящего таможенный контроль товаров и транспортных средств в месте их доставки.
1.2. Принципы проведения таможенного контроля
Статья 360 Таможенного кодекса определяет, что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации и до момента:
выпуска для свободного обращения;
уничтожения;
отказа в пользу государства;
обращения товаров в федеральную собственность;
фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Основным принципом проведения таможенного контроля является принцип выборочности. Предлагается уходить от сплошного контроля всего грузопотока к целенаправленным, «точечным», проблемноориетированным видам и формам таможенного контроля, выбор которых должен быть достаточным для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В основу этого выбора положена система управления рисками. Смысл данной системы в анализе тех областей таможенных правоотношений, в которых нарушения таможенного законодательства происходят наиболее часто, выработке эффективных и действенных мер таможенного контроля, которые помогут не только снизить количество преступлений в сфере таможенного дела, но и предупредить вероятность их совершения в будущем.
При проведении таможенного контроля, в целях сокращения времени и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами используются различные технические средства, перечень и порядок применения которых определяются ФТС РФ.
Кодексом допускается проведение, и после выпуска товаров, проверок таможенными органами достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, но только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Эти проверки могут проводиться в форме таможенной ревизии, либо как проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков.
Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Для этих целей в местах проведения таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением, создаются зоны таможенного контроля. Чаще всего зонами таможенного контроля являются склады временного хранения и таможенные склады (помещения для хранения товаров, стоянки транспортных средств, открытые и контейнерные площадки). Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к их обустройству и оснащению устанавливаются ФТС РФ.
Для всех лиц, основной вид деятельность которых, так или иначе, регулируется нормами таможенного законодательства, Таможенным кодексом установлена обязательность представления, по запросу таможенных органов, документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Это могут быть, относящиеся к внешнеэкономическим и к последующим операциям с товарами, коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе в форме электронных документов. В связи с этим Кодексом устанавливается, что документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться от трех до пяти календарных лет в зависимости от вида деятельности в области таможенного дела.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда контролируемым и иным лицам, а также товарам и транспортным средствам.
По формам осуществления таможенного контроля выделяют (ст. 366 ТК РФ):
а) проверка документов и сведений;
б) устный опрос;
в) получение пояснений;
г) таможенное наблюдение;
д) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
е) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
ж) личный досмотр;
з) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
и) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
к) таможенная ревизия.
В соответствии с инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленной приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003, проверка документов и сведения отнесена к операциям документального контроля, а таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - к операциям фактического контроля.
При оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления используются не все формы таможенного контроля и их можно, условно, разделить на две группы: основные и дополнительные. К основной группе относятся те формы таможенного контроля, которые применяются постоянно и без их использования, в принципе не возможно, провести таможенное оформление, это:
- проверка документов и сведений;
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Дополнительные формы: устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков применяются не всегда, чаще всего, когда по результатам основного контроля выявились обстоятельства, требующие дополнительной проверки, либо проводится таможенный контроль в отношении какого-то специфического товара, либо с применением особого порядка оформления.
Личный осмотр, таможенная ревизия как формы таможенного контроля при выпуске товаров для внутреннего потребления не применяются, тем не менее, их определения и назначения мы рассмотрим.
Проверка документов и сведения является одной из основных форм таможенного контроля и направлена на установление их подлинности, правильности их оформления и достоверности содержащихся в них сведений.
Если, при проведении документального контроля, сотрудником таможенного органа установлена недостаточность сведений в представленных документах, либо имеются основания сомневаться в их достоверности, то он вправе мотивированно, в письменной форме, запросить дополнительные документы и сведения. В запросе указывается, конкретно, какие документы и для каких целей должны быть представлены и в какой срок. Этот срок должен быть достаточным для получения этих документов. Если отсутствие документов и сведений влияет на принятие решения о выпуске товаров, то уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление с указанием, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска (приказ ГТК от 28.11.03 № 1356, п.46[1]).
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ГТК России от 16.09.03 № 1022[2]
Форма таможенного контроля, которой в той или иной степени сотрудники таможенных органов применяют постоянно, общаясь, при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, с водителями транспортных средств, представителями склада временного хранения (СВХ), декларантами и иными заинтересованными лицами. При этом Кодекс (ст.368 ТК РФ) устанавливает, что оформление объяснений указанных лиц в письменной форме не требуется.
В отличие от устного опроса, получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения установлена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323[3] (приложение 1). Пояснения берутся об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями (ст.269 ТК РФ). Как одна из мер по минимизации рисков – получение пояснений, предусмотрена при срабатывании ряда профилей рисков, например: профиль риска № 11/291104/00049, доведенный до таможенного органа письмом ФТС от 29.11.04 № 01-06/8822дсп.
Как определено в статье 370 ТК РФ «Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».
Эта форма таможенного контроля не так часто применяется в местах доставки и таможенного оформления, но в пунктах пропуска на границе и в местах въезда внутри страны она применяется постоянно и в большинстве случаев является основой для принятия решения о проведении других, более углубленных, форм контроля.
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) - форма таможенного контроля, при котором должностными лицами таможенного органа проводится лишь внешний визуальный осмотр объекта контроля. При этом, если объект контроля размещен в зоне таможенного контроля, то осмотр может проводиться в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в их отношении. Акт таможенного осмотра может составляться или нет в зависимости от результата осмотра и желания лица, обладающего полномочиями в отношении объекта контроля.
В местах доставки товаров и транспортных средств таможенный осмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение досмотровых операций, каждого транспортного средства поступающего в зону ответственности данного таможенного органа. Проверяется условия соблюдения процедуры внутреннего таможенного транзита – целостность грузового отсека транспортного средства, средств таможенной идентификации. Акт осмотра при этом не составляется, а вносятся лишь соответствующие отметки в бланк «Подтверждения о прибытии транспортного средства».
Но, если таможенный осмотр необходимо провести в соответствии с мерами по минимизации риска, доведенного до таможенного органа в бумажном виде, то его результаты, оформляются актом таможенного осмотра, форма которого установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166[4] (приложение 2).
Например: Письмом ФТС от 18.04.05 № 01-06/12064 до таможенных органов доведен профиль риска № 11/180405/00125. Областью риска является возможность заявления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах путем представления при таможенном оформлении недействительных документов, подмены документов или их подделки в целях уменьшения величины причитающихся к уплате таможенных платежей. Среди мер, по минимизации риска, предусмотренных к проведению в местах доставки и таможенного оформления товара, есть и таможенный осмотр, который проводится должностными лицами досмотровых подразделений во время завершения процедуры ВТТ и направлен на проверку целостности средств таможенной идентификации и грузового отсека транспортного средства.
1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
Таможенный досмотр – самая распространенная и, на мой взгляд, самая эффективная форма таможенного контроля. Именно досмотр позволяет решать одну из главных задач таможенных органов - задачу борьбы с контрабандой и незаконным перемещением товаров, через таможенную границу страны.