Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:13, реферат
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России
Введение ............................................................................. 1
1 «Золотой век» русской культуры 19 века ................ 2
2 Художественная литература 19 века …………….... 7
3 Музыкальная литература 19 века ………………….11
4 Развитие науки 19 века …………………………….. 12
5 Портрет в русской живописи 19 века ……………. .15
Заключение ………………………………………….......18
Список литературы ………………………………….....20
Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных протипоречий. Особое явление в русской и мировой литературе -- роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов -- от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в„ утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в. Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя -- Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом превратностей фортуны. Нигилизм Древней Индии, который произвел столь глубокое впечатление на Александра Македонского и его окружение, в философском отношении был несколько схож с позицией древнегреческого философа Пиррона из Элиды и выливался в философское созерцание пустоты. Для Нагарджуны и его последователей нигилизм был преддверием религии. Однако современный нигилизм, хотя в его основе тоже лежит интеллектуальная убежденность, не ведет ни к философской бесстрастности, ни к благословенному состоянию невозмутимости. Это скорее неспособность создавать и утверждать, духовный изъян, а не философия. Многие беды в нашей жизни происходят от того, что «человек из подполья» подменил собой подлинного человека.
Достоевский
искал избавления от
нигилизма не в самоубийстве
и не в отрицании, а в
утверждении и радости.
Ответом нигилизму,
которым болен интеллигент,
служит живительная
«наивность» Дмитрия
Карамазова, бьющая
через край радость
Алеши -- героев романа
«Братья Карамазовы».
В невинности простых
людей -- опровержение
нигилизма. Мир Достоевского --
это мир мужчин, женщин
и детей, одновременно
заурядных и необычных.
Одних обуревают заботы,
других сладострастие,
одни бедны и веселы,
другие богаты и печальны.
Это мир святых и злодеев,
идиотов и гениев, благочестивых
женщин и терзаемых
своими отцами детей-ангелочков.
Это мир преступников
и добропорядочных граждан,
но врата рая открыты
всем: они могут спастись
или обречь себя на вечное
проклятие. В записных
тетрадях Достоевского
имеется самая сильная
мысль, в которую сейчас
все упирается, из которой
все исходит: «бытие
только тогда и есть,
когда ему грозит небытие.
Бытие только тогда
и начинает быть, когда
ему грозит небытие».
Миру грозит гибель,
мир может -- должен! --
быть спасен красотой,
красотой духовно-нравственного
подвига -- так прочитывается
Достоевский сегодня,
так заставляет нас
прочитать его сама
реальность нашего времени.
Музыкальная культура 19 века.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями. В своей поэме Пушкин, как известно, свернул масштабы классической эпопеи, порой пародируя ее стиль: «Я не Омер... Он может воспевать один обеды греческих дружин»; Глинка же пошел по иному пути -- при помощи колоссального картинного «разбухания» его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки -- прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, т.е. романтическое начало.
Значительное влияние
на развитие музыкальной культуры России
19 века оказало творчество Гоголя, неразрывно
связанное с проблемой народности. Гоголевские
сюжеты легли в основу опер «Майская ночь»
и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова,
«Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского,
«Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского
и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный»
мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки»
до «Садко», для которых общим является
некий идеальный в своей гармоничности
мир. Сюжет «Садко» построен на различных
вариантах новгородской былины -- повествованиях
о чудесном обогащении гусляра, его странствиях
и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков
определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой
из Безначальной и Бесконечной Летописи
Берендеева царства».
Расцвету русской музыкальной культуры
способствовало творчество П. Чайковского,
написавшего немало прекрасных произведений
и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный
характер носила его опера «Евгений Онегин»,
предупредительно названная им не оперой,
а «лирическими сценами». Новаторская
сущность оперы заключалась в том, что
она отразила веяния новой передовой литературы.
Для «лаборатории» поисков Чайковского
характерно то, что он использует в опере
традиционные формы, вносящие в музыкальный
спектакль необходимую «дозу» зрелищности.
В своем стремлении создать «интимную»,
но сильную драму Чайковский хотел достичь
на сцене иллюзии обыденной жизни с ее
повседневными разговорами. Он отказался
от эпического тона повествования Пушкина
и увел роман от сатиры и иронии в лирическое
звучание. Вот почему на первый план в
опере выступила лирика внутреннего монолога
и внутреннего действия, движения эмоциональных
состояния и напряженности.
Развитие
науки 19 века.
В XIX -- начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского -- гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и медицину. История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине XV и начала XVI в. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М.В. Ломоносов и его французский современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. -- Александр Гумбольдт. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего объема информации в естествознании, принципиально новых техники и методологии исследований.
В.И. Вернадский был ученым исключительно широко эрудированным, он свободно владел многими языками, следил за всей мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с наиболее крупными учеными своего времени. Это позволяло ему всегда быть на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперед. Еще в 1910 г. в записке «О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи» он предсказал неизбежность практического использования колоссальной по своей мощности атомной энергии. В последнее время в очевидной связи с начавшимися коренными изменениями отношения человека и природы у нас и за рубежом стал стремительно возрастать интерес к его научному творчеству. Многие идеи В.И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь.
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал «Мир искусства», состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем -- труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом -- это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства -- воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное -- открытием для многих стала живопись русского
XVIII в. и архитектура
петербургского классицизма.
Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением рубежа века был символизм -- многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Краеугольный камень направления -- символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западныхпредставителей символизма или тесно связанных с ним -- Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке... Русские же символисты -- А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. -- опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь». Русские символисты считали, что «идеальные порывы духа» не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству». Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир; им близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», -- говорил Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», -- вторила ему Гиппиус. «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», -- утверждал Брюсов.
Конец XIX -- начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире -- эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.
К
середине 19 в. назревал кризис классического
искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие
в русском обществе после Отечественной
войны 1812 г. и восстания декабристов,
нашли свое отражение в новых
требованиях к искусству, сформулированных
В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное
заключается только в живой действительности”.
В это время в Академии художеств царили
ложно-классические идеалы, далекие от
реальной жизни. В 1863 г. произошел открытый
разрыв группы художников с реакционным
руководством Академии. В России интеллигенция
традиционно находится в оппозиции к власти.
Это событие открыло новые пути в развитии
реалистического искусства. Молодые художники,
руководимые И. Н. Крамским, отказавшись
участвовать в конкурсе на получение золотой
медали, вышли из Академии и организовали
“Артель художников” — первую общественную
организацию художников в России. “Артель”
подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества
передвижных художественных выставок”,
объединившего основные силы русских
художников-реалистов. Произведения “передвижников”,
правдиво и многосторонне отражавшие
русскую действительность, показывались
во многих городах страны и приобрели
огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался
местом деятельности многих крупнейших
передовых художников. В 60-х гг. здесь работали
зачинатель реализма в русской исторической
живописи В.Г.Шварц, карикатурист Н.А.Степанов.
В Петербурге жили и многие передвижники.
Организатором и вождем “Артели художников”
и “Товарищества передвижных выставок”
был И. Н. Крамской — крупнейший русский
портретист и непримиримый борец за новое
реалистическое искусство. Большую роль
в художественной жизни Петербурга играли
пейзажисты-передвижники.
С Петербургом связана большая часть творческой
жизни И. Е. Репина. В 1863 г. юношей он приехал
в столицу, где учился в Академии художеств.
В тесном общении с И. Н. Крамским и его
товарищами по “Артели”, в изучении эстетики
революционных демократов складывалось
мировоззрение Ренина. Уже в первой своей
крупной картине — “Бурлаки на Волге”
(1870—1873 гг.) Репин проявил себя как большой
художник-реалист, который любит и знает
народ, видит тяжелые условия его жизни
и большие таящиеся в нем силы. После четырехлетнего
пребывания за границей Репин жил на родине
в Чугуеве, потом в Москве. В 1882 г. он вернулся
в Петербург, где продолжался наиболее
плодотворный и блестящий период его творчества.
В 1885 г. было окончено полотно “Иван Грозный
и сын его Иван” — вершина репинского
психологического реализма. Репин с огромной
художественной силой воссоздал в своих
портретах облик выдающихся деятелей
русской культуры того времени: таковы
портреты Н. И. Пирогова(1881 г.), М. П. Мусоргского
(1881 г.), П.А.Стрепетовой (1882г.), В. В. Стасова
(1883г.), серия жизненно-ярких, полнокровных
изображений Л. Н. Толстого; точностью
и остротой характеристик выделяются
этюды к картине “Заседание Государственного
совета” (1901— 1903гг.).
В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые
художественные объединения, в том числе
в 1890 году в Петербурге образовалось объединение
“Мир Искусства”. Эстетическое любование
стариной, внимание к красоте Петербурга
характеризуют это объединение. В него
входили художники Н.Рерих, А.Н. Бенуа,
Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший
русский художник В.А. Серов учился у Репина,
а затем в Академии художеств у Чистякова.
В одном из последних гениальных творений
Серова “Портрет княгини Орловой” (1911)
остротой композиционного решения, выразительностью
ракурса, подбором аксессуаров рождается
холодноватый, но экспрессивный образ
“светской львицы”. Не имея возможности
подробно писать о творчестве всех художников
этого периода, остановимся подробно на
трех наиболее известных: Репин И.Е., Крамской
И.Н. и Серов В. А...