Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:44, реферат
В первой половине XIX в. В русской культуре наблюдался необычайный взлёт. Это позволило назвать этот период «золотым веком» русской культуры. Хотя в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от европейских государств, но в культурных достижениях она часто опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.
Введение стр 3
Литература стр 4-6
Театр и Балет стр 6 – 8
Музыка стр 8 – 10
Живопись стр 10-13
Архитектура стр 13 – 17
Наука стр 17 – 18
Заключение стр 19
Федеральное
государственное бюджетное
Профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ
ВПО КубГУ)
Кафедра
истории и культурологи
РЕФЕРАТ
«Золотой
век русской культуры»
Выполнила
студентка
факультета журналистики
направление
подготовки-
Реклама и связи с общественностью
Романенко
Е.С.
Проверил:
Преподаватель
Кафедры истории и
Культурологи
Шаповалов
С.Н.
Краснодар
2011
Содержание
Введение стр 3
Заключение
стр 19
Введение
В первой половине XIX в. В русской культуре наблюдался необычайный взлёт. Это позволило назвать этот период «золотым веком» русской культуры. Хотя в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от европейских государств, но в культурных достижениях она часто опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.
Но
консервативные тенденции в политике
императоров Александра I и Николая
I сдерживали развитие культуры. Велась
активная борьба с проявлением передовой
общественной мысли в литературе,
публицистике, театре и живописи. Так
же, сдерживающим фактором для развития
культуры было и всё ещё крепкое
крепостничество и очень малый
процент образованных людей в
рядах крестьян. Наиболее образованным
сословием в России тогда было дворянство.
Большинство деятелей культуры этой поры—выходцы
из дворян или люди, так или иначе связанные
с дворянской культурой. Культурные запросы
и потребности верхушки общества были
иными, чем у народа, у которого складывались
собственные культурные традиции.
Именно расцвет литературы позволил определить XIX в. – как век «Золотой». Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом. Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,—писал Герцен.
Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
Развитие литературы проявилось и в смене направлений: На рубеже XVIII – XIX вв. сентиментализм пришёл на смену классицизму. Главным представителем сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза» и др.) После сентиментализма, вместе с героическими событиями войны 1812г. пришёл романтизм. В этом направлении выделилось два течения: салонный (пример этого течения можно увидеть в творчестве В. А. Жуковского. В своих балладах он воссоздавал атмосферу легенд, далёких от реальности, его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтическими переосмысленными образами народной фантастики ). Другое течение представляли поэты и писатели – декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер) Они призывали к борьбе против самодержавно – крепостнических порядков , пропагандировали идеалы свободы и патриотизма. На смену этому направлению пришёл реализм, основоположником которого стал великий русский писатель и поэт А.С. Пушкин. Он откликнулся на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод реализма стал доминирующим.
А.С. Пушкин первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. Он обратился к сокровенному народному творчеству и проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Неповторимая красота искусства Пушкина с огромной силой проявилась в его лирике. Лирика Пушкина не менее глубоко раскрывает внутренний мир человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.
Пушкин был центральной фигурой русской литературы первых десятилетий XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии — сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал», —говорил о Пушкине Горький. Созданное Пушкином направление преобрело такие характерные черты как правдивое отображение действительности во всём её многообразии, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах Родины и народа. Последователями этого направления помимо Пушкина стали такие известные поэты и писатели как И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, М.Ю.Лермонтов, И.А. Гончаров.
На развитие литературы
влияло так же издание таких «толстых»
Развитие литературы
происходило в сложных
С конца XVIII в. театр в России, как и в других европейских странах, вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества театров в провинции, нередко за счет перехода помещичьих крепостных театров на коммерческие основы. Крупные театральные предприятия, объединяющие драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр. В то время на подмостках господствовали такие направления как классицизм, романтизм и сентиментализм. Ставились постановки на основе античной литературы, а также произведений зарубежных авторов (Ф. Шиллер, В. Шекспир). Большим успехом пользовались комедии Д.И. Фонвизина. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829г.), и «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836г.) на сцене малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788-1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостные порядки, самодурство, невежество и тупость дворян, купеческого и чиновничьего быта. В 30-е годы, в обстановке жестокой политической реакции, наступившей после разгрома декабристского движения, важные задачи выполняет направление прогрессивного романтизма. Романтический театр раскрывает внутреннюю драму человека, наделенного стремлением к свободе и социальной справедливости, и выражает бунт мыслящей личности против окружающего ее мира насилия и произвола. Но цензура, не оставила без внимания и театральные подмостки. Развитие прогрессивных освободительных тенденций в театре жестко ограничивались правительством. Вне театра остается проникнутая критическими, свободолюбивыми идеями драматургия М.Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835—1836 гг. трижды запрещается цензурой. Не допускаются к постановке драмы В. Гюго.
В XVIII-XIX веке многие дворяне обзавелись собственными театрами. Актерами в них были крепостные крестьяне. Афиши с анонсом подобных зрелищ можно найти в музеях и архивах. Старые русские афиши обычно подробно излагали содержание спектакля и перечисляли действующих лиц.
После
1883 года государство лишилось монополии
на производство афиш. Афиши стали
производить многочисленные частные
типографии. Однако вскоре монополию
на производсво афиш получил актер
русской драматической труппы Рыкалов.
Его утвердили единственным распространителем
и производителем афиш в Санкт-Петербурге
и в Москве. Рыкалов печатал
все афиши, а так же объявления,
программки и билеты. Дирекция императорских
театров не только не оплачивала их
производство и разносчиков, но сама
получала от Рыкалова 5000 рублей в год.
Рыкалов брал с подписчиков на
афиши по 10 руб. в год. Причем расклейка
по городу афиш была запрещена. Они
вывешивались только у театров. Те же
афиши, которые распределялись по подписчикам,
рекламировали не один спектакль, а
сразу несколько. Фактически они
содержали информацию о репертуаре
театров за какой-либо период времени.
Первый
русский театральный журнал –
«Драматический вестник», 1808
Значительное
место в русской культурной жизни
занимал и балет. Он развивался под
влиянием отечественной литературы.
Своими успехами русский балет обязан
балетмейстеру III. Дидло. Он создал основы
русского классического балета, используя
национальные мотивы и традиции европейского
танцевального искусства. С 1909 г. в Париже
начались “Русские сезоны” балета, продолжавшиеся
в течение нескольких лет (до 1912 г.) С “Русскими
сезонами” связан расцвет творчества
многих деятелей в области музыки, живописи
и танца. Одним из крупнейших новаторов
русского балета начала ХХ в. был М. Фокин,
который утверждал драматургию как идейную
основу балетного спектакля и стремился
путем “содружества танца, музыки и живописи”
к созданию психологически содержательного
и правдивого образа. Хореографический
этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского
композитора Сен-Санса, созданный им для
Анны Павловой, запечатленный в рисунке
В. Серова, стал символом русского классического
балета.
Первая
половина XIXв. Ознаменовалась так же
появлением новой страницы в истории
музыкальной культуры России. Отойдя
от заимствования музыкальных
По
значению вклада в развитии музыкальной
культуре Глинка занимает место равное
Пушкину в литературе. Он заложил
основы двух главных направлений
отечественной оперной