Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:14, реферат
Цель исследования — анализ феномена светского общества в контексте XVIII — начало XIX века, как языка культуры того времени. Задачи: проанализировать образ женщины в динамике выбранной эпохи, найти новые элементы и показать семантику ее поведения в светской жизни, рассмотреть примеры на материале художественной литературы. Объектом данного исследования является женщина в символической структуре. Предмет — реализация светских приличий и поведения в обществе на основе работ Ю.М.Лотмана и К.Святозарской.
Введение
1 Семантика светского общества в культурном контексте 18–19 веков
2 «Дворянская среда»
2.1 Мир женщины. Воспитание и образование
2.2 Женщина в семье. Сватовство. Брак
2.3 Женщина в светской жизни
2.3.1 Светский раут
2.3.2 Бал
Заключение
Список литературы
При входе в приемную, залу или гостиную каждой должно на минуту остановиться перед зеркалом и тщательно осмотреть свой туалет, поправить прическу, юбку платья, застегнуть перчатки на все пуговицы и, уверившись, что все в порядке, войти в залу спокойно, не торопясь, с приветливою улыбкою. По дороге не должно охорашиваться перед зеркалами и вообще не обнаруживать никакой особенной заботливости о своей личности.
Девушка, не должна дичиться, уклоняться от сношений и уединяться за столами, покрытыми кипсеками и иллюстрированными изданиями. Напротив, старайтесь тотчас же принять участие в общем разговоре, обыкновенно имеющем предметом новую пьесу, предстоящий праздник, замечательную картину, игру знаменитого артиста и тому подобные светские общепринятые вопросы. Несколькими замечаниями, кстати, сделанными, покажет, что, со своей стороны, ей не чужды темы общественных разговоров, и этого будет достаточно, чтобы поставить ее немедленно в свободные отношения с присутствующими.
Поступая иначе, девушка, кроме того, что будет сама скучать, еще поставит хозяев в неприятную необходимость заниматься ею исключительно Свободная манера с изящными формами, полное самообладание и развязный, легкий разговор, скользят плавно с предмета на предмет,— вот необходимые качества благовоспитанного посетителя, как раутов, так и всяких других собраний.
Дама вовсе не обязана оставаться до конца вечера, и может уехать когда угодно, но, чтобы не тревожить хозяев и не мешать разговорам, совершенно естественно проходила в другую комнату, как будто прогуливаясь, надевала верхнее платье и так же скромно, не торопясь, спускалась с лестницы и уходила.
Если хозяева даже
и заметят ее намерение удалиться,
они не остановят и не заставят возвращаться,
потому что такое насилие не пригодно.
Роль молодой девушки гораздо легче роли
молодого мужчины, но хотя она и находится
под защитою опытных руководителей, однако
должна и сама наблюдать за своими действиями.
Входить в залу скромно, но не застенчиво,
с приятною улыбкою на лице, чтобы с первой
же минуты показать хозяевам, насколько
пребывание в их доме доставляет ей удовольствие.
.[7, стр.56]
2.3.2
Бал
Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.
В жизни русского столичного дворянина XVIII — начала XIX века время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам — здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала статская — в которой дворянин выступал как представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем дне «собрании» — на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.
С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела
Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и. для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры.
Возникала грамматика
бала, а сам он складывался в
некоторое целостное
Обучение танцам начиналось рано — с пяти-шести лет. Учитель должен обращать внимание на то, чтобы учащиеся от сильного напряжения не потерпели в здоровье. Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Изящество, сказывающееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. Характерно, что способность споткнуться здесь связывается не с внешними условиями, а с характером и воспитанием человека. Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов. Аристократической простоте движений людей «хорошего общества» и в жизни, и в литературе противостоит скованность или излишняя развязность жестов разночинца.
Бал в начале XIX века начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое. Польский, который имеет более свободы и танцуется неопределенным числом пар, а потому освобождает от излишней и строгой выдержки, свойственной менуэту, занял место первоначального танца».
Второй бальный танец — вальс. «Однообразный» — поскольку, в отличие от мазурки, в которой огромную роль играли сольные танцы и изобретение новых фигур, и уж тем более от танца-игры котильона, вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений Определение вальса как «безумного» имеет другой смысл: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальс танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур. Таким образом, танец создавал идеальные условия для нежных объяснений.
Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Для того чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение «мазурочная болтовня» не было пренебрежительным. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композициям, следующим друг за другом.
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявлять изобретательность и способность импровизировать.
Котильон — вид кадрили, один из заключающих бал танцев — танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец. Там делают и крест, и круг, и сажают даму, с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колена становятся перед нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся и мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится. .[4, стр. 91]
Бал обладал стройной
композицией. Это было как бы некоторое
праздничное целое, подчиненное
движению от строгой формы торжественного
балета к вариативным формам хореографической
игры.
Заключение
Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Романтическая эпоха отвела женщине важнейшее место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав.
Жизнь XVIII века складывалась как сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, то поверхностного, то трагически влиявшего на разрыв с окружающей действительностью. Этот беспорядок, приобретавший характер идейного и бытового хаоса, имел и положительную сторону. В значительной мере здесь проявлялась молодость культуры, еще не исчерпавшей своих возможностей.
Теме истинно русской красоты, прекрасной русской женщины посвящено много произведений классической литературы. Загадку русской женщины пытались раскрыть А. С. Пушкин в образе Татьяны Лариной, Оноре Де Бальзак в своей кузине Бетте и многие другие великие писатели. В романе эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" представлена целая галерея прекрасных образов.
Совсем иное предназначение у женщин, которых можно назвать истинно русскими. Это Наташа Ростова и Мария Болконская. Они стремятся к любви, жаждут её, готовы на любые жертвы ради священного чувства. Эти женщины идут в жизни к главному предназначению: стать женой и матерью.
Наташа Ростова, производившая на всех балах неизгладимое впечатление на мужчин, имела все возможности стать светской львицей, но она без сожаления выбирает жизнь в семье, покидая столичную суету. Княжна Марья, привыкшая жить для других, только втайне мечтавшая о счастье, была полностью вознаграждена за годы терпения, за ту внутреннюю чистоту, которую она смогла сохранить в себе до встречи с любимым человеком.
«Поприще женщины — возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому — вот ее назначение, и оно велико и священно» — В.Г. Белинский.
Женщина всегда живет непосредственно чувством, сердцем, она ближе к природе, чем мужчина, более естественна и открыта. Она не участвует в общественных движениях, не решает политических вопросов, и именно в силу этого, по мнению русских писателей, она изначально выше и чище. В начале романа Татьяна — молодая провинциальная дворянка, в конце произведения мы видим ее великолепной светской дамой. Пушкин в ней раскрывает лучшие черты русского характера: нравственную чистоту, цельность, поэтичность, простоту. Отличает истинно русских женщин от светских львиц огромная потребность в любви, невозможность жить без этого прекрасного чувства, готовность к самопожертвованию, а впоследствии – сосредоточенность всей жизни на семье.
Целью работы, было исследование мира женщины в контексте культуры XVIII — начала XIX века. Проанализировав образ женщины этого периода, можно сказать, что воспитание приобретало новую роль. Оно формировало самостоятельных, уверенных в себе и высоконравственных дам. Менее сдержанных, молчаливых и не имеющих прав перед мужчиной. Образование становилось обязательным, что явилось само по себе новшеством. Просвещение начинало ставить женщину на одну ступень с мужчиной. Ритуал брака, как таковой не преобразовался, но свято поддерживался. Появление такого понятия как развод, было явлением редким и унизительным, поэтому к нему не прибегали, сохраняя верность и преданность единобрачию. Что можно отметить и в произведениях художественной литературы. В целом сохранялась ритуализация обрядов, все с большим изменением моральных преобразований и дозволений.
Список литературы
Информация о работе Женщина в контексте культуры периода XVIII—начала XIX века