Женщина в контексте культуры периода XVIII—начала XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Цель исследования — анализ феномена светского общества в контексте XVIII — начало XIX века, как языка культуры того времени. Задачи: проанализировать образ женщины в динамике выбранной эпохи, найти новые элементы и показать семантику ее поведения в светской жизни, рассмотреть примеры на материале художественной литературы. Объектом данного исследования является женщина в символической структуре. Предмет — реализация светских приличий и поведения в обществе на основе работ Ю.М.Лотмана и К.Святозарской.

Содержание

Введение
1 Семантика светского общества в культурном контексте 18–19 веков
2 «Дворянская среда»
2.1 Мир женщины. Воспитание и образование
2.2 Женщина в семье. Сватовство. Брак
2.3 Женщина в светской жизни
2.3.1 Светский раут
2.3.2 Бал
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Рубцовский  индустриальный институт АлтГТУ 
 

кафедра социально-политическая

теория  и философия 
 
 
 

Реферат

на тему: Женщина в контексте культуры периода XVIII—начала XIX века 
 
 

                Выполнил: студент гр. МАПП-71

                ______________ Шишкина Е. И. 

                Проверил: Красильникова М. Б.

                ________________ 
                 
                 

Рубцовск 2007

 

        Содержание 

        Введение

        1 Семантика светского  общества в культурном контексте  18–19 веков

        2 «Дворянская среда»

        2.1 Мир женщины.  Воспитание и образование

        2.2 Женщина в семье.  Сватовство. Брак

        2.3 Женщина в светской  жизни

        2.3.1 Светский раут

        2.3.2 Бал

        Заключение

        Список литературы 

     3

     6

    

     8

     9

   15

   19

   21

   24

   28

   30

 

Введение 

        Развивался и складывался нравственный облик человека XVIII — начала XIX века. Женщина этой поры не только была включена в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. И женщина очень менялась.

        Характер женщины  весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. С другой стороны, женский характер парадоксально реализует и прямо противоположные свойства. Женщина — жена и мать — в наибольшей степени связана со свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи. Поэтому влияние женщины на облик того времени в принципе противоречиво, гибко и динамично. Гибкость проявляется в разнообразии связей женского характера.

        Женское влияние  редко рассматривается как самостоятельная  историческая проблема.

        Культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются. Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

        Следовательно, по Лотману культура имеет, как коммуникационную, так и символическую природу. То есть, область культуры — всегда область символизма.

        Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества.

        Символы культуры, как правило, приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но, не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры. Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и к прогнозам будущего. В этом сложность понимания прошлого (ведь оно ушло, отдалилось от нас). Но в этом и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.

        Мы с удовольствием берем в руки роман, написанный сто, двести, триста лет назад, и мы видим, что герои его нам близки: они любят, ненавидят, совершают хорошие и плохие поступки, знают честь и бесчестие, они верны в дружбе, или предатели — и все это нам ясно.

        Но вместе с тем  многое в поступках героев нам  или совсем непонятно, или — что хуже — понято неправильно, не до конца. Ведь чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру: их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т. д. и т. п.

        Вечное всегда носит  одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаем сегодняшнего. Нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаем и не понимаем самих себя. Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого — а ведь мы равняемся на них, и они как-то поддерживают нашу связь с прошлым. Александр Блок писал:

        «Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран — и мир опять предстанет странным...».[2, стр. 62]

        Надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе.

        Но почему же все-таки я выбрала именно эту эпоху — XVIII — начало XIX века, и важное место женщины в нем.? Для этого есть серьезные основания. С одной стороны, это время достаточно для нас близкое и тесно связанное с нашей сегодняшней жизнью. Это время, когда оформлялись черты новой русской культуры, культуры нового времени, которому — принадлежим и мы. С другой стороны, это время достаточно далекое, уже во многом позабытое. Не только для того, чтобы восстановить непрерывность культуры, и проникнуть в тексты Пушкина или Толстого, а самое главное раскрыть внутренний и внешний мир женщины.

        Цель исследования — анализ феномена светского общества в контексте XVIII — начало XIX века, как языка культуры того времени. Задачи: проанализировать образ женщины в динамике выбранной эпохи, найти новые элементы и показать семантику ее поведения в светской жизни, рассмотреть примеры на материале художественной литературы. Объектом данного исследования является женщина в символической структуре. Предмет — реализация светских приличий и поведения в обществе на основе работ Ю.М.Лотмана и К.Святозарской.

 

      1 Семантика светского общества в культурном контексте 18–19 веков 

        Лабрюйер сказал: «Умейте забывать себя, чтобы только помнить об тех, с кем вы разговариваете, старайтесь изыскивать случаи выставить  в выгодном свете их ум, будьте к  ним снисходительны, по возможности  употребите свое собственное остроумие в их пользу. Поверьте, что ваши дарования, несмотря на всю эту скромность, выйдут наружу и окружающие вас, будут уметь ценить ваши великодушные усилия». [7, стр. 104].

        Любой человек, находясь случайно не в своем, усвоенном воспитанием и постоянною жизнью, между порядочными и благовоспитанными, хотя и вовсе не знатными людьми, обществе, истинные вельможи, как мужчины, так и женщины, стараются, так сказать, заставить забыть преимущества, дарованные им, сколько рождением, столько счастьем, и спешат поставить себя в уровень окружающих их особ, принимая участие в их интересах, занятиях, удовольствиях.

        С первого своего появления в этом обществе они сливаются сего членами и, уклоняясь от главной роли, стесняющей и свободу, умеют мгновенно вывести каждого из затруднения, замешательства, невольной робости. Они никогда не ломаются, не окружают себя избранными особами, не говорят про свой образ жизни, свои связи, свое занятие; они стараются угадать вкусы, мысли, желания тех, с кем временно свела их судьба. Интересуются всем, что их интересует, равно приветливы с каждым и каждому умеют сказать что-нибудь лестное, доброе, оставляющее человека под приятным впечатлением. Подобный аристократизм живет в чистокровной расе людей, но при уме и счастливых душевных качествах.

        Что мы знаем о вежливости, хороших манерах, о том, как ухаживать за женщиной, держать вилку, разливать вино, выбирать галстук, неужели сегодня эти знания не нужны? Нет, сегодня, когда вокруг нас еще царит мерзость запустения, люди особенно нуждаются в напоминании о другой жизни.

        Все, что мной использовано, написано без тени иронии и адресовано вовсе не отпрыскам старинных дворянских родов. Бонны, гувернеры и гувернантки, прививавшие им хорошие манеры с младенчества, учили держать вилку в левой руке, а нож — в правой, говорить на трех-четырех языках, танцевать, непринужденно поддерживать разговор. Воспитанный человек, т.е. знающий этикет и легко применяющий его на практике. Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения, то есть соблюдаемый Придворный этикет, в дипломатических кругах, при дворе монарха и т.п. [5, стр. 791].

        Разумеется, многое из написанного, никогда не пригодится в повседневной жизни, многое безвозвратно ушло в прошлое. Но эта работа объяснит, почему герои романов наших классиков вели себя так, а не иначе. Чувства людей и описание бала в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, разговоры в великосветских гостиных, взаимоотношения взрослых и детей не вызовут теперь недоуменных вопросов. Л. Н, Толстой в период создания «Воины и мира» подробнейшим образом изучал эпоху конца 18-19 веков, ее нравы, этикет, военные уставы.

        Исследование о  светской жизни — письмо к нам из прошлого века, к нам, основательно забывшим правила поведения в обществе. Оно напомнит о выработанных столетиями традициях, об элементарной вежливости. Начав освобождаться от рабства, мы стали агрессивными, нетерпимыми, разучились вести себя.

        Знания помогут наверстать упущенное, научат многому из того, что каждому должно быть известно с рождения, объяснят, что вести себя с академиком и вахтером надлежит одинаково вежливо. Именно это — главнейший признак человека, имеющего собственное достоинство.

 

         2 «Дворянская среда» 

        Этикет – есть просто знание приличий, уменье держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости. Этикет не только не стесняет свободу человека, но, внушенный ему с малых лет матерью, а потом воспитателями, впитывается так сильно в кровь и мозг ребенка, что делается для него потребностью на всю жизнь. Облегчая сношения с людьми, сглаживая все могущие встретиться неприятные столкновения и давая душе какое-то радостное спокойствие, так как истинная благовоспитанность неразрывно связана с любовью к ближнему и полным отсутствием эгоизма. К горю нашему, видим между молодыми людьми таких, манеры которых до того грубы, что производят отвращение, а телодвижения неблагопристойны до возмутительности, говор нахален и тривиален до такой степени, что почти всегда вызывает с омерзением относиться к этим субъектам мужского и женского, в особенности женского, пола. Потому что эти госпожи поистине отвратительны со своими угловатыми ухватками, со своим напускным жеманством и омерзительными мужскими привычками.

        Поэтому посвящается обоим полам, но женщина, как существо более мягкое, восприимчивое, способное легче усваивать нравственное преобразование, должна, естественно, быть главным предметом заботливости. К тому же, не ей ли определено самою судьбою сеять семена всего хорошего в душе младенца, будущего гражданина и общественного человека. Хорошо воспитанная светская женщина бросает зерно на мягкую почву; няни и гувернантки под ее наблюдением лелеют и растят драгоценный зародыш; наставники дают ему силу, крепость, сознание; общество полирует, сглаживает могущие еще встретиться шероховатости, и драгоценный цветок, посаженный рукою матери, пышно распускается на радость и счастье ближнего.

Информация о работе Женщина в контексте культуры периода XVIII—начала XIX века