Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:14, реферат
Цель исследования — анализ феномена светского общества в контексте XVIII — начало XIX века, как языка культуры того времени. Задачи: проанализировать образ женщины в динамике выбранной эпохи, найти новые элементы и показать семантику ее поведения в светской жизни, рассмотреть примеры на материале художественной литературы. Объектом данного исследования является женщина в символической структуре. Предмет — реализация светских приличий и поведения в обществе на основе работ Ю.М.Лотмана и К.Святозарской.
Введение
1 Семантика светского общества в культурном контексте 18–19 веков
2 «Дворянская среда»
2.1 Мир женщины. Воспитание и образование
2.2 Женщина в семье. Сватовство. Брак
2.3 Женщина в светской жизни
2.3.1 Светский раут
2.3.2 Бал
Заключение
Список литературы
2.1 Мир женщины.
Воспитание и образование
Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство и царь естественно столкнулись и с вопросами женского образования.
Знание традиционно считалось привилегией мужчин — образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами.
Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин. Женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть мужских ролей. Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной.
На первых порах
инициатором приобщения женщины
к просвещению стало
Родители и наставники должны были обращать на очень многое в воспитании молодой девушки. В особенности, на такую педагогическую подробность и тем прибавить молодой девушке одно из приятнейших общественных дарований – не торопиться рассказывать в гостях, а ограничиться беседою, то есть передачею мыслей, уменьем делать приличные ответы на всякого рода вопросы, а равно уменьем и самим создавать эти вопросы. Таким образом, привыкнув к разговору, освободясь незаметно от той застенчивости и несмелости, которые составляют непременную принадлежность молодой девушки при первом ее появлении в свете, она усвоит себе мало-помалу грациозную развязность в обращении с посторонними личностями и уже твердою ногою выступит на арену повествовательную. Успев изучить, как управлять своим голосом, как выбирать выражения, какие оттенки особенно эффектны и как уметь устоять на черте светского приличия, так близко касающейся кокетства, самонадеянности и рисовки.
Кругозор женских рассказов тем обширнее и исполнимее, что свет не требует от нее глубоких политических или ученых воззрений и довольствуется, если она настолько образованна, чтобы следить за ходом мировых событий, и разговаривает приятно, понятно, просто и разумно о разных предметах обыденной жизни. Женщина, если она действительно умна, должна беречь для одной себя сокровищницу познаний, не расточая ее бесполезно в видах самохвальства и самовлюбленности.
Клеопатра Святозарская не советовала женщинам, схватывать только верхушки и находить, что для них достаточно уметь рассказать сюжет нового романа, произнести несколько беглых замечаний о характере модной композиции, тогда когда подобная мишура могла нравиться. Говоря о музыке, литературе, живописи, даже касаясь этих предметов только легкими штрихами, женщина образованная и воспитанная для света должна знать историю занимающего ее в минуту разговора предмета, она должна быть с ним вполне освоена для того даже, чтобы уметь верно, и сжато передать его занимательные общедоступные для всех слушателей подробности.
Молодые женщины и девушки любят спорить в разговорах, находя довольно справедливо, что столкновение мнений порождает истину, но и спорить не должно без уменья доказать причину и отстоять свое мнение. Можно быть побежденной превосходством доводов, и такая победа не унижает, но быть побитой доказательствами грубого невежества — вредить доброй репутации, которая есть драгоценное достояние всякой женщины. [7, стр. 105]
В свете необходимо соблюдение такта, то есть полное уменье не сказать ничего такого, что бы могло мало-мальски не только оскорбить, но даже слабым намеком огорчить кого-нибудь из присутствующих. Считается возможным причислить эту принадлежность благовоспитанности к драгоценным душевным способностям, потому что, в сущности, светский такт проистекает из любви к ближнему и постоянной заботливости не оскорбить никого даже неумышленно. Женщины, как существа более впечатлительные и чувствительные, одарены этою способностью более мужчин, у которых она вырабатывается предпочтительно светским воспитанием.
Вот почему богатая женщина не выставляет напоказ драгоценности, ткани, из которой сшито ее платье, не относится презрительно к значительной сумме денег, только что ею проигранных в пари, и не хвастается возможностью быть на бале известного вельможи. Она знает, что в обществе есть особы, завидующие ее богатству и связям, и светский такт заодно с сердцем подсказывает ей, что жестоко было бы раздражать людей, одержимых одною из злейших душевных болезней — завистью. Такт научает человека угадывать слабую струну собеседника и находить предметы разговора, приятные для целого общества, такт делает нас добрыми, снисходительными, предупредительными и находчивыми в пользу ближнего. Без такта немыслим благовоспитанный человек, и при всем его уме, талантливости и даже знаменитости его общества избегают и при столкновениях с ним сторонятся от него, опасаясь нетактичности.
К числу бестактных, а, следовательно, неприличных предметов разговора в обществе, должно причислить вопросы о норме жалованья, получаемого собеседником, о средствах его к жизни, о причинах семейных раздоров, советы поступать так или иначе, приведение в пример самого себя, намеки на физические недостатки, хвастливость несуществующими связями с влиятельными лицами.
Ни у дам, ни у стариков не должно никогда спрашивать года их рождения.
Женщина, которая на улице часто оборачивается, будет, естественно, преследуема мужчинами, имеющими право принять ее движения за вызов, если она молода и хороша, если же не имеет ни того, ни другого достоинства, то верченье головой может причинить ей большие неприятности от прохожих.
Молодым девушкам не следовало, и смешивать слово «скромность» со словом «жеманство». Первое есть прекрасное качество в женщине, и составляет ее лучшее украшение, второе есть ложное направление воспитания, смешное и безуспешное усилие казаться скромной. Такой метод действий называется кокетством дурного тона, и ни один благовоспитанный мужчина не примет его за скромность, но с отвращением отдалится от такой девушки или сочтет это с ее стороны заигрыванием и позволит себе несколько более свободное обращение. Напротив, с тою, которая без всякого кривлянья подчиняется правилам игры и выполняет их совершенно спокойно, ни один мужчина, самый предприимчивый, не позволит себе никогда ни малейшей вольности.
В ту эпоху по всем правилам приличия, нужно было остерегаться девицам бывая в гостях от, перешептывания, разговаривая знаками, делать намеки полусловами, понятными только для тех, для кого они говорятся, усиленно и со взрывом смеяться, спрятав лицо на плече у подруги или, напротив, бросая пытливые взгляды из стороны в сторону, как бы отыскивая свою жертву. Все подобные замашки изобличают очень дурное воспитание и могут показаться весьма обидными другим гостям, да, кроме того, они кладут пятно на саму виновницу, потому что такие намеки и двусмысленные улыбки могут быть приняты посторонними за непозволительные сердечные тайны, и подобное подозрение весьма нелестно.
Сдержанность, которая необходима на бале в сношениях с молодыми мужчинами, должна быть заменена приветливостью, предупредительностью и внимательностью, когда молодая девушка находится посреди женского круга. Здесь она может дать полную волю своей природной веселости, остроумию и любезности. Совет, только избегать злоязычности, которую многие, весьма напрасно, называют умом, и благовоспитанной девушке следует держаться подальше от подобных насмешниц, даже если их болтовня смешит ее и забавляет. Она может быть уверена, что за глаза сама сделается предметом их колкостей и ядовитых острот.
Возвращаясь с кавалером на свое место, девица должна его поблагодарить, но не давать ему на сохранение свой веер, платок, букет, флакон, потому что это может служить ему доказательством, что она приглашает его при ней остаться, а это есть признак кокетства, очень дурно рекомендующего девицу в глазах мужчины. Разговор с мужчиной допускается, но девушка не могла ничем обнаруживать желания продолжать его более чем позволяет приличие. Однако не следовало ей также иметь вид недовольный или отвечать отрывисто.
Она должна постоянно сохранять ровное расположение духа, но иметь вид несколько сдержанный и холодный. Благовоспитанная девушка должна была, как можно менее себя выказывать, обращаться с молодыми мужчинами свободно, просто, без всякого жеманства, но не искать разговоров с ними, не удерживать их около себя и тем не лишать танцоров своих подруг. Даже замужняя женщина не могла себе позволять излишней свободы действий, а тем более девица должна постоянно оставаться в границах приличия и порядочности.[7, стр45].
Наша русская
И первым это сделал А.С.Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины подвигом поэта.
По мнению Пушкина прекрасно в этой героине, прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, это естественность, отсутствие всякой фальши в поведении, это цельность натуры, т.е. отсутствие болезненных противоречий между решением (словом) и поступком (делом). Татьяна из тех "однолюбок", для которых любовь может быть или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Возникает в первых главах образ чистой искренней девушки, наивной в своем стремлении к счастью.
Но прошло 2 года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Она изменилась,"в роль свою вошла", но не потеряла главного - своей простоты, естественности, человеческого достоинства.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было
в ней. [6, стр. 210]
Очень важна эта строка – "без подражательных затей". Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.
Все в Татьяне выражало равнодушие к светской жизни.
Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Татьяна тяготится мишурой "постылой жизни". Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны, это ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Это именно то, что отличало воспитанную женщину, от поверхностной.
2.2
Женщина в семье. Сватовство. Брак
Ритуал замужества в дворянском обществе XVIII — начала XIX века носит следы тех же противоречий, что и вся бытовая жизнь. Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Принадлежность к дворянству означает, и обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды. Были случаи, когда «ношение неприличной дворянке одежды» (то есть крестьянского платья) делались предметом тревоги политической полиции и самого императора.
Быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей, прежде всего. Как же он может соприкасаться с миром символов и знаков, составляющих пространство культуры?
Обращаясь к истории быта, мы легко различаем в ней глубинные формы, связь которых с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпохи. Так, представления о дворянской чести или же придворный этикет, хотя и принадлежат истории быта, но неотделимы и от истории. Но как быть с такими, казалось бы, внешними чертами времени, как моды, обычаи каждодневной жизни, детали практического поведения и предметы, в которых оно воплощается? Так ли уж нам важно знать? Для каждой девушки того времени считалось позором не выйти замуж. Это могло привести к различным отрицательным поступкам, которые можно проследить в героине О.Бальзака – «Кузине Бете».
Информация о работе Женщина в контексте культуры периода XVIII—начала XIX века