Выставки «Выставочного зала» Союза Художников (Большая Морская, 38)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении организации выставочного пространства, анализ современной выставочной деятельности, а так же определение роли и места современного искусства выставочного зала Союза художников в Спб.
Основные задачи исследования: 1)Проследить историю развития выставочной деятельности в России и в Санкт-Петербурге. 2) Рассмотреть деятельность галерей современного искусства в Санкт-Петербурге. 3) Выявить закономерности и проблемы выставочной деятельности, определить их специфику. 4) Выявить предпочтения, интересы, вкус и выбор целевой аудитории, методами социологического исследования. Исходя из результатов анализа, предложить программы совершенствования Выставочного центра СпбСХ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Организация выставочного пространства средствами современных маркетинговых технологий…………………………………………………………………….7
1.1. Выставочное пространство современной
художественной галереи……………………………………………………..12
1.2.Организация деятельности художественных галерей СПб……………………………………………………………………………16
Выводы по Главе I …………………………………………………………..22
Глава II: Организация деятельности выставочного центра современного искусства……………………………………………………………………...23
2.1. Организация деятельности выставочного центра Союза художников…………………………………………………………………...31
2.2. Диагностика интересов, предпочтений
различных групп потребителей……………………………………………..49
2.3. Программа совершенствования организации выставочной деятельности Союза Художников…………………………………………..55
Выводы по Главе II……………………………………………………….….58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………...62
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

     Однако  почин был положен, и в том  же 1974 году с 22 по 25 декабря в Ленинграде, во Дворце культуры им. И.И.Газа, уже  по официальному разрешению городских  властей прошла выставка, на которой представили свои работы 52 художника. Было выставлено 220 произведений. На следующий год – 1975- выставка ленинградских художников «андеграунда» проходила с 10 по 20 сентября во Дворце культуры «Невский».27 Таким образом лед начал таять и это уже нельзя было остановить, таких выставок становилось все больше, посетители  - интеллигенты стали посещать их как символические события. Эти выставки учили мыслить более свободно, отходить от соцреализма и уделять большее внимание индивидуальным мотивам художников.

     Выставки «Товарищества экспериментального изобразительного искусства» стали заметными явлениями в художественной жизни города. Не считаться с таким большим объединением «неофициальных» художников партийные власти не могли. Товарищество, в свою очередь, активно выступало за предоставление социальных прав живописцам и графикам, не входившим в Союз художников, обеспечение их мастерскими. Это объединение провело тринадцать выставок до 1988 года, ознаменованного большой итоговой выставкой «Современное искусство Ленинграда», проведенной в Манеже, совместно с ЛОСХом.

  Новая экономическая  ситуация в России, возникшая в  конце восьмидесятых годов, создала  возможности для появления принципиально  новых форм обращения художественных ценностей… Сегодня кажется странной и даже нелепой связь между формальными приемами в изобразительном искусстве и различными идеологическими и политическими программами. 28

  С 1989 года важную роль в развитии выставочной  практики и в пропаганде новых  течений в изобразительном искусстве  стала играть «Пушкинская, 10», ставшая своеобразным «художественным островом» в городской среде.

  Здесь обосновались мастерские независимых художников и возник ряд галерей. Здесь же, во дворе дома устраивались музыкальные  концерты, перфомансы и инсталляции. Позднее был организован музей нонконформистского искусства, собравший коллекцию произведений художников, имевших славу продолжателей традиций «газаневщины».29

  С 8 по 31 января 1989 года проходила выставка «От неофициального искусства – к перестройке» в  ЛЕНЭКСПО в Гавани. Выставка собрала множество работ художников, как живших в России, так и эмигрантов.

  Произведения  стоили недорого, поскольку при отсутствии арт-рынка и утраченной традиции приобретения произведений искусства  цены устанавливались условно… Картину  иногда можно было приобрести за бутылку хорошего вина, сдобренного дружеской беседой и вниманием к творчеству художника.30

  В Санкт-Петербурге в 1996 году на Пушкинской, 10 был создан «Музей нонконформистского искусства», имеющий в своих фондах большую  коллекцию произведений того времени. Музей периодически проводит выставки художников, близких этому направлению.

  Огромную  роль в процессе знакомства публики  с произведениями советского «андеграунда»  играет Русский музей, в котором  проводятся временные выставки этой направленности. Здесь же существует отдел новейших течений современного искусства, позволяющий художникам выставляться в залах музея, привлекая к своим работам зрителей, покупателей и критиков. Музей же в свою очередь, благодаря таким выставкам меняет представление о себе, как о хранилище старого искусства. Художники, сотрудничающие с Русским музеем продают или отдают в дар свои современные работы, пополняя, таким образом, коллекцию музея в области произведений современных российских художников. Здесь можно найти инсталляции, художественные объекты, ассамбляжи, коллажи, живопись, графику, произведения видео-арта и фотографии.

  В Русском  музее так же действует постоянная экспозиция  произведений модернизма и постмодернизма второй половины двадцатого века – «Музей Людвига в Русском музее». В него входят произведения таких авторов, как Э.Уорхол, Д.Сегал, П.Пикассо, Д.Бойс, И Кабаков, Н.Нестерова и др.

  В современных  условиях существования и развития отечественной художественной культуры возникла острая потребность в своеобразном аккумуляторе, которым стали галереи, создание которых началось в 1987-1988 годах.

  Галереи сразу приобрели популярность в  среде художников, коллекционеров, любителей современного искусства  и начали выполнять функцию отбора и распространения произведений искусства. Этот отбор осуществлялся не по принципам, созвучным «социалистическому реализму», а по принципу художественной значимости и оригинальности творческой манеры автора. Владельцами первых галерей становились инициативные люди, пытавшиеся соединить различные направления деятельности, такие как меценатство, открытие новых художественных ценностей  и имен в искусстве, но также – арт-бизнес.31 
 

  2.1. Организация деятельности выставочного центра Союза художников»

     В начале данного параграфа рассматривается история Союза художников, сущность его организации.

     Дом, в котором находится Санкт-Петербургский Союз художников, является одним из самых известных и престижных мест в художественной и культурной жизни Санкт-Петербурга. На протяжении веков проходили здесь славные и памятные мероприятия, связанные с культурной жизнью города. Организовывались рисовальные классы, проводились выставки, собрания и, особенно, запоминающимися событиями для дома на Большой Морской были мистические опыты Калиостро, которые проводились в одном из подвалов здания. 

    Пожалуй, художественная история дома начинается с указа Екатерины II, (1763г.) когда здание приобрели в казну и подарили И. П. Елагину, одному из доверенных лиц императрицы. Именно при нем место на Большой Морской улице стало известно всему просвещенному обществу Петербурга. В своем петербургском доме И. П. Елагин устраивал собрания, на которых выступали Д. Фонвизин и А. Сумароков, давал спектакли "Немецкий комедиальный дом". После смерти Елагина, до 1877 года здание не использовалось как место встреч деятелей литературы, театра и прочих художеств, там располагалась резиденция и канцелярия генерал-губернатора, Санкт-Петербургского полицеймейстера и других административных учреждений столицы. 

    И только 1 июля 1877 году по указу императора Александра II участок и здания были отданы в полную собственность Обществу Поощрения Художеств, основанному еще в 1820 году. Здесь располагались художественные рисовальные школы и были открыты выставочные залы и помещения для различных собраний. Главной задачей Общества являлось содействие развитию отечественного искусства. Стипендиатами общества были Карл Брюллов, Александр Иванов, Тарас Шевченко, Петр Клодт и др. В выставочных залах проходили интересные выставки и выступления деятелей искусства и литературы. Конец Х1Х столетия запомнил выдающиеся выставки Товарищества передвижных выставок и мирискусстников.

      В конце октября 1908 года в залах  Общества поощрения художеств готовилась грандиозная выставка, которая сорвалась  из-за скандала Н.Н.Врангеля (одного из учредителей выставки) и М.П. Боткина.

      Представлены  были все европейские школы живописи. В числе наиболее выдающихся экспонатов можно назвать «Венчание Богородицы» Симоне Мартини, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Пейзаж» Гейнсборо, «Семейную сцену» Луи Ленена, «Марию Магдалину» Перуджино, «Вознесение Христа» Веронезе, «Мужской портрет» Рембрандта, «Бегство в Египет» Йорданса, «Положение во гроб» Рубенса, «Мадонну» Леонардо да Винчи.

      Оформление  выставочных помещений выполнено  было с большим вкусом. Каждый зал, где экспонировались произведения определенного стиля, был обставлен и декорирован предметами прикладного искусства соответствующего времени: вазами, шпалерами, мебелью – зритель чувствовал атмосферу эпохи.32 

    После октябрьской революции 1917 года Императорское общество Поощрения Художеств преобразовали во Всероссийское, которое функционировало в этом здании до 1932 года, когда оно было передано в аренду вновь созданному Союзу художников, который по праву преемственности занимает его до настоящего времени.

     История деятельности Ленинградского - Санкт-Петербургского Союза художников - это история ленинградского изобразительного искусства с 1932 года по сегодняшний день. Союз художников и художественная жизнь города, по существу, единые понятия, потому что в стенах Союза на улице Герцена, 38, (ныне Большой Морской) формируются не только направленность искусства, но и вершатся творческие судьбы нескольких поколений художников.33

     Санкт-Петербургский  Союз художников является организатором  следующих мероприятий: персональные выставки художников и творческих групп, объединений; тематические и международные выставки; выставки детского творчества; выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перфомансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство; концерты.

     История выставок СПб СХ могла начаться много раньше.

Ушел в историю  Всероссийский съезд художников 1910 года, прошедший под патронажем Николая II, революция 1917 года прекратила историю «Товарищества передвижных художественных выставок», существовавшего с 1870 года, и лишь в 1932 году в здании на Большой Морской, 38 была создана новая профессиональная организация - Ленинградское отделение Союза художников (легендарный ЛОСХ).

     Первым  председателем Союза стал Кузьма Петров–Водкин, он же находился на этом посту до 1937 года, во многом определяя эстетический и этический уровень ленинградского изобразительного искусства.

     В 1935 году состоялась первая выставка произведений ленинградских художников, где в основном экспонировались произведения, созданные после 1932 года. Выставка включала в себя разделы живописи, скульптуры, графики, фарфора. Почти все участники этой знаменательной экспозиции стали наставниками в искусстве молодого поколения. За этой выставкой последовали и другие и даже война не смогла полностью загасить огонь петербургского искусства.

     Членами СПбСХв разные годы были И. Бродский и П. Филонов, А. Остроумова – Лебедева и Л. Хижинский, Д. Митрохин и М. Аникушин, В. Лебедев и В. Конашевич, Б. Угаров и А. Матвеев, Е. Моисеенко и Н. Пунин, Н. Альтман и А. Рылов, И. Билибин и К. Малевич…

Сегодня традиции Союза художников продолжаются в творчестве современных петербургских художников, а сам СПб СХ – один из наиболее интересных и профессиональных в России.

     Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ) создано почти одновременно с Московской организацией художников, 2 августа 1932 года, в рамках проводившейся в 1930-х годах в СССР широкой кампании по ликвидации независимых творческих союзов и созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией. (Базой для создания этих организаций стало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». В разные годы нынешний СПбСХ назывался по-разному.

     Санкт-Петербургский  Союз художников в значительной мере сохранил традиции основных «организаций-доноров»: Союза русских художников, Общества поощрения художеств (в здании некогда принадлежащем этому обществу располагается с 1932 года Правление СПбСХ), Общества Куинджи и других.

Все эти годы Санкт-Петербургский (Ленинградский) Союз художников являлся и является одной  из самых сильных творческих организаций художников России.

СПбСХ является коллективным членом Международной конфедерации Союзов художников.

Включает в себя 11 (одиннадцать) творческих объединений (секций). Имеются секции: живописи, графики, скульптуры, керамики, декоративно-прикладного искусства, театра и кино, монументального искусства, плаката, критики и искусствоведения, фотографии, реставрации. В СПбСХ состоит около 3500 членов.

Во главе СПбСХ  сегодня стоит А. С. Чаркин, Народный художник России (1997), действительный член Российской академии художеств, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

     Союз  художников постоянно расширяет  формы общения со зрителями, формируя различные выставки, показывая произведения петербуржцев во многих странах. В 1978 году Союз учредил творческо-выставочный центр. За время его деятельности проведено около 2000 выставок, в том числе и коммерческие, соответственно современной экономической ситуации.

В Санкт-Петербургской  энциклопедии указано: «Выставочный центр  Санкт-Петербургского союза художников основан в 1978 в бывшем здании Санкт-Петербургского Императорского Общества поощрения художеств (Большая Морская ул., 38). До 1992 находился в ведении Дирекции выставок Художественного фонда СССР, с 1992 имеет автономный статус санкт-петербургской общественной организации. 5 выставочных залов общей площадью 1560 кв. м. Директор — Александр Сайков. Основной задачей центра ставится популяризация профессионального петербургского искусства разных направлений и жанров — от традиционных академических форм до новейших направлений и художественных технологий. Ежегодно проводится до сорока персональных, групповых и тематических выставок, в том числе Весенняя и Осенняя выставки СПбСХ, выставка художников, вступивших в СПбСХ, выставка в честь Дня Победы, выставка творчества учащихся детских художественных студий и дворцов творчества, выставка «Андреевский флаг», посвященная истории Российского флота. В Большом зале проходит Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней». Устраиваются выставки художников из ближнего и дальнего зарубежья, а также выездные выставки — в Москве и за границей. Постоянными партнерами центра являются Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Русский музей, Музей истории города, Музей театрального и музыкального искусства, ЦВЗ «Манеж». В числе мероприятий последнего времени — Юбилейная вы ставка плаката (25 лет секции плаката Союза художников, 2000/2001), выставки «Художники 1000-летней Казани — 300-летию Петербурга» (2001), «Художники театра и кино» (2001), «Художники Эстонии» (2001), «Изобразительное искусство республики Башкортостан» (2001), участие в международном фестивале искусств «Мастер-класс» (2001), выставка-инсталляция Санкт-Петербургской академии современного искусства «Поиск утраченного звена» (2001/2002), выездные выставки «Москва—Петербург» в Москве (ЦДХ, 2000; «Манеж», 2002) и Петербурге (ЦВЗ «Манеж», 2001), выставка, посвященная 70-летию СПбСХ (2002, ВЦ СПбСХ, ЦВЗ «Манеж», ГРМ). Крупные выставки сопровождаются иллюстрированными каталогами. Выпущен, в частности, каталог выставки «Связь времен», посвященной 65-летию СПбСХ (1997; издание — 1999). С 1994 автономным подразделением организации является Галерея выставочного центра, расположенная на первом этаже здания (два зала общей площадью 90 кв. м, директор — Ирина Шалыто). Имеется багетная мастерская (1-й этаж) и магазин товаров для художников — салон «Блик» (2-й этаж, директор — Марина Новикова). Художественная коллекция центра насчитывает около 1500 живописных и 5000 графических произведений.34

Информация о работе Выставки «Выставочного зала» Союза Художников (Большая Морская, 38)