Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении организации выставочного пространства, анализ современной выставочной деятельности, а так же определение роли и места современного искусства выставочного зала Союза художников в Спб.
Основные задачи исследования: 1)Проследить историю развития выставочной деятельности в России и в Санкт-Петербурге. 2) Рассмотреть деятельность галерей современного искусства в Санкт-Петербурге. 3) Выявить закономерности и проблемы выставочной деятельности, определить их специфику. 4) Выявить предпочтения, интересы, вкус и выбор целевой аудитории, методами социологического исследования. Исходя из результатов анализа, предложить программы совершенствования Выставочного центра СпбСХ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Организация выставочного пространства средствами современных маркетинговых технологий…………………………………………………………………….7
1.1. Выставочное пространство современной
художественной галереи……………………………………………………..12
1.2.Организация деятельности художественных галерей СПб……………………………………………………………………………16
Выводы по Главе I …………………………………………………………..22
Глава II: Организация деятельности выставочного центра современного искусства……………………………………………………………………...23
2.1. Организация деятельности выставочного центра Союза художников…………………………………………………………………...31
2.2. Диагностика интересов, предпочтений
различных групп потребителей……………………………………………..49
2.3. Программа совершенствования организации выставочной деятельности Союза Художников…………………………………………..55
Выводы по Главе II……………………………………………………….….58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………...62
Приложения………………
Учредители галереи считают, что в условиях ограниченного количества выставочных площадок и при широком спектре предлагаемых идей, эстетических концепций, художественных практик важнейшей задачей сегодня является максимальная репрезентация большего количества художников, независимо от жанра и технологий.
Итогом исследования является то, что эта галерея, благодаря своей откровенности, своей открытости всему новому и простоте подачи производит очень приятное впечатление. Раз посетив выставку в этой галерее, не хочется пропускать ни одной последующей. Благодаря этому у нее достаточно высокий рейтинг в списке популярных галерей.
Вторая галерея, которая здесь анализируется, это галерея Anna Nova.
Галерея Anna Nova – двухэтажное выставочное пространство в центре Санкт-Петербурга. Два зала на первом этаже и большой зал этажом выше позволяют художникам не ограничивать масштабы своих замыслов и работать с различными видами и жанрами искусства – будь то живописные серии, объемные инсталляции или видео-арт.
Основная деятельность галереи направлена на воплощение и презентацию новых идей знаковых персонажей российской арт-сцены. Художники галереи – яркие представители искусства начала ХХI века, Помимо персональных выставок в Петербурге, галерея представляет своих художников на крупных российских и международных ярмарках. В качестве кураторов выставочных проектов галереи выступают ведущие сотрудники Государственного Эрмитажа и отдела новейших течений Русского музея, известные петербургские арт-критики и искусствоведы.11
Галерея активно работает с молодыми художниками – с 2006 года проводится конкурс «Новые проекты для галереи Anna Nova». Наиболее интересные работы, выбранные конкурсным жюри, показываются в рамках итоговой выставки, и победители уже имеют в своей творческой биографии персональные выставки в галерее Anna Nova. В 2008 году темой для художников стала личность и творчество Павла Филонова, в 2006 – недавнее прошлое Петербурга.
Также галерея сотрудничает с коллекционерами и оказывает содействие в формировании личных коллекций новейшего искусства (как вариант - консультации любителей искусства при выборе картин современных художников для интерьеров). В октябре 2008 года в подвале галереи открылся клуб, где можно проводить художественные акции и встречи любителей искусства. Художник из любого уголка России или даже мира может запросто оказаться в числе тех, кто играет главные роли в создании непривычного облика петербургского искусства 2000-х годов.12
Как уже упоминалось выше, эта галерея так же не является коммерческим проектом, несмотря на свою популярность. Выставки, проходящие здесь всегда хорошо афишируются, на открытиях присутствует много прессы, и все же главная функция галереи Anna Nova – просветительская.
Проводя исследование галереи Марины Гисич, невозможно не упомянуть тот важный факт, что эта галерея является престижнейшей в нашем городе и стране.
Галерея Марины Гисич была основана в 2000 году. C открытия галерея заняла одно из передовых мест в области современного искусства в Санкт-Петербурге, России. На арт-рынок галерея вошла с ведущими художниками современности, которые преобразовали виденье совриска и представлению о нем в Петербурге и России. Эти художники: Керим Рагимов, Владимир Кустов, Евгений Юфит, Марины Алексеевой, Петр Белый, Виталий Пушницкий, Ольга Тобрелутс, Аля Есипович, Саша Черногривов, Сергей Денисов - представляют собой не стиль, а отношения, этос места искусства в более широких интеллектуальных, культурный и социальный контекстах.
Сегодня Галерея Марины Гисич в сотрудничестве с лучшими русскими кураторами поддерживает молодых художников Валерию Матвееву-Нибиру, Аню Жёлудь, Андрея Горбунова. Также работа галереи соприкасается с ведущими культурными, музейными институциями как России, так и Европы, Америки.
С самого начала Галерея Марины Гисич была расположена на набережной реки Фонтанки, 121, вблизи Сенной площади и Юсуповского сада, недалеко от старого центра города, но и непосредственно близко к динамичному, деловому центру. Галерея функционирует как коммерческая организация, основная цель которой в развитии дальнейшей карьеры художника, поддержание производства, представление и продажа их работ.13
Коммерческий
успех является не самым главным
признаком процветания галереи. Истинная
ценность произведения искусства далеко
не всегда может быть выражена в его цене.
Денежный эквивалент для произведения
искусства – величина условная и зависит
от многих, порой случайных причин. Поэтому
престиж галереи основан не на количестве
продаж, хотя забывать о них не следует,
а от величины художественно-культурного
резонанса, который она приобретает в
поле современного искусства, от её авторитета.14
Выводы по Главе I.
В завершение к этой главы можно сказать следующее: галереи в современном мире играют очень важную роль не только по выдвижению и популяризации новых форм искусства и поддержания традиционных, галереи в свою очередь – это механизм, рыночный механизм с постоянно двигающейся и плавающей системой. Здесь нет четких правил организации, нет достаточного опыта. Но этот механизм уже запущен, он стремительно набирает обороты, он конкурентоспособен на общем рынке. Арт-бизнес является одним из самых прибыльных и престижных. Высока вероятность прогореть, но так же есть шансы вывести наших молодых художников на международное обсуждение, что и является в конечном счете задачей галереи.
Выставочный
зал Союза художников целиком
и полностью отвечает этим задачам.
Помимо проведения в своих стенах
выставок молодых художников-членов
союза, центр учреждает различные конкурсы,
фонды и прочее для привлечения международного
внимания к нашим молодым художникам.
Пресс-конференции и публикации в СМИ
дают примерное представление о деятельности
выставочного центра, помогают привлечь
новых спонсоров для реализации новых
идей.
Глава II. Организация деятельности выставочного центра современного искусства.
В предисловие к этой части необходимо рассмотреть появление в России художественных сообществ, которые дали огромный толчок к тому, чтобы в России возникла выставочная деятельность вообще, галерейное дело и художественный рынок.
Художник всегда индивидуален: даже следуя избранному образцу, он остается самим собой. Но, замкнутый во время работы в стенах мастерской или наедине с природой, он в конце концов стремится к публике, к показу своих произведений многим. Встреча со зрителем по большей части проходит не на монографических выставках, а среди и наряду с другими собратьями по цеху. Отсюда закономерное появление различных групп и объединений единомышленников – начиная с хрестоматийного «Товарищества передвижных художественных выставок», возникшего в 1870 г. в Петербурге, где до 1917 г. прошло 46 экспозиций произведений членов товарищества.15 Деятельность этого объединения достаточно хорошо изучена, выпущен двухтомный библиографический сборник в 1950-е гг., двухтомный же свод материалов и документов ТПХВ, изданный в 1987 г., множество статей посвящено этому товариществу.
Спустя двадцать лет после передвижничества на авансцену творческой и выставочной деятельности вышло объединение «Мир искусства» (первая выставка – 1899 г.), исчерпавшее себя в 1924 г. последней выставкой в Петербурге, где оно зародилось. В 1910-1916 гг. активно действовала группа «Бубновый валет. С 1909 по 1931 г. существовало «Общество имени А.И.Куинджи».16
Все это доказывает стремление художников найти поддержку своим творческим исканиям в кругу близких по духу соратников.
Активизация выставочной деятельности в России начала ХХ века вызывалась рядом причин. Сложность исторической эпохи, наиболее остро проявившаяся в первой русской революции 1905-1907 годов, столкновение демократических и реакционных тенденций в искусстве, новые критерии в оценке наследия, пристальный интерес общества к творческим объединениям и журналам, посвященным проблемам культуры, - все это способствовало возрастающему вниманию зрителей к выставкам. Кем только они не устраивались: правительственными учреждениями и отдельными художниками, кружками любителей искусств и редакциями журналов, коллекционерами, меценатами и аукционерами. Часть этих выставок носила откровенно коммерческий характер, другие определялись уставами (академические и передвижные), третьи организовывались из снобизма.17
После октября 1917 г. продолжали существовать отдельные ранее сложившиеся художественные организации и с вулканической энергией начали множиться новые творческие группы. При всем этом тенденция профессионального общения отразилась в проведении в Петрограде обширных выставок.
В 1919 г. в Зимнем дворце развернулась грандиозная выставка, в которой участвовало 2826 произведений 359 художников. В ней приняли участие десять художественных организаций («Союз молодежи», «Мир искусства», «Товарищество передвижных художественных выставок», «Общество имени Куинджи», «Общество художников», «Товарищество независимых», «Петербургское общество художников», «Общество взаимного воспомоществования русских художников», «Художественно-промышленное общество», «Союз скульпторов-художников») и 184 художника – участники выставки, не входившие ни в одну из художественных организаций.18
Эта экспозиция не имела себе равных на тот момент. Состав участников и обширная панорама художественной жизни Петербурга выявили крепкие связи и преемственность, которых не смогли разорвать революционные потрясения.
1922-1932
гг. означены поиском путей
Художественная общественность, точнее, ее наиболее чуткие представители понимали необходимость определяющей линии развития и консолидации художественных сил. Представители ряда групп и течений для проведения своих художественных идей считали необходимым заручиться поддержкой государственной власти.20
Эта благая идея, сформулированная интеллектуалами и знатоками искусства, дошла до чуждых творчеству чиновников руководящих инстанций, обладавших реальной властью. Чтобы избавить себя от маневрирования в лабиринте противоречивых деклараций и течений и не заниматься анализом специфических проблем, было принято директивное решение.21
Последнее
выступление ленинградских
На протяжении последующих десятилетий художественная жизнь в Ленинграде (как и повсюду в СССР) фактически находилась под контролем партийных органов, выступавших в форме специальных советов при местной организации Союза Художников. В задачу этих советов входила забота о всеобщем подчинении художественного творчества требованиям «социалистического реализма», что на практике означало преимущественное стимулирование политизированного, или, в терминологии тех лет, «идейного», искусства и пресечение всяких попыток формального экспериментирования. Государственная монополия в рассматриваемой сфере коренным образом трансформировала внутренний художественный рынок, который фактически превратился в установившуюся систему централизованной оплаты создаваемых произведений искусства.24
Таким образом была подведена черта под периодом постреволюционного развития искусства… Начался период советского искусства. Создание Союза Художников – историческая тенденция, однако воплощенная в бюрократических формах, во многом противоречащих сути развития искусства. Бразды правления художественной жизнью попали или были переданы в руки ограниченных чиновников-догматиков. Но художники, по крайней мере наиболее талантливые и совестливые, отдавая дань тематически-идеологическим требованиям, не отказывались от профессиональных исканий и творили подлинное искусство, даже в рамках поощряемых сюжетов.25
В 1964 году «свободные художники» В.Кравченко, О.Лягачев, В.Овчинников, М.Шемякин и В.Уфлянд (последний больше известен как писатель) сумели устроить выставку своих работ в самом Эрмитаже, поскольку работали в знаменитом музее подсобными рабочими. Эта выставка просуществовала несколько дней, после такой несанкционированной властями акции директор Эрмитажа профессор М.И.Артамонов был уволен, а его заместитель, известный искусствовед В.Ф. Левинсон-Лессинг, отправлен на пенсию.
Судьба выставочной деятельности «андеграунда» складывалась не без трагедий. Так, выставка неофициального искусства, устроенная в Москве, на пустыре, 14 сентября 1974 года по инициативе художников из Ленинграда Е.Рухина и Ю.Жарких, была разгромлена милицией. Многие участники были арестованы, а часть картин, установленных прямо на улице, уничтожена. В разгоне публики и уничтожении выставки принимали участие бульдозеры – поэтому выставка получила название «бульдозерная». Резонанс от проведенной выставки и от агрессивной реакции властей на нее был огромен.26
Этакие действия властей возмутили не только российскую общественность, но и международную. Стало ясно, что в СССР нарушаются права человека на свободное художественное творчество.
Информация о работе Выставки «Выставочного зала» Союза Художников (Большая Морская, 38)