Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Искусство в целом представляет собой видимую часть культуры, ее материальное воплощение, с одной стороны и искусство, как процесса, как творение, с другой. В произведениях искусства закрепляются не только каноны прекрасного, доброго и т.д., но и моральные нормы, идеологические установки, формирование концептов, отношений, ценностей, правил1. По сути, искусство является формой актуализации вышеперечисленных компонентов культуры и их «опредмечивания».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие видеокультуры 4
1.1. Понятие видеокультуры. СМИ. СМК. MAS-медиа 4
1.2. Особенности видеокультуры 8
1.3. Видеоигры как составляющая часть видеокультуры 10
Глава 2. Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи 16
2.1. Видеокультура как фактор формирования эстетического вкуса 16
2.1. влияние видеокультуры на молодежь 25
Вывод 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.31 Кб (Скачать)

       Наряду  с фрагментацией содержательной стороны видеокультуры происходит глобализация сети информационных технологий, в которую постепенно включаются, ассимилируются, адаптируются отечественные структуры СМИ. Соотношение детских, информационных, спортивных, художественных программ, кинофильмов практически такое же, как в Европе. Удельный вес политических программ продолжает оставаться несколько больше.

       Если  в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались  в соответствии с различными параметрами  — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его  стратификации, то в постсоветский  период эта четкая структурированность  утрачивается и исчезает. Картина, которую  представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры”, совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи “Спокойной ночи, малыши”). Этот кризис наиболее очевиден при анализе программ независимых радиостанций, которые практически все эфирное время отдают музыкальным клипам и программам по заявкам. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса.

       Исчезновение "железного занавеса”, "шоковая  терапия” в экономике привели  к серьезнейшим последствиям и для  отечественной культуры в целом  и для видеокультуры в частности. Информационное поле нового типа быстрее всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса18.

       Именно  разрыв преемственности поколений  и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности.

       Широко  известны данные о насыщенности СМИ  актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия  каждые две минуты. Именно эта продукция  вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков” — Крошку Енота, Волка/Папанова, Кота Леопольда и т.д. К моменту  окончания школы молодые американцы становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Наша видеопродукция приближается к этой ситуации по причине весьма тенденциозного отбора программ и фильмов, неразборчивого копирования далеко не первоклассной  продукции.

       Криминальная  хроника занимает одно из ведущих  мест в тематике видеокультуры. По проценту отведенных на это страниц или эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

       В нашей стране в течение долгого  времени основным источником получения  информации были газеты. В настоящее  время роль прессы систематически вытесняется  телевидением, которое превратилось в главное средство массовой информации: люди чаще смотрят телевизор, чем  слушают радио или читают газеты.

       Шире  используется дистанционное управление бытовыми телевизорами, что дает возможность более гибкого выбора телепрограмм и большего охвата информацией.

       Такое широкое распространение телевидения  привело к изменениям в структуре  газетно-журнальной периодики. Спад тиражей  совпадает с увеличением числа  наименований газет и журналов. Эти  тенденции ведут к “рассеиванию”  рынка и к невозможности как  контролировать информационное поле прессы, так и проводить ту или иную последовательную издательскую политику, поскольку сам процесс потребления  газетно-журнальной продукции приобрел спорадический характер.

       С развитием рыночных отношении ряд многотиражных изданий (заводских, колхозных, ведомственных) прекратил свое существование, но появились газеты, еженедельники и журналы, ориентированные на непрофессиональные интересы читателей. С начала 90-х гг., обнаруживается резкий спад спроса на публицистику, что связано не только с деполитизацией общества, но и с резким подорожанием подписки. Резкое сокращение тиражей за период с 1992 г. было обусловлено прежде всего экономическими причинами — ценами на бумагу, ростом типографских, почтовых и транспортных расходов. Поскольку непосредственный контроль властей за содержанием средств массовой информации был прекращен, на страницы периодической печати хлынула волна секса и насилия с целью привлечения читателей. Эти явления коснулись и изданий, адресованных молодежи, что связано со слабой организацией молодежных движений. В результате эта социально-возрастная группа становится "легкой добычей” всякого рода коммерческих спекуляций.

       Просмотр  телепередач, видеофильмов, слушание радио, чтение газет, журналов являются неотъемлемым компонентом повседневной жизни  молодежи, Возрастную группу до 30 лет  характеризует активное потребление  теле- и видеопродукции, хотя аудитория  ТВ с 1990 г. понесла некоторые потери в группе до 30 лет, что дает основания  предполагать аккумуляцию телеаудитории в группе людей среднего возраста. Что касается чтения периодической печати, то молодежь читает гораздо реже, чем люди старшего возраста. Молодые женщины читают в полтора раза чаще, чем мужчины, В отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение магазинов, занятия спортом и т.д.), потребление СМИ в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер. 

 

       Вывод

 

       В настоящее время усиливается  значение видео как фактора разнообразия досуга и активизации зрителя, что  открывает большие возможности  самостоятельности системы художнического видения. Большую роль начинает приобретать  соответствие между культурной и  финансовой политикой, которые обеспечивают массовость видео-аудитории. В репертуаре кино-досуговых центров особенно важно обеспечить главенствующую роль фильмов, культивирующих общечеловеческие ценности, что способно повысить роль видеоискусства в формировании эстетического сознания молодежи.

       Трудно  отрицать формирующую роль видеокультуры в современном мире с его избыточной медиатизацией. Количество времени, затрачиваемого современным человеком на потребление медиапродукции видеокультуры и резкое увеличение потребления медиа-технологий за последние годы дает возможность прийти к определенным выводам относительно тенденций в видеокультуре. По мнению ряда американских социологов культуры, телевидение является первым культурным медиумом во всей истории, который представляет художественные достижения прошлого как коллаж равноценных и одновременно существующих феноменов, в основном потерявших связь с географией и материальной историей и перенесенных в телестудии и в квартиры. Создается новый тип телезрителя, который разделяет отношение видеосреды к событиям прошлого и настоящего как к бесконечному резервуару равнозначимых (теле) событий. Эра массового телевидения, видеокультуры привела к привязанности к поверхностному, скорее чем к поиску "корней”, к коллажу, а не к глубинному восприятию, к преобладанию цитирования над работой созидания, к крушению чувства времени и пространства. Причина коренного сдвига в видеокультуре с одной стороны обусловлена драматическими переменами в технологиях, с другой стороны, сама доминирует над этими технологиями и должна рассматриваться скорее в категориях культуры консьюмеризма.

       Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, —  это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального  и культурного сообщества, в котором  формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция  со стороны правительства как  в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для  воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов  будущего. 
 

 

Список  литературы

 
  
  1. Проблемы  социализации молодежи. М., 1993; Политическая сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС. 1994. № 6.
  2. Хилько Н.Ф.; Видеокультура в стуктуре досуговой деятельности молодежи.; Омск. 2001.
  3. Сабашеникова Е.С.; Средства массовой коммуникации и художественная культура. М., 1983.
  4. Видеокультура: игра всерьез. Учительская газета.
  5. Ионин Л. В. Социология культуры.   Москва  1998г.
  6. Романова И. В. Телевидение как средство коммуникации. Вестник удгу   1997г.  №5
  7. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры. Социс 1997 г. №10

Информация о работе Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи