Традиции в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:07, контрольная работа

Описание работы

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
Традиции выполняют две социальные функции:
являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений
осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
1 Традиции и обычаи………………….………… …………………………...………...4
1.1 Род и человек………………………………………………………………..…….…4
1.2 Дружина…………………………………………………………..……………….....6
1.3 Особые люди…………………………………………………………………….…..7
1.4 Правда……………………………………………………………………...………...8
1.5 Месть…………………………………………………………………………………9
1.6 Поединок……………………………………………………………………………10
1.7 Социальная иерархия…………………………………………………………..…..11
2 Основные обряды…………………………………………………………………….13
2.1 Инициация……………………………………………………………...…………...13
2.2 Свадьба……………………………………………………………………………...13
2.3 Похороны…………………………………………………………………………...14
3 Русские праздники………………………………………………………………..….15
3.1 Масленица……………………………………………………………………...…..15
3.2 Пасха Христианская…………………………………………………………..…...16
3.3 Рождество Христово……………………………………………………………….17
3.4 Святки……………………………………………………………………………….19
3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21
Заключение………………………………………...…………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………..………..26

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

     Среди других обычаев и развлечений  масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и другие.  

3.2 Пасха Христианская

     Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре.

     Пасхальное  воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год, но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля. Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта – днем весеннего равноденствия.

     Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никее в 325 году н.э.

     Название  «Пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah» ,которое толковалось как «прохождение»; оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.

     Смерть  и воскресение Христа совпали  с праздником Пасхи, а Сам Он уподобился невинному ягненку (ягнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника. Христиане чтили воскресный день как день Воскресения Христова.

     Расчет  времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большенстве  христианских конфессий по лунно-солнечному календарю.

     Всякий  священный обряд только тогда  может принести нам пользу, когда мы будем понимать его смысл и духовную важность. В православную церковь пришел обычай приветствовать друг друга словами «Христос воскресе», дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами.

     Есть  церковное предание, что по вознесении Христа святая Мария Магдалина, путешествуя по разным странам с проповедью о воскресшем Спасителе, была в Риме. Здесь она предстала императору Тиберию и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе», и таким образом начала свою проповедь о воскресшем Христе. Первые христиане, узнав о таком простом, сердечном приношении равноапостольной жены, начали подражать ему, при воспоминании Воскресения Христова стали друг другу дарить красные яйца. Обычай этот быстро распространился и сделался всеобщим.

     Почему  дарили именно яйца? Этот символ имеет древнее происхождение. Древние философы изображением яйца показывали происхождение мира. В христианстве яйцо напоминает нам будущее воскресение после смерти, а красный цвет означает радость о спасении нашем воскресшим Господом.

     Люди  при великой неожиданной радости  бывают готовы передавать ее каждому знакомому. Так и христиане от избытка пасхальной радости взаимно обмениваются при встрече поцелуями, выражая братскую любовь диалогом: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Кстати, обычай христосования и одаривания яйцами – отличительная особенность Руси. Ничего подобного в других странах нет.

     Русская Пасха характеризуется еще целым  рядом традиций, как например, украшение столов освященными творожными пасхами и куличами. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды – символ Гроба Господня. На боковых ее сторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, а также символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы «Х.В.».

     Но  самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный в храме кулич, являющийся как бы домашним Артосом, который является обязательным символом пасхального богослужения. Артос – это всецельная просфора, большой хлеб с изображением креста, который напоминает о жертвенной гибели Спасителя во искупление грехов человечества. Артос помещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца Святой недели, а потом разделяется на небольшие кусочки и раздается верующим в храме. 

     3.3 Рождество Христово

     Рождество Христово – это не только светлый праздник православия. Рождество – праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

     Почему на Рождество украшают елки ?

     Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа». В ХVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками.

     Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке. Однажды вечером он шел домой, сочиняя проповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение. Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину семейству, он поставил елку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их. Первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем – рождественские свечи. Такой груз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

     Рождественский  венок

     Рождественский  венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок, это может быть алтарь церкви или обеденный стол.

     Рождественские  свечи

     Свет  был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.

     Рождественские  подарки

     У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

Рождество на блюдечке

     Канун Рождества получил название «сочельник», или «сочевник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, – сочива (или полива). Сочиво – каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья – ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд – 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого. Рождество – праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.  

     3.4 Святки

     Двенадцать  дней после праздника Рождества  Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

     Впервые три века христианства, когда гонения  мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

     Святить двенадцать дней после праздника  Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

     Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия.

     Святочные гадания

     Всем  всегда хочется хоть немножко заглянуть  в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий – и люди гадали. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, – места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

     Гадавшие  должны были снять с себя нательные  кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали «защитные» меры против нечистой силы – очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

     Тематика  гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака – девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженном.

     В основе технологии гадания лежало универсальное  верование, что при соблюдении определенных условий будут получены «знаки» судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. «Знаками» могло быть что угодно – сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и тому подобное.

     Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка – скорую свадьбу, топот коня – дельную дорогу. Гадали не только по случайным звукам, но и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и так далее. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

Информация о работе Традиции в культуре