Традиции в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:07, контрольная работа

Описание работы

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
Традиции выполняют две социальные функции:
являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений
осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
1 Традиции и обычаи………………….………… …………………………...………...4
1.1 Род и человек………………………………………………………………..…….…4
1.2 Дружина…………………………………………………………..……………….....6
1.3 Особые люди…………………………………………………………………….…..7
1.4 Правда……………………………………………………………………...………...8
1.5 Месть…………………………………………………………………………………9
1.6 Поединок……………………………………………………………………………10
1.7 Социальная иерархия…………………………………………………………..…..11
2 Основные обряды…………………………………………………………………….13
2.1 Инициация……………………………………………………………...…………...13
2.2 Свадьба……………………………………………………………………………...13
2.3 Похороны…………………………………………………………………………...14
3 Русские праздники………………………………………………………………..….15
3.1 Масленица……………………………………………………………………...…..15
3.2 Пасха Христианская…………………………………………………………..…...16
3.3 Рождество Христово……………………………………………………………….17
3.4 Святки……………………………………………………………………………….19
3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21
Заключение………………………………………...…………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………..………..26

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Отметим сразу же, что в древности это  слово не имело того отрицательного смысла, который мы придаем ему  теперь. Оно означало вовсе не связь с «нечистой силой» и злом, но просто «отсутствие ритуальной чистоты», а значит, и большую уязвимость для злых сил. Именно такая уязвимость и была присуща, по мнению древних людей, соплеменнику, который сражался и убивал. Какое-то время его не допускали к общей жизни племени, он жил и питался отдельно, совершая очистительные обряды. Удивительно ли после этого, что воины, у которых в силу «специфики» их деятельности были особые отношения с жизнью и смертью, были в глазах своих мирных соплеменников особыми людьми? Ученые пишут, что воинам с древнейших времен сопутствовала довольно странная аура, сочетавшая в себе избранничество и отверженность. Отверженность была вызвана в основном тем, что рядом с воинами все время витала опасность, – причем не только, и даже не столько реальная, но, как мы только что видели, мистическая, а значит, угрожавшая не одному телу, но и бессмертной душе. Что же касается избранничества, то победоносный воин, стяжавший боевую славу и богатую добычу, вызывал естественную зависть мужчин, завоевывал благосклонность женщин и заставлял соплеменников думать, что ему, вероятно, покровительствуют особо могущественные Боги...

     Все эти причины в древнейшие времена  заставляли воинов селиться отдельно, в особых домах, своим «коллективом», и посторонние в воинские дома не очень-то допускались. Ко времени викингов подобные традиции уже уходили в прошлое, но окончательно еще не исчезли. По берегам Балтийского моря археологами раскопано несколько норманнских укреплений, так вот, все данные говорят о том, что жизнь в этих крепостях была организована как раз по принципам профессионально-мистического воинского братства.

     1.4 Правда

     Понятие чести славянам было известно под  именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем  жизнь, и определяла его взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем... Следует различать свою личную правду и правду рода.

     Сначала о личной правде. Это репутация  данного человека, его лицо. Основные нормы поведения известны всем и  записаны в специальных законах, именуемых «Правдами». Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра, оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек может быть объявлен вне закона. Напротив, месть за родича, победа над врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению чести персонажа. Тем не менее, правильность поведения отдельно взятого персонажа может определить только он сам. Однако запятнавший себя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и тому подобное, рискует обрушить на свою голову кары как людей, так и богов. Правда рода представляла собой своеобразный «паспорт», под которым он был известен окружающим.

     Предводительствовал родом (городом) лучший в оном. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь незамедлительно изгонялся со своего места (иначе оскорбятся боги, и там – недород, набег, болезни). На его место ставился другой, непременно достойный. Также изгнать князя могли по настоянию волхвов (впрочем, тогда не было людей мудрее волхвов). Правда рода определяется суммой «правд» его членов. Также она повышается в результате коллективных действий команды, например, за праздники, правильно устроенные, пышные свадьбы, поминки. Волхвы, старики и гусляры знают, что ведет к чести команды, а что ее позорит.

     1.5 Месть

     Убийство  члена одного рода членом другого  обычно вызывало вражду родов.

     В некоторых источниках говорится что, мол, славяне кровной мести не знали никогда. Но это не соответствует действительности. Стоит заглянуть в «Русскую Правду» – сборник древнерусских законов («правда» в переводе на современный язык значит установление, правило, закон, соответствие закону). Так вот, «Русская Правда», записанная в XI веке, не только признает кровную месть, но даже устанавливает порядок, какой родственник за какого должен отомщать! Во все эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди предпочитали надеяться на себя. Силой навести порядок мог только вождь, за которым стояли профессиональные воины – скандинавский хирд, славянская дружина. Но вождь – конунг или князь – был, как правило, далеко. Или в своей столице, или вообще в заморском походе. Да и авторитет его как правителя страны, вождя всего народа (а не только воинов) ещё только устанавливался.

     В упомянутых чуть выше главах говорилось, что, согласно понятиям той эпохи, в отрыве от своего рода человек мало что значил. Человек был прежде всего членом определённого рода, а отдельной индивидуальностью – уже во-вторых. Поэтому «дело об убийстве» решалось не между двоими людьми, а между двумя родами.

     Специалисты шутят, что о людях тех времен можно написать художественное произведение в любом жанре: психологический  роман, боевик, душераздирающую любовную драму, мистику, ужасы... – всё, что угодно, кроме... детектива. Детектив посвящен раскрытию преступления и выяснению, кто преступник. Например, в древней Скандинавии (за редчайшим исключением) преступник сам направлялся к ближайшему жилью и подробно рассказывал, что случилось... Почему? Причина очень проста. Если бы он попытался утаить содеянное, он прослыл бы среди соплеменников трусом и «немужественным мужчиной», неспособным к ответственности за собственные поступки. А это было самое худшее, что с человеком могло случиться в те времена. Поэтому, если только человек был не совсем уже законченным негодяем, бесповоротной потере репутации он предпочитал возможность весьма суровой расплаты. Дальше события могли разворачиваться по-разному, в зависимости и от «состава преступления», и от характеристик тех «коллективных личностей», которыми являлись столкнувшиеся семьи. Могло кончиться примирением, могло – выплатой денежного возмещения (виры). Но если доходило до кровной мести, это была опять-таки месть одного рода другому. Сказанное отнюдь не означает, что все мужчины из потерпевшей семьи брались за оружие и шли поголовно истреблять обидчиков. Вовсе нет. Просто мстили не самому преступнику, а его роду. Спрашивается, как же крепче всего «насолить» враждебной семье? А вот как. Истребить в ней самого лучшего, самого достойного человека, которым преступник чаще всего не являлся... Вот по этой самой причине, как пишут авторитетные учёные, возможность кровной мести была не столько поводом для бесконечных кровавых разборок, сколько мощным сдерживающим фактором. Если бы дело обстояло иначе, люди просто вымерли бы, вырезав друг дружку. Этого не произошло, потому что кровной мести – а значит, и поводов дня неё – всячески старались избегать.

     1.6 Поединок

     Поединок  был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов. Отказаться от вызова – значит покрыть себя позором. Далеко не всегда сражались до смерти, чаще был уговор типа «до первого удара», «до первой раны»… Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так и без оных, как на равном оружии, так и не очень, по договоренности. Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов, проходили без доспехов; чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс.

     Поединок  обязательно предшествовал любому крупному сражению.

     1.7 Социальная иерархия

     Славянское  общество тех времен не разделялось  на видимые разряды. Авторитет того или иного человека определялся  его личной правдой, правдой его рода, занимаемым им положением.

     Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству (однако вместо ни к чему непригодного наследника умершего князя город вполне мог поставить над собой уважаемого колодезника). Воины представляли собой единственный четко определенный разряд.

     Землей  владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в годы войны  воевали как ополченцы. Кормили  воинов, князей и волхвов. Ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что значительно чаще бывало, работой.

     Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти  люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как  устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической  магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца – это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего.

     Волхвы  – всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза).

     Ведьмы  и ведуны жили по большей части  в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят – добро или зло.

     Изгнанники  – люди по тем или иным причинам изгнанные из рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают – это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

     Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились «холопьями» на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны, либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться – за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Основные обряды

     2.1 Инициация

     Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая – непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

     По  достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу – то есть его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям.

     Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы  для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек  учили прясть судьбу себе и своему дому.

     В двенадцать-тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

     2.2 Свадьба

     До  сих пор сохранившееся выражение «венчаться вокруг березы» довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («Не я выдаю, силой ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

     2.3 Похороны

     Погребальных  обрядов славяне знали несколько.

     В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась  тризна в память о покойном.

     Вторым  способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

     Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.

     3 Русские праздники

     3.1 Масленица

     Значительная  часть обычаев на масленицу, так  или иначе, была связана с темой  семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» или «целовальник» – когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

     Эта тема нашла отражение и в специфических  масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически невыполнивших своего жизненного предназначения).

     Среди разнообразных масленичных обычаев  заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.

     Наиболее  важным днем масленичной недели было воскресенье – перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Информация о работе Традиции в культуре