Техника и технология как часть экономической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

В обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, технику, нравственные убеждения. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл - это содержание человеческого бытия.

Содержание

1.Техника и технология как часть экономической культуры …….…….....3
Введение ………………………………………………………………………………….…..…..…..3
Техника и технология как часть экономической культуры ………………….4
Заключение ……………………………………………………………………………………….…12
2.Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.)……………..……………………..…16
Введение ……………………………………………………………………………………………...16
Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.) ………………………………………..…18
Заключение ………………………………………………………………………………………….27
Список литературы ………………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Контр. Культуралогия.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

В XVIl в. Просвещение охватывает все более широкие слои населения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителей. Появляются и получают широкое распространение учебные пособия: букварь, составленный Василием Бурцевым (1634); «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1648); «Считание удобное» - таблица умножения (1682); энциклопедия «Полис» Кариона Истомина (1694). В конце XVIl в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотным оставалось в массе своей крепостное крестьянство. В 1665г при Заиконоспасском монастыре открывается «школа грамматического учения» под руководством просветителя Симеона Полоцкого. А в 1687г по инициативе Сильвестра Медведева начинает действовать первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (с 1701г – академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки. Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течение XVIl в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место заняла литература светского содержания. Открывается первая книжная лавка, растут собрания частных библиотек, открывается научная библиотека. В 1621г. При царском дворе появилась рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий.

С развитием  грамотности и книгопечатания, развивается  литература и летописание. Обширный летописный материал (от начала Руси до конца 50-х гг. XVIl  в.), большое количество повестей, сказаний собрал в себя «Никоновский свод». В середине XVI в. На основе «Никоновского свода» начато составление иллюстрированной всемирной истории – «Лицевого летописного свода». Завершенный в 70-егг., он состоял из 12 фолиантов, украшенные великолепными миниатюрами. Последний том свода посвящен царствованию Ивана 4 и называется «Царственная книга».

В XVI в. появляются монументальные историко-литературные труды, большая часть из которых создается участниками кружка митрополита Макария. Под Руководством Макаря в 1561-1563гг. была составлении «Книга степенная царского родословия» - цельное историческое произведение, в котором события расположены по 17 степеням (княжениям) от Ольги и Владимира до Ивана Грозного. Все содержание подчинено прославлению правящей династии, обоснованию божественного происхождения царской власти.  Это сочинение ставит целью проиллюстрировать идею давнего и прочного союза самодержавной власти и церкви.

Значительным  историческим сочинением этого периода  стала «История о Казанском царстве» (1564-1566), в которой взятие Казани представлено как мера, необходимая для защиты русских земель, а не как захват чужой территории.

Летописание в XVIl в. Уступает место историко-публицистическим повествованиям, для которых характерен отход от хронологического изложения событий, подбор фактов в соответствии с основной идеей произведения, обращение к роли личности в истории: «Повесть о царе Федоре Ивановиче», «Новая повесть», «Плачь о пленении»(1610-1612гг). Крупной исторической работой был написанный по заказу патриарха Филарета «Новый летописец» (1630г), официально обосновывавший права Романовых на престол.  Крупнейшим литературным произведением XVI в, появление которого связано с деятельностью митрополита Макария и его единомышленников. Стал труд «Великие Четьи минеи» - грандиозное 12-томное (по числу месяцев) собрание «всех книг, чтомых на Руси» - житий, сочинений отцов церкви, библейских сказаний исторических повестей и других оригинальных и переводных литературных памятников (кроме летописей и хронографов). Работа над этим сводом велась 20 лет и была завершена в 1554г.

Произошедшие  в XVIl в. изменения в общественной жизни страны (подъем, дискуссии общественно-политической мысли ) предопределили начало нового этапа в развитии русской литературы. Растет популярность переводной художественной литературы – это свидетельствует об изменении интересов и вкусов русских читателей.

В русской  культуре появляется новый жанр –  историческая песня. Особенной популярностью  пользовалась песня о взятии Казани. Во второй половине XVI в. появляются произведения на социальные темы: «песня о гневе Ивана Грозного на сына», цикл песен о Ермаке. Народ осуждает жестокость царя и его приближенных, выражает сочувствие их жертвам, верит в успешную борьбу с царскими воеводами и в освобождение от крепостной зависимости. К XVIl  в. относят первые записи произведений устного народного творчества – былин, исторических песен, заговоров, пословиц.  Достоянием фольклора становятся сатирические повести и сказки.  Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой.

В XVI - XVIl вв. идет расцвет не только литературы, письма, но и активный процесс накопления научных знаний. Новым для XVIl в. является появление письменных руководств, содержащих сведения в области практической геометрии, математики, физики, химии. Потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств по исчислению площадей, определению качества земельных участков. А артиллерии и пушкарском деле, помимо математических расчетов. Необходимо было знание определенных физических явлений и химически свойств веществ. В XVIl в. в России умели уже производить все четыре арифметических действия, в том числе с дробями. В 1543г появляется переведенный немецкий медицинский справочник «Вертоград». А в 1581г в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая нужды царской семьи. Потребности широких слоев населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам расширяются географические познания, составляются описания  стран, чертежи  и карты русских земель (картографии).  Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами  привели к необходимости составления  первых кратких словарей иностранных  слов.

XVIl столетие стало веком великих русских географических открытий, внесших большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов и изучении Азии. Они составили карту и дали описание огромных территорий Сибири Дальнего Востока. В 1633-1638гг казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за ними Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федот Алексеев в 1648г открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В.Д. Пояркова (1643-1646) и Е.П. Хабарова открыли путь по реке Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казак В.В. Атласов в 1697-1699гг обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные отчеты русских посольств. Ценные сведения о Китае были собраны во время посольств И. Петлина (1618-1619) и Ф. Байкова (1654). На рубеже XVI - XVIl вв. была составлена сводная карта Российского государства («Большой чертеж»), которая не сохранилась. Во второй половине столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. В целом, однако, русская наука отставала от западноевропейской из-за низкого уровня теоретических разработок, но многое было сделано.

Полным  ходом шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались  строгие математические расчеты. Русские  первые изобрели вышки-копры для  бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловцйком монастыре. Система каналов соединяла десятки  озер. Мельницы, молоты приводились  в движение водой, каменная дамба  с многочисленными мостами соединяла  острова.

В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). С превращением Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. С помощь. Итальянских мастеров завершается создание ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Возвращение к национальным истокам ярко проявилось в произведениях традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском (1532) и Покровских собор ( Собор Василия Блаженного (1555-1560)). Много церквей и храмов строится на средства богатого купечества. Известны имена таких купцов заказчиков, как Ю.Бобынин, Ф. Бобер.

Активно идет  строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508гг Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство  крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. В 1535-1538гг в Москве возводится вторая линия укреплений, опоясавшая торгово-ремесленный район  столицы Китай-город. Мощными крепостями становятся многие русские монастыри. В конце 16в под руководством известного мастера Федора Коня возводится новая  линия каменных укреплений Москвы –  Белый город. Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1695-1602), который также построил архитектор Федор Конь.

В следующем  столетии в русской архитектуре  усиливаются декоративные элементы. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство все  больше проникает светское начало. Храмы становятся похожими на светские хоромы, более сложные формы и  нарядное убранство. Зодчие все шире используют кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры XVIl  в. стал царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

Усиление  центральной власти и расширение границ страны привели к росту  старых городов и возникновению  новых, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже  сложившейся планировки, а в новых  городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и  форму кварталов. В связи с  развитием артиллерии, города окружались земляными валами. Каменные стены  среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. При этом больше думали о выразительности  силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. 

В последней  четверти XVIl в. появляется новый архитектурный стиль, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож, - московское, или нарышкинское, барокко, особенностью которого являются светски-нарядный облик храма, элегантность декора.

В XVI в. расширяется тематика русской живописи. В росписи Золотой палаты Московского Кремля (1547-1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первом плане житийных икон стоят жанровые сцены, оттесняя изображения святых. В середине столетия была создана икона «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани; на иконе изображены исторические деятели – Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. Вторжение в иконопись жанровой и портретной живописи вызвало недовольство церкви. Поэтому Стоглавый собор вводит строгую регламентацию изобразительный иконописных средств и провозглашает каноническими произведения Андрея Рублева.

Андрей  Рублев работал на рубеже XlV- XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде принадлежат         А. Рублеву. Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVIl в. от влияния церкви освобождается и живопись, новые явления проявляются в середине столетия, когда искусство начало выходить из застоя. На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молебен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.

Художественным  центром стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполняли  работы для царского двора: писали иконы, портреты, изготавливали мебель, посуду, игрушки. Во главе новой художественной школы стоял мастер Оружейной  палаты Симон Ушаков (1626-1686). Для работ  этого художника характерен отход  от канонических образов, интерес к  изображению человеческого лица (икона «Спас Нерукотворный (1678)).

В XVII в. в  русском искусстве появился новый  для него жанр – портрет. До середины XVII  в. авторы портретов еще следуют  иконописным принципам, и их работы мало отличаются от икон. Позднее во второй половине столетия, не без влияния  работавших в России иностранцев, в  портрете появляются приемы западноевропейской живописи, портреты стали писать масляной краской, точно фиксируются черты  лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка одежд остается плоскостной, а изображение в целом –  застыло- неподвижным. В конце XVIl века созданы интересные портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова  и других деятелей государства.

Информация о работе Техника и технология как часть экономической культуры