Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:50, контрольная работа
В обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, технику, нравственные убеждения. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл - это содержание человеческого бытия.
1.Техника и технология как часть экономической культуры …….…….....3
Введение ………………………………………………………………………………….…..…..…..3
Техника и технология как часть экономической культуры ………………….4
Заключение ……………………………………………………………………………………….…12
2.Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.)……………..……………………..…16
Введение ……………………………………………………………………………………………...16
Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.) ………………………………………..…18
Заключение ………………………………………………………………………………………….27
Список литературы ………………………………………………………………………………28
Следует отметить, что экономическая культура не отвергает от себя и ходячие в обыденной жизни понятия и обороты: чтобы мы шли вперед в деле экономического развития, больше производили, правильнее и справедливее распределяли произведенное для удовлетворения как высших, благороднейших, так и низших потребностей, чтобы мы становились более образованными, прилежными, умными и справедливыми людьми.
Итак, интересующая
нас экономическая культура народа
отражает определенный фрагмент многовекового
человеческого сознания и устойчивые
стереотипы, повторяющиеся из века
в век, поскольку вбирает в
себя нравственные, религиозные и
эстетические ценности в пространстве
социально-экономических (рыночных) отношений»
связанных с производством, распределением,
обменом и потреблением материальных
благ как объекта рынка. Использование
понятия экономической культуры
позволяет связать в органичное
целое ценностные определения как
выражение стоимостных величин
рынка и как отражение
Заключение
Роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент сотворенный руками человека восстает против творца. «Царство техники» - это особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина – значительная часть культуры в 20веке осваивает гигантские территории и овладевает массами людей, в отличие от прошлых эпох, где культуры охватывали небольшое пространство и небольшое количество людей, строясь по принципу «подбора качеств». В XX столетии все делается мировым, все распространяется на всю человеческую массу. Эта новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру. Для О.Шпенглера очевидно, что цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений: искусства, науки, религии, т.е. собственно культуры.
При существующей скорости научного и технико-технологического прогресса возрастает опасность протекания в социуме непрогнозируемых, неконтролируемых и нежелательных процессов. А воздействие техники на окружающую природную среду делает глобальные экологические изменения значимой частью условий, определяющих экономические, политические, социальные и культурные процессы. Именно применение новых технологий оказывает широкомасштабное воздействие на все стороны жизни людей, быстро изменяет характер социальных коммуникаций, влияет на их динамику и формирует принципиально новые общественные явления. Техника не только связывает науку и общество, но и выступает передаточным звеном между естественной средой обитания человека и природой.
Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойство и нападки на технику. Из спасительницы она для многих стала виновницей всех бед нашего времени. С чем же связано осознание этой опасности? Во-первых, возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость "предвидеть непредвиденное" требует надежности техники, особенно тогда, когда ее сложность превосходит контролирующие возможности человека. И наконец, масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут как бы "мстить" людям за их незнание и пренебрежение к ним. В узком смысле слово "техника" — это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы.
Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии. От природы брали все, взамен же ей как бы ничего и не полагалось. И чем дальше, тем больше: с ростом проиозводительных сил возрастало и разрушение природы. Получается , что экологический регресс был изначально заложен в основание экономического прогресса. Накопительство, потребительство требуют новых природных жертв, разрушая сами основы природного бытия. Рожденное цивилизацией, научно-технической революции потребительское общество не знает пощады. Сегодня говорят о необходимости входа России в цивилизованное общество, т.е. общество потребления, но для этого надо, как минимум, удвоить производство, а значит, окончательно загубить окружающую среду.
Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков. Общепризнано, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.
Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир. Каждый здравомыслящий человек укажет на, те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний.
С каждым годом создается все большее количество новых технологий, они навязываются обществу и общество обязано их принимать. Для примера можно привести разработки ученых по генномодифицированным продуктам, с одной стороны добавление ГМО улучшает внешний вид продукта, увеличивает его срок хранения, но при этом продукт теряет свои вкусовые качества. Длительное употребление таких продуктов нарушает репродуктивную функцию человека (опыты проводились на лабораторных мышах). Различные пищевые добавки, красители пагубно влияют на здоровье человека. Создавая новое оружие (в том числе и биологическое) мы пока не осознаем, что оно может выстрелить без нашей команды. Не всегда человек может контролировать технологии, они могут выйти из под контроля и ситуация будет критической.
Мы увеличиваем валовый продукт, однако за это время мы потеряли огромное количество плодородных земель, лесных массивов, различных видов растений и животных. С каждым днем увеличивается содержание углекислого газа, вредных веществ от заводов и машин в атмосфере, что приводит к повышению температур на планете, разрушению озонового слоя, загрязнению воды, почвы. Правительства многих стран разрабатывают предохранительные мероприятия. Однако расходы на окружающую среду очень малы, по сравнению с расходами на вооружение и новые технологии. Процесс восстановление окружающей среды более длителен, чем технический прогресс. Конечно, есть большие плюсы в технологиях – новое медицинское оборудование, медпрепараты, которые спасают жизни людей.
В настоящий момент общество не может отказаться от благ цивилизации, от техники и технологий, мы слишком привыкли к комфорту, который нас окружает, но за эти технологии когда-то придется платить, мы станем жертвой своих же достижений.
В заключении хочу сказать, что XXl век может быть охарактеризован как всё расширяющееся; использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального и экономического развития. В процессе дальнейшего совершенствования национальной экономики России необходимо государственное управление экономической культурой для выработки и достижения определенных общенациональных целей, политики и стратегии, обязательных для экономической активности в стране, поддерживающих распространение рыночных форм хозяйственной жизни и сохранение традиционных ценностей, нравственности, честности.
2. Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.)
Введение
На рубеже XVl-XVll вв. активное воздействие на духовную жизнь страны и развитие ее культуры оказало образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского владычества и завершение формирования русской народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVl в. к превращению многообразной по своим местным особенностям русской культуры в единое целое.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из-под влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.
В конце XV-начале XVl вв. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Теократические устремления иерархов русской церкви в конце XVв. вошли в острое противоречие с великокняжеской политикой укрепления светской власти, в том числе за счет обращения в светскую собственность церковных владений. Позиции церкви ослабляла борьба группировок внутри самой церкви, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государственной власти и церкви, основанный на взаимных уступках. Церковь отказалась от своих теократических амбиций и выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государства в борьбе со своими идейными противниками. Государство же получило необходимую поддержку церкви.
Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половина XVI в. и трагические события Смутного времени начала XVIl в. заметно затормозили поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом XVIl столетие стало переломным периодом в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. XVIl век в истории культуры России был «бунташным», когда перемешалось старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVIl века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур – барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая.
В начале XVIl века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом. Много внимания уделялось развитию городов, они становились очагами культуры. Начала возрастать потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551г было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц, учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования, главным образом путем чтения книг. В XVI в. высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песнь о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. В XVI веке создаются крупные летописные произведения.
С XlV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав – более беглое и свободное письмо, а с XVI века – скоропись, близкая к современному письму. Скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Широкое распространение получила рукописная книга. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали некоторые светские феодалы. Владельцами книг все чаще становились также посадские люди и даже крестьяне, которые покупали книги на рынке. Крупным событием культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553 – 1555гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но подлинный подъем книгопечатного дела в России связан с именем Ивана Федоров. В 1564г. В созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол», отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства. Иван Федоров был не только издателем, но и редактором книг.
Информация о работе Техника и технология как часть экономической культуры