Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:50, контрольная работа
В обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, технику, нравственные убеждения. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл - это содержание человеческого бытия.
1.Техника и технология как часть экономической культуры …….…….....3
Введение ………………………………………………………………………………….…..…..…..3
Техника и технология как часть экономической культуры ………………….4
Заключение ……………………………………………………………………………………….…12
2.Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.)……………..……………………..…16
Введение ……………………………………………………………………………………………...16
Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.) ………………………………………..…18
Заключение ………………………………………………………………………………………….27
Список литературы ………………………………………………………………………………28
Содержание
1.Техника и технология как часть экономической культуры …….…….....3
Введение ………………………………………………………………………………
Техника и технология как часть экономической культуры ………………….4
Заключение ………………………………………………………………………………
2.Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.)……………..……………………..…16
Введение ………………………………………………………………………………
Культура Московской Руси (XV – XVll в.в.) ………………………………………..…18
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………………………
1.Техника
и технология как часть
Введение
В обыденном
сознании культура выступает как
собирательный образ, объединяющий
искусство, религию, науку, технику, нравственные
убеждения. Понятие культуры обозначает
универсальное отношение
Именно деятельность человека породила культуру, следовательно, именно ее характер и определяет структуру культуры: материальная (сфера материального производства: станки, машины, технология, техника) и духовная (мораль, религия, искусство, литература). Материальное есть результат практического освоения человеком природы, духовное – работа ума и души человека (поиск истины, правды, доброта). К материальному производству относятся технические сооружения и технологии, орудия труда – это основа человеческого существования и развития, ее первый и необходимый источник.
Рассмотрим взаимосвязь науки, техники и технологий. Наука- это тоже культура. «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Наука есть общественный трудовой процесс, направленный к производству материальных ценностей – знаний.(Филосовский энциклопедический словарь).
Наука включает в себя:
1.Теорию -как компонент знаний, присущий только науке. Она является совокупностью истинных, связанных между собой логически выводимыми отношениями знаний о законах исследуемой системы.
2.Факты –совокупность полученных по определенным правилам знаний, отражающих результат эксперимента.
3.Метод
– являющийся совокупностью
4. Проблемы
–как совокупность
Именно с помощью науки общество пришло к новым технологиям. Наука объясняет, что можно сделать с подвластным человеку миром, техника выступает инструментом преобразования, технология — способом преобразования. Наука сама по себе не способна удовлетворить общественные потребности. Ее воздействие на общество резко изменилось с конца XIX в, если раньше наука оказывала влияние на культуру, то на рубеже веков этот процесс начал неуклонно снижаться. Теперь значимым культуроформирующим фактором становятся техника и технологии. Нельзя согласиться с точкой зрения на науку как сферу духовной жизни, оказывающую преимущественное по сравнению с другими сферами воздействие на общество. Сегодня наука оказалась способна польстить тщеславию, удовлетворить любопытство отдельных граждан, но вне практического применения в технике и технологиях она влияет на общество незначительно. Непосредственной силой, создающей новое знание, наука предстает только в умозрительных концепциях. Пока промышленное производство не оказалось зависимым от научных разработок, наука действительно непосредственно влияла на культуру. С вовлечением науки в производство и особенно с началом использования ее достижений в военных отраслях, наука стала приобретать вид производительной силы, а ученые получили доступ во властные структуры, но за это пришлось расплачиваться утратой позиций в формировании культуры. Научное знание становилось все более непонятным обывателю, и вслед за этим уменьшалось непосредственное влияние науки на общество. На смену науке как культурообразующему фактору пришли техника и технологии, которые определяют возможности науки по получению нового знания. Вне техники и технологий наука перестала существовать. Теперь даже самые гуманитарные науки для своего развития должны использовать хотя бы компьютерные технологии для оформления нового знания. Вне технологии и техники никакое научное достижение не будет доведено до сообщества ученых, оно даже не будет получено. Техника оказывает большее влияние на жизнь социума, чем наука. Наука напрямую влияет лишь на слой образованного населения, внедряя в его мировоззрение научную картину мира и научную рациональность. Техника же оказывает преобразующее воздействие на все общество, начиная с использования огня до применения в современной жизни автомобиля и персонального компьютера. Техника каждый раз создает принципиально новые условия для жизнедеятельности людей. Техника напрямую формирует ту «естественную среду обитания человека» — мир, в котором продолжается социальная и интеллектуальная эволюция человечества. От появления каменных орудий и до сего дня техника определяет реальные возможности человечества по преобразованию окружающего мира.
Говоря о технике, необходимо учитывать технологию, в которую данная техника включена. Техника только во взаимосвязи с технологиями приобретает социальный и культурный смысл. Знание о производстве (наука) включено как составной элемент и в технику, и в технологию. Но пользоваться техникой можно и не зная о том, каким образом она произведена или как устроена, а вот реализация технологий невозможна без подобного знания. Очевидно, что степень знания о технологическом процессе может быть разным. Этим знанием и будет определяться уровень развитости технологий, их зависимость от науки и взаимосвязь с обществом. Технологии наиболее подвержены внешнему воздействию: науки, экономики, культуры, общества, техника не испытывает столь заметного влияния. Используя одинаковую строительную технику, можно построить и здание, и готический собор, но строительная технология будет различной, так как различны поставленные и реализуемые при ее помощи социальные цели. Непонимание роли технологий часто порождает недоумение: как с помощью одной и той же технологии можно в разных странах создавать товары столь различного качества?
Важно понимать, что развитие науки, техники и используемых технологий будет приносить необходимый для страны экономический эффект только при адекватных социальных и культурных условиях. Новые технологии позволяют обществу реализовывать все более сложные политические, социальные, культурные, научные, технологические и производственные проекты. В свою очередь изменяющееся под воздействием технологий общество способно эффективно использовать их как для дальнейшего научного, технического и технологического прогресса, так и для резкого повышения качества жизни, которое в свою очередь делает экономически оправданными разработку и внедрение новых технологических достижений. Сравнивая проблему современной модернизации России и Россию советского времени, легко заметить принципиальное различие. В эпоху СССР заимствование технологий не шло параллельно с заимствованием социального уклада. В новейшей истории России динамика общественных изменений шла опережающими темпами по сравнению с технологическим прогрессом. Но теперь нет принципиальных запретов на трансформацию общества вслед за заимствованием новых технологий. Несмотря на это, неразрывная взаимосвязь двух направлений модернизации — технологической и социальной — еще недостаточно осознана как правящей элитой, так и обществом. Закупки современной телекоммуникационной техники, так же как и попытки внедрения передовых технологий, не приносят ожидаемого экономического успеха: покупка одной более современной детали не приведет к эффективной работе всего станка, необходимо докупать остальные технологии (приобретая более новый, более технологичный подвижной состав, мы надеемся на увеличение количества перевозок, не задумываясь, что наша устаревшая автоматика не сможет его обслуживать). В результате эффективность нашего вложения сводится к нулю. Динамически развивающееся общество не только решает старые проблемы при помощи новых технологий. В рамках используемых технологий возникают новые задачи, требующие дальнейшего технологического развития. Если этого не происходит, то, как правило, появляется потребность в новых, столь же неэффективных вложениях в покупку нового поколения техники и технологий. Возникает ситуация постоянной гонки за удаляющимся лидером, причем в этой гонке выигрывает только лидер, продавая технику и технологии, перекачивая к себе «умы» из отсталых стран, предлагая им более высокую зарплату, более высокую культуру. Отстающие в технологической гонке страны обрекаются на постоянную научную, экономическую, политическую и культурную зависимость от стран-лидеров.
Изучение социальных и культурных условий, необходимых для экономически выгодного использования передовых технологий должно осуществляться одновременно с анализом эволюции общества под воздействием применяемых технологий. Не только заимствованные, но и используемые отечественные технологии изменяют общественные отношения. С подобной трансформацией сталкиваются не только общества с переходной экономикой или традиционные общества, вставшие на путь модернизации. Сходные проблемы испытывают и развитые в экономическом отношении страны. Они также переживают сложный процесс культурной адаптации к достижениям научного и технологического прогресса. Именно применение новых технологий оказывает широкомасштабное воздействие на все стороны жизни людей, быстро изменяет характер социальных коммуникаций, влияет на их динамику и формирует принципиально новые общественные явления.
Рассмотрим взаимодействие технологий и общественных процессов, как тут же потребуется выделить особые, самые значимые технологии: средства телекоммуникации (компьютерные технологии) и средства массовой информации, транспортные технологии, разнообразные производственные технологии, медицинские и биотехнологии и т.д., а также технологии, связанные с управлением социальными процессами. Каждая из этих технологий оригинальным образом влияет на социальные, экономические процессы, а также находится в особой зависимости от общества, привлекая большее или меньшее внимание со стороны заинтересованных групп граждан. Разнообразные компьютерные технологии (в том числе и СМИ) связывают людей в разных уголках земного шара, ускоряют экономическую, политическую и культурную жизнь населения. Передача информации не может быть аналогична перемещению материалов хотя бы потому, что информацию легко копировать, а с материалами подобная операция невозможна. Печать, радио, телевидение активно формируют наши знания, умения, привычки, мировоззрение в целом, стереотипы поведения, цели, потребности, интересы в разных жанрах, программах. Их механизмы сложны, влияние огромно, владение ими - владение умами и поведением масс и отдельных людей. Отсюда огромный интерес к ним и борьба за контроль над ними со стороны государства.
Для общества растущие потребности людей являются экономическим регулятором, задающим направление развития как технологий и техники, так и науки. При помощи экономических отношений обществом задаются требования к технике и технологиям. Государственное управление экономической культурой представляет собой формирование определенных общенациональных целей, политики и стратегии, обязательных для экономической активности в стране, поддерживающих распространение новых форм хозяйственной жизни и сохранение полезных традиций. Экономическая культура как программа воспроизводственной деятельности человека и как теория запечатлена в исторически сложившихся формах хозяйственной жизни. Культура и воспроизводственная деятельность человека, определяемые инновационным стремлением общества к более достойной жизни, запечатлевают объективный (материальный) мир как важнейший результат исторического опыта. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта, она исторична по своей природе и всегда подразумевает непрерывность духовной жизни человека и общества. Экономическая культура способна удовлетворять самым высоким духовным требованиям. Экономические отношения выполняют целый комплекс разнообразных функций (обмена, оценки, согласования, ориентации) и способны самостоятельно, сами по себе, в процессе самореализации экономической культуры эффективно реализовать сообщество хозяйствующих субъектов, а в рамках и на основе сообщества - и каждого хозяйствующего субъекта. Этот механизм Ю.М. Осипов уподобил механизму всемирного тяготения или механизму наследственности живых организмов.
Социально-культурные
основы хозяйственной деятельности
базируются как на общих ценностях
человеческой культуры и поведения
{справедливость, долг, порядок, коллективизм,
индивидуализм, гармония социальных связей,
качество жизни, непрерывность традиций
и т.п.), так и на сформированных
в ходе исторического развития социокультурного
комплекса общества собственных
ценностях и нормах, столь приоритетных,
как труд, собственность, богатство,
прагматизм и рациональность, профессионализм,
призвание, предприимчивость и предназначение,
ставших базовыми ценностями собственно
экономической культуры.В
1.стадия традиционной хозяйственной культуры, основанная на межличностных отношениях и присущая всем добуржуазным обществам (общинный тип культурного механизма, характерный в истории России); стадия буржуазной культуры, отличающаяся безличными, вещными экономическими связями, соответствующими гражданскому обществу;
2.переходная стация (в условиях модернизирующихся гражданских обществ);
3.стадия экономической культуры постиндустриального (информаци очного) общества.
Быт, экономическая культура народа как системы, находящиеся в постоянном взаимодействии отношений экономических и социальных, юридических и политических и составляющие основу культуры духовной. Базовые ценности русской экономической культуры, в основе которой находится религиозно-нравственный опыт православия, требующий от человека бережного, гармонического и мудрого отношения к миру и его хозяйственному преобразованию, принципиально отличен от духовных исканий Запада, направленных на самоутверждение в частном предпринимательстве, на достижение личной выгоды. В рамках таких предпосылок история экономической культуры как часть исторической культурологии восстанавливает не только политический строй, социально-экономические отношения, формы промышленности и рынка, хозяйственные обычаи и традиции, но и отношение к труду, содержание церковно-экономических доктрин, нравственные установки людей, взаимовлияние материальной, экономической и духовной культур на общество как на единство природы, техники. Экономическая культура народа определяется и степенью его участия в ней.
Средства
для удовлетворения потребностей человека
дает физическая природа; в этом процессе
рождается хозяйственный быт, который
включает способы регулирования
удовлетворения этих потребностей, а
также юридические и
Информация о работе Техника и технология как часть экономической культуры