Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:42, реферат
Около начала первого тысячелетия до н. э. наметились серьезные перемены в общественной жизни народов Индии. Арийцы подчинили себе бассейны Инда и Ганга, основали здесь ряд деспотических раннерабовладельческих государств, или княжеств, перешли к оседло-земледельческому хозяйству. Переход этот совершился, видимо, под сильным влиянием местного доарийского населения (дравидов и мунда).
« Все люди на земле — от высокорожденных брахманов до нижайших неприкасаемых — способны следовать вечному Пути Тантры … »
Брахманский период. Изменения общественного строя
Около начала первого тысячелетия
до н. э. наметились серьезные перемены
в общественной жизни народов
Индии. Арийцы подчинили себе бассейны
Инда и Ганга, основали здесь ряд
деспотических
Социальные противоречия между завоевателями и покоренным населением, а также и в среде самих завоевателей все более обострялись. В этой борьбе первое место заняло около середины первого тысячелетия до н. э. государство на нижнем Ганге Магадха, ставшее центром объединения почти всей Северной Индии.
В это время сложились основы кастового строя Индии, который, как известно, почти до наших дней являлся специфической чертой общественной жизни этой страны. В древности были известны четыре так называемые классические касты -брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Брахманы-кастово обособленное жречество ,занимающее господствующее место в государствах Северной Индии. Брахманы монополизируют в своих руках всю область культа и, обладая священными знаниями, приобретают чрезвычайно большой общественный вес.
Изменения в религии
Сообразно возвышению социальной роли
профессионального кастового
Происхождение этого божества чрезвычайно
интересно. Брахманаспати-олицетворение
молитвы,в брахманский периуд он превращается
в верховного бога вселенной.Действия,
В эту эпоху сложилась в Индии поговорка: “мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, брахманы - наши боги.”
Из других божеств главное значение получают Вишну и Шива. Наряду с этими главными божествами выдвигаются и другие. Видное место занимают женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии. Каждое мужское божество получило свою женскую пару. С Вишну связывается богиня Лакшми, с Шивой - богиня Парвати. Появляется и множество других богов. Все вместе они совершенно оттесняют ведические божества.
В брахманский периуд ,культ становиться строго аристократическим,все публичные обряды и жертвоприношения-исчезают.Все главные культовые действия ,теперь мог проводить только брахман ,жертвоприношения требовало больших затрат ,поэтому было доступно только знати ,поэтому простой народ в культе не участвовал.
------------------------------
Развитие религиозных течений, боровшихся друг с другом, отражало не только рост противоречий внутри господствующих классов. Некоторые из этих течений находили себе отклик в среде широких масс, отражали бессознательный протест против кастового гнета.
В числе таких течений были буддизм и джайнизм, возникшие, по-видимому, почти одновременно - в шестом и пятом вв. до н. э. Эти учения были близки между собой и имели взаимное влияние. Эти течения не признавали кастового строя ,и главной целью ставили избавление каждого отдельного человека от страданий путем его собственных усилий; оба признавали карму и перерождение; в обоих на главное место выдвинулось этическое учение о праведном пути жизни.
------------------------------
Индуизм. Демократизация культа и вероучения
Борьба брахманов с буддизмом была борьбой за сохранение кастового строя, за сохранение своего господства над населением. Брахманизму для этой борьбы нужно было перевооружиться. Старая брахманская религия, с ее строго аристократическим характером, не имевшая дела с массами, оказывала на них слабое влияние. Приходилось как-то приспособлять и учение, и культ к потребностям народа, чтобы конкурировать с буддизмом. Вот чем были вызваны новые явления в религии Индии, которые знаменовали собой начало новой эпохи. Эта эпоха именуется обычно эпохой индуизма. Характерные явления этой эпохи состояли в том, что культ стал более демократическим; были разработаны методы воздействия на широкие массы. Для этого прежде всего необходимо было дать возможность народу участвовать в культе, необходимы были общественные публичные церемонии, обряды, святилища, храмы, места паломничества и т. д.
В эту эпоху впервые в Индии
возникают храмы. Древнейшие из храмов
Индии - храмы буддистов (первоначально
своеобразные надмогильные ступы и
подземные храмы - чайтья). В подражание
им появляются и брахманские храмы,
которые своими огромными размерами,
причудливой фантастикой
С другой стороны, самый характер представлений о богах становился более демократичным. Те недоступные для людей образы небесных богов, с которыми имели дело только брахманы, производили мало впечатления на народ. Необходимо было приблизить богов к массам, необходимо было создать образы народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное учение об аватарах (нисхождениях, воплощениях): каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Часть из них создана в подражание буддистскому пантеону для более сильного воздействия на массы. Боги-спасители - земные боги. Одним из них, наиболее популярным, делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. Складывается миф о его рождении на земле наподобие буддийского мифа, отчасти и под влиянием христианского мифа. Рассказывается о его подвигах, о его милосердии к людям, о его гибели на земле. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.
Индуизм оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на духовную жизнь других народов. Особенно интересно влияние религии и религиозной философии Индии в новейшее время на некоторые слои европейско-американской интеллигенции. Немало европейцев и американцев увлекалось и сейчас увлекается, например, учением йогов (сочинения Рамачараки и др.).
Тантризм
Тантризм, или "тайное учение", именующийся также "учение о трех таинствах" мысли, слова и дела,- ответвление от древа буддизма, который делится в целом на два направления - путь большой колесницы (Махаяна) и путь малой колесницы (Хинаяна).
Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия нашей эры. Создателем его считается мудрец Асанга из секты йогачара, впервые объединившийся мистическую практику ведийской йоги с положения буддизма Махаяны. Учение было запечатано в текстах (тантрах), содержащих в месте с философскими и космогоническими построениями еще и указания к тайным действам, цель которых в слиянии личности со вселенским Единством и Великой Пустотой. К 7 - 8 вв.
Тантризм делится на два направления: тантризм Левой и Правой руки.
Левая рука или "ваджраяна" укоренилась
в Тибете и дала богатый урожай
парапсихологических и
В Китае и Японии получил распространение
тантризм Правой руки, значительно
более умеренный и
Кардинальным тезисом
Путями к постижению единого
и к слиянию с Великой
В "Сутре Великого Будды Вайрочаны", каноническом памятнике тантризма, сказано:
"Следует знать, что тело именно тогда и станет телом Алмазной мудрости, когда уподобится ваджре, оружию богов,- тогда лишь станет оно крепким, истинно непоколебимым."
В настоящее время картина
Не только крестьяне, но и рабочие и интеллигенты крепко держатся за свою религию. Каждый человек из брахманской касты непременно приглашает к своему сыну в индивидуальном порядке воспитателя-гуру из сведущих брахманов для обучения религии. Мелочное соблюдение различных обрядов и всевозможных запретов, вечная забота о ритуальной чистоте, постоянные очищения, жертвоприношения - все это поглощает массу сил и времени верующего индуиста. Запрещение убивать даже вредных животных, хищных зверей, ядовитых змей наносит огромный ущерб благосостоянию населения. На этой же почве вспыхивает порой и религиозный фанатизм, доходящий до изуверства.
Информация о работе Своеобразие индийской религии: брахманизм, индуизм, тантризм