Своеобразие индийской религии: брахманизм, индуизм, тантризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Около начала первого тысячелетия до н. э. наметились серьезные перемены в общественной жизни народов Индии. Арийцы подчинили себе бассейны Инда и Ганга, основали здесь ряд деспотических раннерабовладельческих государств, или княжеств, перешли к оседло-земледельческому хозяйству. Переход этот совершился, видимо, под сильным влиянием местного доарийского населения (дравидов и мунда).

Работа содержит 1 файл

индия1.docx

— 131.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

« Все люди на земле — от высокорожденных брахманов до нижайших неприкасаемых — способны следовать вечному Пути Тантры … »

 

    Брахманский период. Изменения общественного строя

Около начала первого тысячелетия  до н. э. наметились серьезные перемены в общественной жизни народов  Индии. Арийцы подчинили себе бассейны Инда и Ганга, основали здесь ряд  деспотических раннерабовладельческих государств, или княжеств, перешли  к оседло-земледельческому хозяйству. Переход этот совершился, видимо, под  сильным влиянием местного доарийского  населения (дравидов и мунда). Культура последнего вообще составила крупный  вклад в культурное развитие Индии,это отразилось и в религии.

Социальные противоречия между  завоевателями и покоренным населением, а также и в среде самих  завоевателей все более обострялись. В этой борьбе первое место заняло около середины первого тысячелетия  до н. э. государство на нижнем Ганге  Магадха, ставшее центром объединения  почти всей Северной Индии.

В это время сложились основы кастового строя Индии, который, как известно, почти до наших дней являлся специфической чертой общественной жизни этой страны. В древности  были известны четыре так называемые классические касты -брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Брахманы-кастово обособленное жречество ,занимающее господствующее место в государствах Северной Индии. Брахманы монополизируют в своих руках всю область культа и, обладая священными знаниями, приобретают чрезвычайно большой общественный вес.

                                       Изменения в религии

Сообразно возвышению социальной роли профессионального кастового жречества- брахманов сильно усложняется культ. Он ярко отражает строго аристократический  кастовый строй общества Индии. Прежде всего усложняется пантеон древних  богов. Боги-олицетворявшие силы природу,уходят на второй план ,уступая место новым божествам ,в основном кастовым. Одним из главных, а впоследствии главным богом становится Брахма.

Происхождение этого божества чрезвычайно  интересно. Брахманаспати-олицетворение молитвы,в брахманский периуд он превращается в верховного бога вселенной.Действия,жертвоприношения и в общем культ брахманов,столь сильны ,что им подчиняется весь мир,и вся эта сила олицетворяется в виде бога,содержащего в себе все-Брахмы.

В эту эпоху сложилась в Индии  поговорка: “мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, брахманы - наши боги.”

Из других божеств главное значение получают Вишну и Шива. Наряду с  этими главными божествами выдвигаются  и другие. Видное место занимают женские божества, которые почти  отсутствовали в ведической религии. Каждое мужское божество получило свою женскую пару. С Вишну связывается  богиня Лакшми, с Шивой - богиня Парвати. Появляется и множество других богов. Все вместе они совершенно оттесняют  ведические божества.

В брахманский периуд ,культ становиться строго аристократическим,все публичные обряды и жертвоприношения-исчезают.Все главные культовые действия ,теперь мог проводить только брахман ,жертвоприношения требовало больших затрат ,поэтому было доступно только знати ,поэтому простой народ в культе не участвовал.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Развитие религиозных течений, боровшихся друг с другом, отражало не только рост противоречий внутри господствующих классов. Некоторые из этих течений  находили себе отклик в среде широких  масс, отражали бессознательный протест  против кастового гнета.

В числе таких течений были буддизм  и джайнизм, возникшие, по-видимому, почти одновременно - в шестом и пятом вв. до н. э. Эти учения были близки между собой и имели взаимное влияние. Эти течения не признавали кастового строя ,и главной целью ставили избавление каждого отдельного человека от страданий путем его собственных усилий; оба признавали карму и перерождение; в обоих на главное место выдвинулось этическое учение о праведном пути жизни.

-----------------------------------------------------------------------------------------

       Индуизм. Демократизация культа и вероучения

Борьба брахманов с буддизмом  была борьбой за сохранение кастового  строя, за сохранение своего господства над населением. Брахманизму для  этой борьбы нужно было перевооружиться. Старая брахманская религия, с ее строго аристократическим характером, не имевшая дела с массами, оказывала  на них слабое влияние. Приходилось  как-то приспособлять и учение, и  культ к потребностям народа, чтобы  конкурировать с буддизмом. Вот  чем были вызваны новые явления  в религии Индии, которые знаменовали  собой начало новой эпохи. Эта  эпоха именуется обычно эпохой индуизма. Характерные явления этой эпохи  состояли в том, что культ стал более демократическим; были разработаны  методы воздействия на широкие массы. Для этого прежде всего необходимо было дать возможность народу участвовать  в культе, необходимы были общественные публичные церемонии, обряды, святилища, храмы, места паломничества и  т. д.

 

В эту эпоху впервые в Индии  возникают храмы. Древнейшие из храмов Индии - храмы буддистов (первоначально  своеобразные надмогильные ступы и  подземные храмы - чайтья). В подражание им появляются и брахманские храмы, которые своими огромными размерами, причудливой фантастикой архитектурного стиля должны были производить впечатление  на воображение масс, вселяя чувство  придавленности. Устраиваются торжественные  обряды, церемонии, процессии. В храмах и вне их сооружаются огромные статуи богов (древнеиндийская религия  совершенно не знала изображений  богов). Некоторые из них возятся  по улицам во время торжественных  процессий.

С другой стороны, самый характер представлений  о богах становился более демократичным. Те недоступные для людей образы небесных богов, с которыми имели  дело только брахманы, производили  мало впечатления на народ. Необходимо было приблизить богов к массам, необходимо было создать образы народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное учение об аватарах (нисхождениях, воплощениях): каждое небесное божество может иметь  свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными  божествами. Часть из них создана  в подражание буддистскому пантеону для более сильного воздействия  на массы. Боги-спасители - земные боги. Одним из них, наиболее популярным, делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. Складывается миф о его  рождении на земле наподобие буддийского  мифа, отчасти и под влиянием христианского  мифа. Рассказывается о его подвигах, о его милосердии к людям, о  его гибели на земле. В Южной Индии  таким же богом-спасителем выступает  Рама - легендарный предводитель арийцев  при завоевании ими Цейлона, герой  древнеиндийского эпоса Рамаяна.

Индуизм оказывал и продолжает оказывать  значительное влияние на духовную жизнь  других народов. Особенно интересно  влияние религии и религиозной  философии Индии в новейшее время  на некоторые слои европейско-американской интеллигенции. Немало европейцев и  американцев увлекалось и сейчас увлекается, например, учением йогов (сочинения Рамачараки и др.).

                                               Тантризм

Тантризм, или "тайное учение", именующийся  также "учение о трех таинствах" мысли, слова и дела,- ответвление  от древа буддизма, который делится  в целом на два направления - путь большой колесницы (Махаяна) и путь малой колесницы (Хинаяна).

 

Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия нашей эры. Создателем его считается мудрец Асанга из секты йогачара, впервые объединившийся мистическую практику ведийской йоги с положения буддизма Махаяны. Учение было запечатано в текстах (тантрах), содержащих в месте с философскими и космогоническими построениями еще и указания к тайным действам, цель которых в слиянии личности со вселенским Единством и Великой Пустотой. К 7 - 8 вв.

 

Тантризм делится на два направления: тантризм Левой и Правой руки.

Левая рука или "ваджраяна" укоренилась  в Тибете и дала богатый урожай парапсихологических и оккультных феноменов. Это направление характеризуется  крайним экстремизмом и сексуальными оргиями, связанных с культом  женских божеств.

В Китае и Японии получил распространение  тантризм Правой руки, значительно  более умеренный и проповедующий  философское слияние мужского и  женского.

Кардинальным тезисом тантризма  было признание трех таинств - мысли, слова и дела - нераздельными гранями  всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция  предполагала, что мысль, слово, дело - есть различные проявления действительности Единого "самата". Следовательно, постижение Единого достигается  медитаций, заклинаниями и физическими  акциями. В свою очередь, единство имеет  свою манифестацию в телесном, физическом мире ("Телесная мандала") и в  метафизическом мире ("Алмазная мандала").

 

Путями к постижению единого  и к слиянию с Великой пустотой, было чтения мантр, произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение  магических жестов (мудр). Правильное сочетание  путей - обретение сверхчеловеческого могущества.

В "Сутре Великого Будды Вайрочаны", каноническом памятнике тантризма, сказано:

"Следует знать, что тело  именно тогда и станет телом  Алмазной мудрости, когда уподобится  ваджре, оружию богов,- тогда лишь  станет оно крепким, истинно  непоколебимым."

 

                                                       Вывод.

В настоящее время картина религиозной  жизни Индии, несмотря на неоднократные  попытки объединения, чрезвычайно  пестра, и это отражает пестроту и национального и классового состава Индии.Едва ли есть другой народ, который бы в такой степени, как  народы Индии, находился под гнетом религии. Индус по рукам и ногам  опутан религиозными предписаниями  и запретами. Вся духовная жизнь  Индии еще недавно находилась под определяющим влиянием религиозной  идеологии. Правительство Индийской  республики и правящая партия Индийский  национальный конгресс и сейчас всячески поддерживают религию, но в то же время  стараются модернизировать ее, освободить от наиболее грубых обычаев и верований, от связи с кастовым строем (кастовая дискриминация сейчас запрещена  законом, хотя и сохраняется в  быту). Религию стараются связать  с современной экономической  и политической жизнью - например, популярная богиня плодородия и красоты Лакшми сейчас считается также покровительницей промышленности, индустриализации страны; богиня Сарасвати - покровительницей просвещения, наук и искусств.

Не только крестьяне, но и рабочие  и интеллигенты крепко держатся за свою религию. Каждый человек из брахманской  касты непременно приглашает к своему сыну в индивидуальном порядке воспитателя-гуру из сведущих брахманов для обучения религии. Мелочное соблюдение различных  обрядов и всевозможных запретов, вечная забота о ритуальной чистоте, постоянные очищения, жертвоприношения - все это поглощает массу сил  и времени верующего индуиста. Запрещение убивать даже вредных  животных, хищных зверей, ядовитых змей наносит огромный ущерб благосостоянию населения. На этой же почве вспыхивает порой и религиозный фанатизм, доходящий до изуверства.


Информация о работе Своеобразие индийской религии: брахманизм, индуизм, тантризм