Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение взаимоотношений субъектов и объектов некоторых научных сфер, таких как психология, педагогика, философия, через призму социально-культурной деятельности.
Задача исследования:
• Рассмотреть социально-культурную деятельность как систему межсубъектных отношений;
• Рассмотреть классификацию субъектов социально культурной деятельности;
Введение…………………………………………………………………………4
1.1 Социально культурная-деятельность как система межсубъектных отношений…………………………………………………………………6
1.2 Классификация субъектов и объектов социально культурной деятельности………………………………………………………………19
1.3 Человек как субъект и объект социально-культурной деятельности……………………………………………………………….23
2 Анализ опыта работы субъектов социально-культурной деятельности по теме курсовой по месту жительства на примере центра дополнительного образования «Шанс»………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………39
Списоклитературы…………………………………………………............41
Приложения………………………………………………………………..44
сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на
только социальные, либо на только культурные, По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.
Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности
предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как,
например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и
искусства. Это взаимодействие четко просматривается и в процессе реализации социально-культурной политики, которая осуществляется на
нескольких уровнях. Первый из них — государственный, поскольку в
осуществлении этой политики участвуют госбюджетные массовые и
специализированные учреждения культуры, образования, искусства,
досуга, спорта — клубы, парки, музеи, библиотеки, школы, театры, стадионы
и др. Второй уровень - негосударственный, неформальный -
многочисленные общественные организации и движения, проводящие в
жизнь социально-культурные проекты и программы главным образом по
месту жительства. Третий уровень — семья, на которой лежит нелегкая,
но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей
больных, с физическими недостатками.
Несовершенство социально-
межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального
распределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном,
региональном, местном (локальном) уровнях.
Организационные формы взаимодействия субъектов социально-
культурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональном
уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» социально-
культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое
представление общественных
организаций в
Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской
среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных
показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны
и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры
почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.
Многочисленные социальные институты, действующие в обществе,
тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и
духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в
общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах.
Одни социальные институты и объединения по характеру своей
деятельности целиком или в большей степени связаны с социально-культурной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из
субъектов, имея свое назначение,
действует в социально-
сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от других.
Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредственно
или опосредованно входя в социально-культурную сферу, всегда
обладают широкими возможностями для творческих связей, сотрудничества с государственными, общественными, частными, кооперативными структурами.9
Вывод: По результатам проведённого анализа автор пришел к следующим выводам:
1.3 Человек как
субъект и объект социально-
Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности
практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства, методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Ядова и др.).
В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под индивидом понимается отдельный, конкретный человек как единичный представитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от другого. В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «личность».
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая
на других личность в полноте ее
духовных и физических свойств характеризуется
понятием «индивидуальность». Индивидуальность
выражается в наличии разного
опыта, знаний, мнений, убеждений, в
различиях характера и
Существует множество понятий личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:
Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, познания и общения.
И. С. Кон: личность — это специфическая интеграция социальных ролей.
А. Г. Ковалев: личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
В контексте социально-культурной
деятельности понятие личности используется,
по крайней мере, в двух значениях. Первое
- личность как нормативный тип
человека, соответствующий требованиям
общества, его ценностно-нормативным стандартам,
и совокупность свойств, присущих данному
человеку и составляющих его индивидуальность,
мировоззрение, способность выступать
самостоятельно, от своего имени, открыто
демонстрировать свои устремления, интересы.
Второе - личность рассматривается прежде
всего как носитель определенных
социальных характеристик, целая система
социальных отношений, а с точки зрения
культурологии, еще и носитель определенных
духовных традиций, обычаев,
норм и ценностей, доминирующих в культуре
данного общества, член определенной социально-культурной
группы, посредством своей деятельности
включенный в различные виды социально-культурной
общественной практики. В культурологии
субъект и объект социально-культурной
деятельности. При этом сама деятельность,
в которой человек выступает в качестве
субъекта, характеризуется различными
уровнями. Социально-культурная деятельность
отдельно взятого человека может быть
индивидуальной, коллективной (групповой)
и массовой; профессиональной и непрофессиональной
(любительской); по своему содержанию элементарной
и сложной; конструктивной (созидательной)
и деструктивной(разрушительной); духовной
и материально-
Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера,
способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования,
искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В поведении
и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той
или иной степени трансформации,
характерный тип социально-
ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наибольшей
степени подвержены воздействию окружающей социально-
культурной среды и одновременно служат необходимым средством
творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими
словами, свойства личности не оканичиваются её социальной или культурной
принадлежностью, а самым непосредственным образом обнаруживают
себя в контактах с окружающей действительностью.
Человек на всем протяжении
длительного исторического
пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в активного
субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это
развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (первая
ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять
определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к формированию
личности как уникальной иядивидуальности (третья ступень),
проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-
культурной деятельности.
Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и
творца культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности,
человек занимает ярко выраженную активную позицию, которая
составляет одну из ее характерных личностных черт.
Социализированная личность реализует свою активность в различных
видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятельности:
познавательной, направленной на познание окружающей действительности
и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением
окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей
для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания); проективной
(предвосхищение желаемого
будущего посредством проектов)
Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность
в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов,
социологов, педагогов.
). Анализ позиций, высказанных
исследователями, еще раз
например, в виде «сгустка» сексуальной энергии или в качестве продукта
сосредоточения всей совокупности общественных отношений.
Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совершенно
естественная зависимость структуры личности от той страты (социального
слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлежностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация,
приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация),
уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).
В различных областях жизнедеятельности - производственной,
гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование
личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам
мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в
частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индивидуализации личности. К сожалению, эта существенная закономерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности личности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под
видом коллективизма - результат подобной ориентации.
В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедеятельности
личности ведущее место неизменно отводится анализу социально-
культурного контекста этой среды. Содержание социально-культурного
контекста зависит от соответствующего ему уровня - федерального,
регионального и муниципального (местного), но в каждом конкретном
случае обязательно предполагает наличие необходимого для развития личности образовательного, информационного, профессионального,
общекультурного и досугового пространства.
Предметом многих педагогических исследований служит уровень
Информация о работе Субъекты и объекты социально культурной деятельности