Субъекты и объекты социально культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение взаимоотношений субъектов и объектов некоторых научных сфер, таких как психология, педагогика, философия, через призму социально-культурной деятельности.
Задача исследования:
• Рассмотреть социально-культурную деятельность как систему межсубъектных отношений;
• Рассмотреть классификацию субъектов социально культурной деятельности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.1 Социально культурная-деятельность как система межсубъектных отношений…………………………………………………………………6
1.2 Классификация субъектов и объектов социально культурной деятельности………………………………………………………………19
1.3 Человек как субъект и объект социально-культурной деятельности……………………………………………………………….23
2 Анализ опыта работы субъектов социально-культурной деятельности по теме курсовой по месту жительства на примере центра дополнительного образования «Шанс»………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………39
Списоклитературы…………………………………………………............41
Приложения………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 119.38 Кб (Скачать)

сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на

только социальные, либо на только культурные, По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

Взаимодействие субъектов  социально-культурной деятельности

предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как,

например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и

искусства. Это взаимодействие четко просматривается и в  процессе реализации социально-культурной политики, которая осуществляется на

нескольких уровнях. Первый из них — государственный, поскольку  в

осуществлении этой политики участвуют госбюджетные массовые и

специализированные учреждения культуры, образования, искусства,

досуга, спорта — клубы, парки, музеи, библиотеки, школы, театры, стадионы

и др. Второй уровень - негосударственный, неформальный -

многочисленные общественные организации и движения, проводящие в

жизнь социально-культурные проекты и программы главным  образом по

месту жительства. Третий уровень  — семья, на которой лежит нелегкая,

но святая обязанность, связанная  с досугом и духовным ростом людей

больных, с физическими  недостатками.

Несовершенство социально-культурной политики часто объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система

межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального

распределения сил, средств  и полномочий субъектов на федеральном,

региональном, местном (локальном) уровнях.

Организационные формы взаимодействия субъектов социально-

культурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональном

уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» социально-

культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое

представление общественных организаций в административньгх и общественных органах руководства культурно-просветительной работой, благотворительная помощь нуждающимся организациям со стороны государственных органов и учреждений культуры в реализации их культурно-просветительных, воспитательных функций.

Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской

среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных

показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи  содержательны

и предметны; контакты носят  эпизодический характер; партнеры

почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.

Многочисленные социальные институты, действующие в обществе,

тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и

духовной сферой жизни  людей. Чрезвычайно важная сторона  их деятельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в

общегосударственном, так  и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах.

Одни социальные институты  и объединения по характеру своей

деятельности целиком  или в большей степени связаны  с социально-культурной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из

субъектов, имея свое назначение, действует в социально-культурной

сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от других.

Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредственно

или опосредованно входя  в социально-культурную сферу, всегда

обладают широкими возможностями для творческих связей, сотрудничества с государственными, общественными, частными, кооперативными структурами.9

Вывод: По результатам проведённого анализа автор пришел к следующим выводам:

  1. Классификация субъектов производится по ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности).
  2. Наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.).
  3. Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем.
  4. Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и духовной сферой жизни людей. Важны их социально-культурные функции, осуществляемые ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах.

 

 

 

 

 

 

1.3 Человек как  субъект и объект социально-культурной  деятельности.

Личность, выступающая в  роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря  своей активности

практически реализовал все  элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно  осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства, методы и приемы, осуществил соответствующие  практические действия, оценил полученные результаты. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Ядова и др.).

В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, социологии и культурологии, постоянно  встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под индивидом понимается отдельный, конкретный человек как единичный представитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от другого. В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «личность».

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

Личность есть понятие  социальное, она выражает все, что  есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

 

Особенная и непохожая  на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется  понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного  опыта, знаний, мнений, убеждений, в  различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Существует множество  понятий личности. Наиболее корректными  из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:

Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, познания и общения.

И. С. Кон: личность — это специфическая интеграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

В контексте социально-культурной деятельности понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях. Первое - личность как нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоятельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы. Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель определенных социальных характеристик, целая система социальных отношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных  духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в культуре данного общества, член определенной социально-культурной группы, посредством своей деятельности включенный в различные виды социально-культурной общественной практики. В культурологии субъект и объект социально-культурной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профессиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержанию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и деструктивной(разрушительной); духовной и материально-преобразовательной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависиость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценностей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера,

способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования,

искусства, досуга имеют  относительно устойчивое проявление. В поведении

и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той

или иной степени трансформации, характерный тип социально-культурных

ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наибольшей

степени подвержены воздействию  окружающей социально-

культурной среды и  одновременно служат необходимым средством

творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими

словами, свойства личности не оканичиваются её социальной или культурной

принадлежностью, а самым  непосредственным образом обнаруживают

себя в контактах с  окружающей действительностью.

Человек на всем протяжении длительного исторического времени

пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в активного

субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это

развитие носит ступенчатый  характер: от биологического индивида (первая

ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять

определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к  формированию

личности как уникальной иядивидуальности (третья ступень),

проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-

культурной деятельности.

Выполняя функцию постоянного  носителя социальных ролей и

творца культурных ценностей  в процессе социально-культурной деятельности,

человек занимает ярко выраженную активную позицию, которая

составляет одну из ее характерных  личностных черт.

Социализированная личность реализует свою активность в различных

видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятельности:

познавательной, направленной на познание окружающей действительности

и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением

окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей

для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных  эмоций, включая эстетические переживания); проективной

(предвосхищение желаемого  будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение  и освоение культурной информации.

Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность

в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов,

социологов, педагогов.

). Анализ позиций, высказанных  исследователями, еще раз свидетельствует  о несостоятельности одномерной  характеристики личности,

например, в виде «сгустка»  сексуальной энергии или в  качестве продукта

сосредоточения всей совокупности общественных отношений.

Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совершенно

естественная зависимость  структуры личности от той страты (социального

слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлежностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация,

приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация),

уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

В различных областях жизнедеятельности - производственной,

гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование

личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам

мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в

частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индивидуализации личности. К сожалению, эта существенная закономерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности личности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под

видом коллективизма - результат  подобной ориентации.

В педагогических характеристиках  среды обитания и жизнедеятельности

личности ведущее место  неизменно отводится анализу  социально-

культурного контекста этой среды. Содержание социально-культурного

контекста зависит от соответствующего ему уровня - федерального,

регионального и муниципального (местного), но в каждом конкретном

случае обязательно предполагает наличие необходимого для развития личности образовательного, информационного, профессионального,

общекультурного и досугового пространства.

Предметом многих педагогических исследований служит уровень

Информация о работе Субъекты и объекты социально культурной деятельности