Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение взаимоотношений субъектов и объектов некоторых научных сфер, таких как психология, педагогика, философия, через призму социально-культурной деятельности.
Задача исследования:
• Рассмотреть социально-культурную деятельность как систему межсубъектных отношений;
• Рассмотреть классификацию субъектов социально культурной деятельности;
Введение…………………………………………………………………………4
1.1 Социально культурная-деятельность как система межсубъектных отношений…………………………………………………………………6
1.2 Классификация субъектов и объектов социально культурной деятельности………………………………………………………………19
1.3 Человек как субъект и объект социально-культурной деятельности……………………………………………………………….23
2 Анализ опыта работы субъектов социально-культурной деятельности по теме курсовой по месту жительства на примере центра дополнительного образования «Шанс»………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………39
Списоклитературы…………………………………………………............41
Приложения………………………………………………………………..44
Так же объектом этих отношений выступают социально-культурные институты.
Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится к любому из многочисленных субъектов и объектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Родовым для данного понятия является термин «социальный». В Большом толковом словаре русского языка он определяется как: «товарищеский, относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе, общественный»5. Философы определяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни, в социологической литературе им обозначаются организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых
социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Как общественная структура, социальные институты являются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаимодействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок. Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями
организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.
Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения
и т.п.
Рождаясь, таким образом, в социальной, надбиологической практике, субъектно-объектное и межсубъектное отношения охватывают всю сферу человеческой деятельности, во всем многообразии ее видов и форм — духовных и художественных, индивидуальных и коллективных, реальных и воображаемых. Это значит, что в философском осмыслении культура возникает постольку, поскольку человек становится деятельным существом — Homo agens, которое не приспосабливается к среде обитания, а приспосабливает ее к себе. Но тем самым Homo agens оказывается и Homo creator — существом творящим, ибо ни одно состояние среды не способно его удовлетворить, он постоянно изменяет всё, даже то, что уже было создано им или его предками.
Поскольку связь человека и культуры, как было сказано выше, осуществляется через его деятельность, постольку строение культуры должно так или иначе отражать структуру деятельности.
Она, изучаемая под разными углами зрения, всякий раз раскрывает иную структурную расчлененность: одни результаты дают психологический разрез деятельности, другие — социологический, третьи — этнопедагогический и т. д. В конечном счете нельзя не согласиться с болгарским социологом Николовым Л., что человеческая деятельность полиструктурна и даже в пределах одной науки она может раскрыть разные свои структурные срезы.
Николов для своего исследования использует философский подход.
Философский подход – подход, в котором путем анализа жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности и в котором культура понимается как "содержание" или как "способ бытия" общества. «Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству» (Г. Зиммель). «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации» (Г. Беккер). «Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории» (Д. Реджин)
Особое значение философского подхода к решению данной задачи состоит в том, что он рассматривает деятельность в специфичной для него — т. е. наиболее общей изо всех возможных — системе категорий; этой системой, как мы уже знаем, является субъектно-объектно-субъектные отношения. Полнота отношений в данной системе, которая обеспечивает ее целостность, а значит — функциональную эффективность, определяется, следовательно, связью субъекта с объектом и с другими субъектами; первый тип связи именуется предметной деятельностью, второй — деятельностью общения. И тот и другой тип деятельности предстает в материальных формах — как практическое созидание вещей и практическое общение людей в этом процессе, и в духовных формах — как порождение идей, представлений, мыслей и как диалогические контакты человека с человеком, и в формах практически духовных, соединяющих материальное созидание с духовным осмыслением реальности, — как это происходит в художественном освоении мира. Таким образом, система глубинных стимулов деятельности образуется потребностью человека в ее предметных результатах и в партнерах, во взаимодействии с которыми она только и может осуществляться.
Дальнейший анализ показывает, что предметная деятельность неоднородна по своей сути, поскольку решает существенно различные задачи, порождая разные типы предметности. В самом деле, первое различие, которое здесь обнаруживается, состоит в том, что итогом деятельности может быть новый объект, принципиально отличный от того, из коего он был произведен, а может быть информация о существующем (в форме его отражения, выявления закона, построения модели и т. п.). В одном случае объект, возникающий благодаря качественному преобразованию реальности, может быть материальным или идеальным (например, вещью или ее проектом); в другом случае отражение сущего предстает либо в форме знания, либо в форме ценностного его осмысления — поскольку знание есть отражение объективного бытия, отвлеченного от отношения к нему субъекта, а ценностное сознание — отражение значения объекта для субъекта (я называю поэтому саму ценность "субъективированным объектом"), Все дальнейшие расчленения, описывающие разные роды вещей, проектов, знаний и ценностей, имеют уже второстепенный характер и, важные для решения специальных задач онтологии, эвристики, гносеологии, аксиологии, они несущественны на исходном уровне анализа структуры деятельности.
Структурная декомпозиция деятельности обнаружила ее простейшие компоненты — так сказать, "первоэлементы деятельности" — в самостоятельном существовании каждого и должна быть поэтому дополнена такой формой деятельности, в которой все ее компоненты выступают в нерасчленимо слитном, синкретическом виде; такова художественная деятельность, порождаемая соответствующей потребностью.
Общий итог структурного анализа деятельности в системе субъектно-объектных отношений может быть зафиксирован в такой схеме (см. приложение 1).
Здесь характер стрелок соответствует информационной направленности деятельности: активность субъекта, направленная на преображение объекта, обозначается стрелочкой вправо, а активность субъекта направленная на отражение объекта стрелочкой влево.
Так же важным представляется исследование взаимодействия субъектов и объектов культурной деятельности, от которых зависит ее развитие и функционирование, приобщение людей к духовным и культурным ценностям, к пониманию смысла жизни, своего места в мире.
В социально-философском
контексте институциональная деятельность
ведущих субъектов
Субъектно-объектные отношения в сфере культуры обладают большей неопределенностью. Обилие точек зрения сводится к нескольким основным трактовкам:
- субъект есть сознание, объект - природа, материя;
- субъект есть общественный человек, объект – природа, материя в целом. В этом случае в качестве субъекта рассматривается общественный человек, совокупность индивидов, а общество – в качестве социальной среды (мир человека), в которой человек может развиваться как субъект познания и преобразования природы; общество – не субъект, использующий человека лишь в качестве средства своего развития на манер гегелевской абсолютной идеи, а единство субъекта и объекта;
– субъект – общественный
человек, объект – часть реальной
действительности, социокультурная
среда жизнедеятельности
– субъект-человек – это
обобществившееся человечество, человеческое
общество, и тогда “подлинным субъектом
выступает человек не как отдельно
взятый индивидуум, а как общество”.
В данном случае допускается абсолютизация
общего (общества), поскольку свойство
быть «подлинным» субъектом
– и, наконец, расширительная трактовка субъектно-объектного отношения, означающая применение категорий «субъект» и «объект» к взаимодействию любых материальных систем.6
В современных теориях культуры в самом общем смысле этого слова, культура является семиаспектным понятием и представляет собой:
- результат;
- процесс;
- деятельность;
- способ (жизни человека, деятельности или творчества);
- отношения;
- норма;
- и, наконец, система.
Теоретик культуры Л.Е. Кертман утверждает два основных подхода к определению культуры7:
Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. «Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация». (Л. Бернард). «Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя» (К. Уислер)
Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. «Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (Б. Малиновский). «Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). «Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун).
Вывод: После завершения этой главы автор приходит к следующим выводам:
.
1.2 Классификация субъектов и объектов социально культурной деятельности.
В этой главе мы изучим классификацию и виды субъектов и объектов.
К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные
социально-культурные институты, учреждения и организации,
с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление
и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных
форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду
- форме принадлежности (собственности):
Наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Например, семья осуществляет социализацию детей и подростков в ходе освоения ими нормативов общественной жизни, формирует у них чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т.д. Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов, формируют у их членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали. Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно
Информация о работе Субъекты и объекты социально культурной деятельности