-
реальное нравственное поведение (как
знания и убеждения реализуются в поведении).
Воспитанность
есть согласованность знаний, убеждений
и поведения. Воспитуемость – это возможности
ученика к дальнейшему личностному росту
вместе с взрослыми, восприимчивость к
воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс
обучения – важнейший педагогический
процесс. В процессе обучения происходит
познание. Ученики в процессе обучения
расширяют свой кругозор, приобретают
знания о природе, обществе, мышлении,
познают окружающий их мир.
В
процессе обучения формируются практические
и теоретические умения и навыки,
умения и навыки самостоятельной работы.
Достичь
оптимального построения процесса обучения
возможно лишь на основе такого управления
им, которое организуется с учетом закономерностей
и принципов обучения, на основе применения
современных форм и методов преподавания
и учения, а также на основе изучения и
учета особенностей внутренних и внешних
условий данного класса, учеников и других
факторов.
Обобщая
все вышесказанное можно сделать
следующий вывод – рекомендации
для учителя:
1.
Учителю надо ориентироваться
не на отдельные принципы обучения
и воспитания, а на их систему, обеспечивая
научно обоснованный выбор целей, отбор,
содержания, методов и средств организации
деятельности учащихся, создание благоприятных
условий и анализ учебного и воспитательного
процессов.
2.
Учителю целесообразно рассматривать
каждый принцип и их систему
как рекомендации о воплощении в жизнь
системы основных законов и стратегических
целей, составляющих ядро современной
концепции школьного образования (всестороннее
гармоничное развитие личности, индивидуальности
школьника, деятельностный и личностный
подходы, единство обучения и воспитания,
оптимизация учебного процесса).
3.
Учитель должен видеть противоположные
стороны, сопряженные, взаимодействующие
элементы педагогического процесса (овладение
знаниями и развитие, элементаризм и системность
в знаниях, соотношение абстрактного и
конкретного и т.д.) и умело регулировать
их взаимодействие, опираясь на законы
и принципы обучения и добиваясь гармоничного
педагогического процесса.
ГЛОССАРИЙ
- Бине Альфред
(1857―1911), французский психолог.
Вместе
с Т. Симоном занимался проблемами социальной
и педагогической психологии, обращая
особое внимание на измерение интеллекта
человека.
Впервые
метод определения уровня интеллектуального
развития детей А.Бине опубликовал
в 1905 г. В 1917 г. появилось целое руководство
по его методике, написанное совместно
с Т. Симоном и взятое на вооружение
педологами во всём мире, в том числе и
в России, ― «Измерение интеллекта у детей».
Тесты
Бине - Симона нашли широкое применение.
Одна из наиболее известных работ этих
авторов ― «Современные идеи о детях»
(1909); среди других публикаций Бине ― «Умственное
утомление» (1898, совместно с В.Анри); «Внушаемость»
(1900); «Анормальные дети» (1907, совместно
с Т. Симоном).
- Симон Теодор
(1873―1961), французский психолог. Руководитель
Педагогической лаборатории в Париже.
В 1905 г. совместно с А.Бине разработал первый
тест для измерения интеллектуальных
способностей (т.н. «IQ-тест»).
- Дьюи Джон
(1859―1952), американский философ и педагог.
Цель
воспитания, по Дьюи, ― формирование
личностей, умеющих «приспособляться
к различным ситуациям». Дьюи предложил
реформу школьной системы. Школьной
системе, основанной на приобретении и
усвоении знаний, противопоставлялось
обучение «путём делания», т.е. так, чтобы
все знания извлекались из практической
самодеятельности и личного опыта
ребёнка. Если ученика не делают ответственным
за самостоятельное доказательство разумности
выдвинутого им предложения, то преподавание
не имеет практически никакого значения
для воспитания способности рассуждать,
считал Дьюи. В школах, работавших по системе
Дьюи, не было постоянной программы с последовательной
системой изучаемых предметов, а отбирались
только такие знания, какие могли найти
практическое применение в жизненном
опыте учащихся.
Дьюи
является идеологом, так называемой педоцентрической
теории и методики обучения, согласно
которой решающая и руководящая роль учителя
в процессах обучения и воспитания умаляется
и сводится в основном к руководству самодеятельностью
учащихся и пробуждению их пытливости.
В
методике Дьюи наряду с трудовыми
процессами большое место занимают
игры, импровизации, экскурсии, художественная
самодеятельность, домоводство. Воспитанию
дисциплины учащихся Дьюи противопоставляет
развитие их индивидуальности.
Педагогические
идеи Дьюи оказали большое влияние
на общий характер учебно-воспитательной
работы в школах США и некоторых
др. стран, в частности и на советскую
школу в 1920-х гг., что нашло своё
выражение в так называемых комплексных
программах и в методе проектов,
применявшихся в 1920-х гг. Дьюи неоднократно
выезжал в разные страны (Китай, Японию,
Мексику, Англию, Турцию) для распространения
своих педагогических идей; в 1928 г. посетил
СССР.
- Май Карл
Иванович (1820―1895), окончил (1838) основанную
в Петербурге ещё в 1710 г. и действующую
по сей день немецкую частную школу Петришуле.
За отличную учёбу ему был вручён золотой
перстень ― награда, учреждённая в этой
школе в качестве эквивалента золотой
медали правительственных гимназий. Окончил
(1845) историко-филологический факультет
императорского Санкт-Петербургского
университета «кандидатом» (такое звание
давалось окончившим учёбу с отличием),
преподавал географию в «Лесном и Межевом
институте». Статский советник. Директор
организованной им частной школы (1856―1890).
Школа, для которой в 1910 г. было построено
новое здание, работает до сих пор.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Букатов,
В.М. Педагогические таинства дидактических
игр // Уч. пос. [Текст] / В.М. Букатов. - М.:
Изд-во "Флинта", 2007. - 96 с.
- Василькова,
Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика
[Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.
- М., 2009. - 123 с.
- Высшая школа:
проблемы и перспективы: материалы 8й Международной
научно – методологической конференции
[Текст] / редкол. М.И. Демчук и др. – Минск.:
РИВШ. – 2007. – 407 с.
- Кавтарадзе,
Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные
методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе
// Моск. псих. соц. ин-т. - М.: Изд-во "Флинта".
- 2008. - 192 с.
- Логвинов,
И.Н., Сарычев, С.В. 10 избранных лекций по
педагогической психологии [Текст] / И.Н.
Логвинов, С.В. Сарычев. – М.: 2007. – 201 с.
- Мурманский
государственный педагогический университет.
Ученые записки МГПУ. Психологические
науки, вып. 7 // сборник научных статей
[Текст] / науч. ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеева.
– Мурманск. – 2007. – 330 с.
- Некрасова,
З.В. Ты учись, а мы поможем! [Текст] / З.В.
Некрасова. – СПб.: Питер, 2010 – 351 с.
- Педагогика:
учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.
Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.В.А. Сластенина.
- М.: Издательский центр "Академия",
2008. - 566 с.
- Педагогические
технологии дистанционного обучения [Текст]
/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006.
– 115 с.
- Симонов,
В.П. Оценка качества обучения и воспитания
в образовательных системах [Текст] / В.П.
Симонов. – М., 2006. – 190 с.
- Стефановская,
Т.А. Воспитательная система школы // теоретический
минимум [Текст] / Сост. Т.А. Стефановская.
- Иркутск, 2007. – 119 с.
- Стефановская,
Т.А. Классный руководитель: функции и
основные направления деятельности [Текст]
/ Т.А. Стефановская. – М.: Издательский
дом «Академия», 2006. – с. 67, 70, 127, 185, 190, 193,
195, 197, 199
- Теория и
практика воспитания: учеб. пособие [Текст]
/ под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной,
О.В. Еремкиной. - Рязань: Феникс, 2007. - 508
с.
- Хуторской,
А.В. Педагогическая инноватика: Учебное
пособие для студ. вузов /А.В. Хуторской.
- М.: Академия, 2008 .- 256 с.
- Инновационная
деятельность муниципальной спортивной
школы [Текст] / О.А. Веснина, Ю.П. Шлыков
// Здоровье в школы!: сборник статей по
материалам II Международного конгресса
учителей физкультуры. – Петрозаводск:
2010.
- Камалова,
Н. В. Возможности индивидуализации образовательного
процесса через развитие потенциала личности
школьников [Текст] / Н.В Камалова // Вестник
Оренбургского государственного университета.
— 2006.— № 12.— С. 119—123
- Камалова,
H. В. Проектирование воспитательной среды
развивающей личностные достижения школьников
[Текст] / H. В. Камалова // Образование в
Уральском регионе научные основы развития
Сборник статей IV научно - практической
конференции. – Екатеринбург: Изд-во РосгосПроф-пед
Ун-та, 2006. – С. 463-466
- Камалова,
H. В. Изменение динамики образовательного
процесса через развитие потенциалов
личности школьника [Текст] / H. В. Камалова
// Феномен развития в науках о человеке
Сборник статей III Международной научно
- практической конференции. — Пенза: АНОО
«Приволжский Дом знаний», 2006 – С. 59-60
- Камалова,
H. B. Воспитательная среда как условие
развития индивидуальности в образовательном
пространстве [Текст] / H. В. Камалова // Психология
образования культурно - исторические
социально - правовые аспекты» Материалы
III национальной научно - практической
конференции Том 2. – М.: Общероссийская
общественная организация «Федерация
психологов образования России», 2006. —
С.210 – 212
- Камалова,
H. В. Проектирование воспитательной среды
как субъекта интеграции образовательного
процесса и личности школьника [Текст]
/ H. В. Камалова // Практическая психология
от фундаментальных исследований до инноваций.
Материалы международной научно - практической
конференции. – Тамбов: Издательство ТГУ
им. Г. Р. Державина, 2007. – С. 546-551
- Щуркова,
Н.Е. Педагогический анализ воспитательного
процесса [Текст] // Классный руководитель,
2006. - № 1. – С. 17-18