Становление личности в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

В основе всех культурологических процессов и построений лежит восприятие личности на стадиях её формирования от раннего детства до совершеннолетия и зрелости.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 166.38 Кб (Скачать)

       Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

     - постановка  и разъяснение целей  и задач предстоящей деятельности;

     - взаимодействие педагогов и учеников;

     - использование намеченных методов,  средств и форм педагогического

     процесса;

     - создание благоприятных условий;

     - осуществление разнообразных мер  стимулирования деятельности

     школьников;

     - обеспечение связи  педагогического  процесса с другими процессами.

     Эффективность процесса зависит от того, насколько  целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

     Важную  роль на этапе осуществления педагогического  процесса  играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти  рациональное  соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

     Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном  процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

     Особенно  важно понять причины неполного  соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что  больше всего ошибок  появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование  процесса.

     Движущей  силой развития и совершенствования  целостного педагогического процесса являются противоречия.

     Все противоречия   делят на объективные и субъективные.[19]

     Объективные:

     - противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями  жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков,  которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

     - внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

     - противоречия между активно - деятельностной природой ребенка и социально – педагогическими условиями жизни.

     Субъективные противоречия:

     - между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

     - между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

     Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности  педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:

     - детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

     - обучение, как стержневой элемент целостности;

     - общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа

     воспитания;

     - внеучебная (внеклассная, внешкольная)  творческая деятельность.

     В основе принципов воспитательной деятельности лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов: [17]

  1. принцип развивающего и воспитывающего  характера обучения направлен на  всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося;

     2. принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества;

     3. принцип систематичности и последовательности  в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося;

     4. принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя;

     5. принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

     6.    принцип доступности обучения;

     7.    принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

     8. принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

     9. принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний;

     10. принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

     11. уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

     12.    принцип согласованности требований школы, семьи и общества;

     13. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

     На  разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности.

     Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

     Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.

     Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

     Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.

     Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации  учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования  самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

     Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной  деятельности в школе и за ее пределами.

       Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:

     - изучаемый материал планируется,  делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;

     -  в каждой теме надо установить  содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

     -  при изучении курса устанавливаются  внешние и внутренние связи  между теориями, законами, фактами.

     Требование  систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

     Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

     Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

     Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Информация о работе Становление личности в культуре