Становление личности в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

В основе всех культурологических процессов и построений лежит восприятие личности на стадиях её формирования от раннего детства до совершеннолетия и зрелости.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 166.38 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Период  социально-экономических реформ в России после 1991 года затронул систему образования, сложившуюся на базе гимназической советской школы, которая вобрала в себя лучшие традиции классической идеологии образования европейской и русской школ. Преобразования в обучении вытекали из необходимости отказа от преемственности классического отечественного образования, предпосылками к чему послужили перегруженность естественными предметами и политика ориентации обучения в школе на общечеловеческие ценности и формирование личности.

     Методология образования переориентировалась  на выработку навыков и умений ― их более 70. В основу методологии  была положена гуманизация ― «установление  гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами обучения с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности» [1].

     Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 г. состоит в усвоении определённой суммы знаний (не системы, а суммы) на фоне овладения общими умениями, навыками и способами деятельности, являющимися необходимым условием развития и социализации школьников.

     При таком подходе проблема формирования мыслительного аппарата учащихся практически  отсутствует. В учебниках педагогики мы не найдем материалов по этому вопросу, и в педагогической терминологии эта область знания отсутствует.

     Однако  при этом упускается из виду факт естественного, заданного природой процесса обучаемости: обретение человеком знаний и  развитие заложенных в нём мыслительных способностей происходит поэтапно до 14 лет [2].

     Традиционная  европейская и русская педагогика была ориентирована в первую очередь  на педагогику мышления, формирующую  интеллектуальные способности человека к 14-летнему возрасту, после которого мыслительные способности консервируются на достигнутом к этому моменту  уровне.

     Российское  классическое гимназическое образование  было построено с учётом педагогики своевременного (в соответствии с  возрастом) формирования интеллектуальных способностей у детей к окончанию  обучения в школе.

     Становление личности на всём жизненном пути человека подчиняется определённой, но плохо  изученной последовательности этапов обучения и формирования интеллекта. Этот процесс начинается с рождения и занимает особое место в дошкольном воспитании и школе. В XIX веке были известны и сформулированы представления  об уровне интеллектуального возрастного  развития учеников от 3 до 13 лет (А.Бине, Т.Симон). [5] Психология и педагогика мышления после глубокой проработки попали в учебные руководства (например, Д. Дьюи). [5] Российское гимназическое образование вобрало в себя все лучшие достижения педагогики мышления и формирования интеллектуального уровня учащихся. Ярким примером тому является образовательная система гимназии К.Мая [5] (известной как Школа на Васильевском острове).

     Карл  Иванович Май (1820―1895), прогрессивный  педагог-практик, в 1856 г. основал частную школу. Ему удалось собрать замечательный коллектив учителей-единомышленников, задачей которого было развитие всех способностей ученика, у каждого своих, особенных. Воспитание и подчиненное воспитанию образование должны были подготовить нравственную личность. Естественным наукам в учебных программах отводилось значительно больше времени, чем в казённых гимназиях, ибо К.И.Май считал необходимым развивать прикладную направленность в обучении, расширяя тем самым кругозор учеников и лучше подготавливая их к будущей практической деятельности. Именно эта особенность в первую очередь отличала новую школу от казённых гимназий. «У Мая» учились целыми поколениями: Добужинские, Рерихи, Римские-Корсаковы, Бенуа, Семеновы-Тян-Шанские. По воспоминаниям выпускников школы, их alma mater обладала гармоничным балансом дисциплины и духа свободного творчества, притягивала царившей здесь атмосферой. К.Май стремился к единству настроения в школе при полной свободе индивидуальности. Девизом школы был принцип: «Детей любить, детей учить, детей учить учиться, формировать в детях целеустремленность». О целеустремленности её выпускников можно судить по состоящему из 118 фамилий списку выдающихся учёных, военачальников и деятелей искусства, в разные годы окончивших школу К.Мая. [5]

     Анализ  системы классического гимназического образования в России с учётом занимаемого им места в культурологическом процессе развития общества позволяет  увидеть становление личности во взаимообусловленной системе его  этапов от момента рождения человека и до его вхождения в жизнь. 
Выявление сути понятий «культура», «ядро культуры», «воспитание», «образование», «усвоение культуры» позволило выстроить с их помощью связанный во времени процесс функционального становления личности по мере прохождения возрастных этапов. В понятие «ядро культуры» в российском образовании XIX ― начала XX века была заложена триада «Вера. Власть. Отечество». Концепция идеологической цепи развития человека от дошкольного воспитания к школьному образованию, усвоению культуры своей нации, представлена на рис. 1.

     Личность, осознавая себя как часть национальной культуры, формируется в активной жизненной позиции, что обеспечивает устойчивое развитие человека, общества, страны в целом в передаче культуры идущим следом.

     Предложенная  модель [6] способна развиваться и меняться в зависимости от множества факторов и, в первую очередь, от эволюции человека и его самосознания себя в конкретной культуре в данный момент. Фундаментальным моментом является факт внутреннего осознания личностью происходящего в индивидуальном и коллективном ― в социуме.

     

 
     Рис. 1. Становление личности в развивающейся культуре

     В основе всех культурологических процессов  и построений лежит восприятие личности на стадиях её формирования от раннего детства до совершеннолетия и зрелости.

     На  каждом из этапов формируется видение  мира и себя в этом мире, своего места  в нём, и отношение к этому  миру, соответственно.

     В действительности процесс становления, представленный на рис. 1, является индивидуальным для каждого человека, его исходная точка ― дата рождения. Учитывая факт перманентного увеличения численности гражданского населения, процесс становления социума представляется динамически изменяющимся.

     Чтобы в этом разобраться, необходимо принять  несколько предварительных положений, касающихся общего видения цивилизованного  развития.

     Во-первых, человечество в целом эволюционирует. Революционных скачков в развитии человека как феномена в истории не зафиксировано. Правители приходили и уходили, а народы оставались. Многотысячелетняя история таких государств, как Китай и Индия, свидетельствует о том, что при всём многообразии форм правления смена династий не допускала деградации наций, несмотря на глубокие социальные потрясения.

     Так же было и с русским этносом. Непрерывные  войны с Востоком и Западом  не привели к уничтожению русского народа. Его развитие подчинялось  внутренней закономерности (а не смене  власти или религии), но эта закономерность пока не раскрыта. Одно можно отметить: в критических ситуациях россияне всегда мобилизовывали все свои силы, все способности и мужественно  преодолевали препятствия. Так было в прошлом, так было в предвоенную  эпоху 1930-х годов, подготовившую  страну к противостоянию военной  машине Запада. Сегодня масштаб этого  подвига ещё не оценён по достоинству, о чём можно судить по бесчисленным попыткам понять частности и осознать целое.

     Сегодня устремлять народ только по пути «правильного»  служения Богу (православие) недальновидно. Такой путь не может охватить всего  многообразия современной и грядущей жизни. Никто не может оспаривать права на существование религии  как особого явления русской  культуры. Наряду с традиционной исторической верой должно утвердиться новое  явление, характерное для 3-го тысячелетия. Ещё в классической российской гимназии, и это хорошо прослеживается на истории  гимназии К.И.Мая, у учеников воспитывалось  чувство целеустремлённости в обучении, познании и, по большому счёту, в жизни. Обретение целеустремлённости формирует личность с активной жизненной позицией, которая найдет приложение своим силам в серьёзной значимой области. Целеустремлённому ученику не страшны пороки современного свободного общества: наркомания, алкоголизм, жажда легкой наживы, бандитизм. Вырастив целеустремлённых людей, общество автоматически излечивается от многих современных недугов. Эта задача ложится на дошкольное воспитание и школу. Оканчивая школу, молодой человек начала XX века знал, где и что он будет творить во имя личной и общественной пользы. Целеустремлённость активно формируется на духовной основе русского космизма (К.Э.Циолковский) и великого Учения космической этики, данного на русском языке для России через Н.К. и Е.И. Рерихов. Несмотря на все препятствия (в первую очередь ― противостояние церкви), космическая целеустремлённость нового молодого поколения должна стать основой следующего этапа развития нации. [5]

     Важнейшими  этапами, составляющими ядро культуры, являются элементы усвоения, преемственности  и передачи культуры. Они представлены на рис. 2. [21]

     Усвоение  культуры ― первый ответственный  этап дошкольного и школьного  образования, пробуждение гордости за свою нацию и её возможности  и воспитание творческой целеустремлённости. В школе этот этап должен перейти  в новую фазу ― преемственности: осознание себя частью культуры и  формирование внутренней убеждённости и активной позиции при передаче культуры идущим следом.

     Осознание «своей» культуры при достижении совершеннолетия и системном  формировании интеллекта, безусловно, вырабатывает критический взгляд на неё. Анализ и выявление противоречий формируют критическое отношение к культуре вплоть до неприятия. На этапе осознания собственной культуры и окружающей культуры возникает формирование новых качеств, которые влияют на развитие культуры.

     

 
     Рис. 2. Этапы формирования личности и её влияние на эволюцию культуры

     Процесс, который начинается после 24-х лет (рис. 2), формирует структуру представлений, позволяющую вести ситуационный анализ явлений, происходящих в культуре в целом. Разработка функциональной структуры динамически развивающейся  культуры представляется нам следующим  этапом исследования.

     Особенность дошкольного (и школьного) периода  формирования личности состоит не столько  в неупорядоченности образовательного процесса, сколько в том, какие  дети сегодня рождаются. Их назвали  «дети индиго» (дети с синей аурой). Они изначально чрезвычайно развиты, обучаются и усваивают культуру намного легче и раньше по сравнению  с предыдущими поколениями. Их понятливость на каком-то интуитивном, доязыковом уровне удивляет. Они категоричны и решительны, самостоятельны, имеют свое мнение и, в общем, не вписываются в облик стандартного ребёнка. По-видимому, современная эпоха имеет дело с приходом на Землю высокоразвитых сущностей, которые должны быть приняты с пониманием их возможностей и появление которых требует соответствующей коррекции воспитательного и образовательного процессов.

     Но для того чтобы что-то корректировать, необходимо понять этих детей и определить наилучший способ встраивания в реальную культуру их космической сущности. Создать портрет «детей индиго» можно, обобщив наблюдения родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ. В результате мы получим представление об обучаемости детей, их развитости и восприимчивости нашей культуры. Не проведя этой работы или проведя её с запозданием, можно потерять не одно поколение.

     Актуальность  этой работы определяет проблема потенциала личности. Личность, максимально реализовавшая свои внутренние возможности (потенциал) — является идеалом, к воплощению которого стремится образование.

     Современные психолого-педагогические технологии позволяют раскрыть потенциал человека, могут способствовать его развитию, что должно приводить к многократно  увеличивающемуся числу самореализованных  личностей.  Однако этого не происходит.

     Настораживает растущее число выпускников школ, меняющих вузы, в поисках интересующей их специальности, путающихся в изменяющемся мире профессий и неспособных  определить критерий выбора необходимой. А ведь раскрытие и апробация скрытых возможностей (потенциала) личности, определение возможной сферы их реализации должны происходить в период становления личности — в школе.

     Последние педагогические исследования характеризуются  значительным ростом внимания к проблеме развития возможностей человека, того потенциала, что составляет основу личности. Одним из ведущих принципов  государственной политики в области  образования является приоритет  свободного развития личности обеспечение  самоопределения, создание условий  для самореализации, максимальное развитие потенциала личности.

     Цель  исследования обосновать методическую модель воспитательной среды, развивающей  потенциал личности школьника.

     Объектом исследования является воспитательная среда образовательного процесса школы.

     Предмет исследования - развитие потенциала личности старшего школьника в воспитательной среде школы.

     С учетом выделенных выше позиций исследование призвано решить следующие конкретные задачи:

  1. проанализировать литературы по проблеме;
  2. определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика;
  3. уточнить педагогическое содержание потенциала личности;
  4. выявить особенности проектирования и реализации индивидуального развивающего маршрута.

      

       

 

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

Информация о работе Становление личности в культуре