Становление личности в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

В основе всех культурологических процессов и построений лежит восприятие личности на стадиях её формирования от раннего детства до совершеннолетия и зрелости.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 166.38 Кб (Скачать)

     Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

     Запоминание и воспроизведение материала  зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к  изучаемому материалу.

     Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и других.

     Как видно, принципы современной дидактики  образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса воспитания и обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

     Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа  воспитывающего и развивающего обучения.

     При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в  общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров. 

 

  1. ПРОБЛЕМА  УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
 
     
    1. Воспитание  и формирование социальных установок  личности

     Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что  социальная установка имеет три  компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическое воздействие  на социальную установку ребенка  включает четыре стадии: привлечение  внимания ребенка к тому или иному  вопросу, возбуждение его интереса; предъявление новой информации; убеждение. Кратко охарактеризуем каждую из них.

     Психологами было установлено, что если чем-то незначительно  отвлекать внимание человека, то эффект убеждения (изменения социальных установок) будет более сильным, чем без  этой процедуры. В ситуации рассеянности внимания человека легче убедить принять ту или иную точку зрения, так как мы не даем возможность человеку глубоко вникнуть в приводимые аргументы. Однако, надо помнить, что убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональной окрашенности того, на что это внимание отвлекается. "Приятные" вещи сказываются положительно, а "не очень приятные" факты снижают данный эффект.

     Так как социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, то любой из них можно использовать для направленного педагогического  воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму ребенка. В этом случае воспитатель  пытается его убедить с помощью  логических доказательств.  
При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылка на авторитет ("так считает папа"), обращение к образцу ("так поступают хорошие дети"). Используется, когда логические аргументы либо слабы, либо отсутствуют. Базируется на эффекте внушения. Иногда используют для воздействия на социальные установки в воспитательных целях прием возбуждения страха у детей, но этот прием не очень эффективен.

     Даже  если убеждение основывается на хорошо продуманной и подобранной совокупности фактов, способ их предоставления ребенку  может существенно повлиять на результат  убеждения, один и тот же факт может  быть представлен и воспринят  ребенком по-разному.

     Эффективность педагогического воздействия определяется тем, как относится воспитываемый ребенок к воспитателю. Психологами было установлено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот (эффект контраста). [20] Людям свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения во мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения (эффект ассимиляции). Если симпатизируем человеку, то расхождения преуменьшаем, если не симпатизируем - соответственно преувеличиваем.

     Вопрос  об управлении учебно-воспитательным процессом встал сравнительно не давно - с момента распространения  кибернетической теории управления на социальные явления и процессы. Управление предполагает не только деятельность воспитателя, оно включает все, что  может так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:

     - проектирование развития личности, планирование необходимых воспитательных воздействий;

     - организацию воспитательных воздействий;

     - регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий на основе текущего сбора информации;

     - итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов проекту развития.

     Психологический аспект в этой схеме представлен  в виде конечного результата - сформировавшегося  свойства и личности в целом. Психологический  механизм управления воспитанием в  настоящее время нельзя охарактеризовать в завершенном виде, представление  о нем только складывается. Большинство  отечественных психологов при рассмотрении данного вопроса исходят из теоретического положения о том, что внешнее  действие превращается во внутреннее. Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведением воспитанника в ходе воспитательного  процесса превращается во внутренний механизм саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

     Различают внешнее (осуществляемое через внешние  факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного  управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.

     На  первом этапе формирования личностного свойства  внешнее управление осуществляется: [16]

     - воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают "педагогический образец";

     - через организацию продолжительного действия образца;

     - за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником).

     На  этом этапе внутреннее управление –  это готовность воспринимать и присваивать  образец. Элементом самоуправлением  здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.

     На  втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:

     - воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;

     - актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинам заглушенный;

     - осуществляется коррекция мотивации.

     Самоуправление  мотивационной сферой проявляется  в саморегуляции выбора мотивов  из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции.

     На  третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя:

     - выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;

     - прекращение развертывания мотива в действие, поведение.

     Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации и формы  поведения, соотносит их друг с другом.

     На  четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку. Внешнее управление создает:

     - условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения (это делает воспитатель, коллектив);

     - условия для неоднократного выполнения данного действия;

     - положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;

     - корректировка действия.

     Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать и закончить  действие, которое уже многократно  выполнялось. На этом этапе самоуправление становится внешним по отношению  к звеньям-этапам. (1-5 этапы формирования свойства личности).

     На  пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются.

     Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего и внутреннего  управления. Самый благоприятный  вариант, если внешнее управление и  самоуправление смыкаются в одном  и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника.

     Например, воспитывается волевое свойство - настойчивость. При этом используется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмен и  т.д.), применяются разнообразные  виды управления на всех этапах. Все  это может сочетаться с мотивом  школьника формировать у себя настойчивость, проявлять ее там, где  она требуется, может сочетаться с использованием всех видов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки и свойства.

     Второй  вариант соотношения внешнего и  внутреннего - антагонистическое противостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.

     Высшая  форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание - это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Самовоспитанием школьников надо руководить, при этом воспитатель должен решать 4 задачи:

     - возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себя положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения;

     - помочь школьнику критически отнестись к своей личности;

     - помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель должен указать разумные пути самовоспитания.

     Самовоспитание  как фактор воспитания проявляется, как правило, начиная с подросткового  возраста.

     2.2 Показатели и критерии воспитанности школьников

     Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности: [9]

     - уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

     - уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

     А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно  важным для оценки эффективности  труда учителя являются те психические  изменения в развитии учащихся, которые  происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность  и воспитуемость. Воспитанность ученика включает: [9]

     - запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

     - нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

Информация о работе Становление личности в культуре