Современная молодёжная культура: ее проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры.

Содержание

Введение 3
1. Эстетика молодежной субкультуры 4
2. Специфика молодежной субкультуры 6
3. Направления в молодёжной культуре и субкультуре 8
3.1. Западные модели молодежных субкультур 8
3.2. Панк-рок. История возникновения 14
3.3. "Эмо" 25
3.4. Хип-хоп культура 28
3.5. Готы как молодежная субкультура 30
3.6. Закат гламура 38
Заключение 43
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

Современная молодёжная культура ее проблемы и перспективы развития.docx

— 115.72 Кб (Скачать)

В целом можно сказать, что по большей части готы носят  черные одежды, красят ногти, волосы и  губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен. Далее приводится описание основных элементов, из которых он создается.

Корсеты — бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с использованием современных материалов — латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). В эстетике киберготов иногда используются корсеты из флюоресцирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или приобретаются в специальных готических магазинах. Платья, юбки — самые разнообразные, часто созданные по мотивам «исторического» костюма — с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный, бордовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов: латекса, винила, могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие, иногда низ юбки и верх платья могут быть оторочены искусственным мехом или перьями, преимущественно черного цвета, часто в декоративных целях украшаются цепочками, пряжками, кольцами. Иногда юбки носят и лица мужского пола. Рукава и вырез кофт и топов часто украшаются кружевами. Кроме стилизованных под старину изготавливаются кофты с современным дизайном — с разрезами на рукавах, разнообразными шнуровками (рукава, спина, лиф), с использованием колец, цепочек. Топы встречаются как бархатные, так и латексные, виниловые. Доминирующие цвета — черный, фиолетовый, также украшаются кольцами, цепочками, шнуровками, пряжками. Распространенный вид готической одежды — кофты-сетки, носимый обоими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета. Иногда используются «меховые» кофты, искусственный мех, длинный ворс, преимущественно черный цвет. Хотя бывают и других, часто экстравагантных цветов: белый, розовый, салатный.

Из-за отсутствия единого  движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в Санкт-Петербурге еще не сложилась.

Используемая в качестве прототипа западная субкультура  готов, при всем своем многообразии, в России проявилась в очень обедненном варианте.

С другой стороны, формирование групп готов происходило не на пустом месте, а в составе, как минимум, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой.

Кроме того, субкультура  готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаданса.

В этих условиях процессы, идущие в среде готов, напоминают плавильный котел, в котором с трудом формируется новая субкультура из огромного количества малосвязанных компонентов, нередко с взаимоисключающими нормами поведения. Этим объясняется длительность формирования субкультуры готов.

Прослеживается сильное, но опосредованное влияние субкультуры  хиппи, в первую очередь, это касается эстетических и морально-этических  аспектов. В то же время субкультура  хиппи присутствует у данного  ответвления готов в урезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им.

Социальный институт «системной родни» прослеживается от хиппи через  движение ролевых игр, в урезанном  виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями («братья», «сестры»). В еще более слабом виде этот социальный институт сохранился у панков.

В связи с наличием сильной  стратификации в сообществе готов (иерархического расслоения, где иерархия строится от готов — представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления — готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т. д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное муссирование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот («true goth»).

Этим же объясняется стремление готов к детальной проработке субкультурных норм и ценностей, вследствие чего у многих готов индивидуальное видение субкультуры имеет целостный характер.

У готов присутствует болезненный  и навязчивый страх оказаться  унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики.

Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой  и оккультной атрибутике.

Готы используют большое  количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов и пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются.

Одежда в стиле «унисекс»  и декларируемая андрогинность  готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота.

Заметной частью субкультуры  является «фетиш — эстетика», взявшая  внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров — бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.

Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что  связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур.

Девочки — готы часто  одеваются под ведьм. Мальчики —  готы чаще — под вампиров.

Различные крылья движения готов в Санкт-Петербурге еще  не до конца сформировались. Обычно о сформировавшейся внутренней структуре свидетельствуют наличие зримо выделяющихся структурных единиц, отличающихся по каким-либо (и/или) субкультурным особенностям, наличию самоназвания, специфическим местам тусовки, наличию нормоформирующего слоя. При не полностью сформировавшейся внутренней структуре, при отсутствии четких различий, крылья движения могут находиться как бы в разных плоскостях.

В настоящее время выделяются следующие крылья движения:

• Готы-адвенты — самая  первая волна готов.

• Готы-вампиры.

• Интернет-готы (сетевые  готы)

• Готы из маргинальных слоев  социума (панко-готы и т. п.).

Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:

1. Ношение «египетского  креста» — анкха.

2. Ношение кулонов и  подвесов с летучей мышью, в  том числе со стилизованной летучей мышью.

3. Длинные волосы на  голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать  с выбритыми висками и/или более  крупными бритыми участками на  голове.

4. Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак).

5. Черный лак на ногтях  у мальчиков. При плохом качестве  лака он может смотреться как  коричневый. Так же выглядит старый, частично сошедший четный лак.

6. Выбеливание лица белым  гримом (встречается также у «кишей»).

7. Крашенные в черный (редко  в красный) цвет губы и обведенные  черным карандашом глаза у  мальчиков при отсутствии феминных  признаков в поведении (крашенные  губы редко встречаются в gay-среде  у крайне феминных мальчиков, обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).

8. Классический наряд  «западной ведьмы» с черной  остроконечной шляпой (встречается  также как карнавальный костюм  на Хэллоуин).

9. Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным  плащом (чаще кожаным, с красной  подкладкой). Длинные черные кожаные  плащи, но без красной подкладки встречаются также в среде gay — садомазохистов (GSM), а также в качестве моды «под чекистов» начали распространяться среди работников спецслужб.

10. Использование в одежде  поголовно черного цвета (встречается  также у сатанистов, металлистов  и gay — садомазохистов).

11. Обильный черный грим  на лице. Черные/темно-синие тени  под/под глазами у мальчиков  и девочек. Дополнительные рисунки  на лице. Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного макияжа, который держится около 2 мес.

12. У мальчиков в 2005 году появилась мода на длинные  кожаные юбки с вырезами, при  полном отсутствии каких-либо  иных феминных компонентов одежды и имиджа (например, в сочетании с армейскими высокими ботинками на шнуровке и торчащими волосатыми ногами). Эпатаж может быть усилен за счет большого накладного кармана — «косметички» в районе промежности.

13. Прослушивание классической  симфонической музыки (по совокупности с другими признаками).

Москве к настоящему времени  оформилось самостоятельное крыло  готов, где вандализм выступает в качестве субкультурной нормы.

3.6. Закат гламура

 

Цивилизации Гламура приходит конец. Возникнув в России в начале 90-х на основе новорусского этноса, она завершает свое историческое существование прямо на наших глазах. Умирая, она обнажает свои тайны, несущие конструкции, свое историческое происхождение и социальную функцию. Зрелище разложения всегда притягательно для аналитического исследования. Живое социальное целое препарировать практически невозможно. Прогноз этот наверняка покажется сомнительным — в России гламур ведь еще только набирает силу — в том числе и политическую. Кроме того, сам гламурный миф обоснован в вечном и неизменном. «Вечная молодость», «вековые традиции», «неизменное качество», — базовые легенды современных брэндов поражают вирусом вечности и мнимого консерватизма. Идет ли речь о рекламе высшего образования, привлекательного для среднего класса, креме от морщин или новейших автомоделях, — все они свидетельствуют об одном. Гламурный человек собрался жить вечно.

Мода — женская ипостась модерна — также купила себе место  в вечности. Впрочем, тем самым она заказала себе и место на кладбище. Как говорил В. Беньямин, «мода хранит в живом права трупа». И это было сказано еще о белых воротничках и манжетах клерков, о черных фраках и цилиндрах европейских денди, благодаря которым европейские города стали похожи на нескончаемые траурные шествия, — словом о том, что сегодня никак не назовешь модным (то есть изменяющимся), что уже является классическим достоянием модерна. Гламур черпает свое мертвящее вдохновение из мира классики, противопоставляя ему неклассичность, экстрагвагнтность, природность/естественность. К этой антитезе отсылают большинство рекламных брендов. Природное тело человека — не в чести, оно выступает источником дурных запахов, выделений, нелепых случайностей, которые можно преодолеть, возвращая живому человеку неотъемлемое право — быть правильно упакованным, заживо обрести гармонию предсмертной маски. Право трупа.

Мода укоренена в наиболее древней из всех культурных практик  — в похоронном ритуале. Так же и архитектура — гораздо быстрее  одежды «транслирующая» модные тенденции  — восходит к первичной форме  строения — не жилищу живых, но жилищу упокоившихся — кургану, саркофагу, пирамидам. Гигиена (омывание, устранение видимых недостатков), косметика (упорядочивание), мода (видоизменение, модификация образа тела), обувание в неношеную обувь (для жизни вечной, где нет дорожной пыли) — все перечисленные практики восходят к похоронному ритуалу и имеют в основе метафизические мотивации. Гламурный человек —  тот, кто «готов». Точнее —  тот, кто всегда наготове, поэтому на нем все лучшее.

Лучшее — ключевая легенда, так как гламурной вещь делает не внешний вид, и не гарантия качества, но «мифологическая» — не основанная ни на каких реальных критериях — убежденность, что это — лучшее. «Лучшее», соответственно, выражается в «превращенной форме» — стоимости предмета, никак не сопоставимой с его реальной ценностью (неважно, высокой или низкой). Узаконивает и воспроизводит эту символическую систему всякий покупатель — как тот, кто приобретает предмет и легитимирует гламурную ценность, так и тот, кто обходит его стороной, подтверждая социальную границу — «это не для нас». Потребитель всегда выступает в качестве активного социального работника, замечал Ж. Бодрияр. Праздность и наглядное потребление — это неустанный символический труд, узаконивающий социальные структуры. При этом, в предпочтении «лучшего» проявляются сразу две черты гламурного сознания: инфантилизм (ребенок, как известно, всегда предпочитает лучшее, «сладенькое»: «Привычка к лучшему — с пеленок») и стремление увековечиться, заколдовать смерть. Гламур — побежденная смерть, перманентное сознание того, что «лучше, чем я выгляжу сейчас, я уже выглядеть не могу». Это предел.

Информация о работе Современная молодёжная культура: ее проблемы и перспективы развития