Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа
Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры.
Введение 3
1. Эстетика молодежной субкультуры 4
2. Специфика молодежной субкультуры 6
3. Направления в молодёжной культуре и субкультуре 8
3.1. Западные модели молодежных субкультур 8
3.2. Панк-рок. История возникновения 14
3.3. "Эмо" 25
3.4. Хип-хоп культура 28
3.5. Готы как молодежная субкультура 30
3.6. Закат гламура 38
Заключение 43
Список литературы 47
Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы — выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.
Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин — атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.
Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом — символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.
К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.
К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи — европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:
Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.
Принцип движения для этой
субгруппы имел два воплощения: внешнее
и внутреннее. Внешнее — это
преодоление географических пространств,
границ, рамок. Это проблема топоса,
вопрос путешествий по миру в поисках
идеального места пребывания. Внутреннее
движение — это трансформация
сознания, его расширение, переживание
новых ощущений за счет принятия наркотических
веществ, стремление к самопознанию,
к новым религиозным и
Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.
Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.
Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.
Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.
К концу 1970-х годов на авансцену
британского общества выступила
очередная молодежная субгруппа: панки.
Исследователи связывали
Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни любви» (Hebdige D. Subculture The meaning of style. L.: Methuen, 1979. C. 78). Панки — драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда — старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки… Прически — умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.
Английский социолог Джеффри Г. Пирсон провел анализ британской прессы за последние сто лет и пришел к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодежи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающие отношение к традициям и т. д.
Такие выводы не являются откровениями, так как еще в более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес возник к ней в ХХ в. в силу острых форм ее проявления.
Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления были смещены во времени. Наши штатники, хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10—20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит. В качестве примера могут быть приведены такие группы, как штатники и люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет.
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Молодежная культура представляет
собой субкультуру с достаточно
четко очерченными границами. Ее
характеризуют такие
В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.
Отношение молодежи к чтению,
кино, театру и музыке показывает, что
преобладающее большинство
Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить — впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка. Респектабельные и совершенно безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух свободы помыслов и действий.
Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в историю рок-музыки под вышеупомянутым названием «гаражного рока». Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах — больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу. Сегодня судить о «гаражном роке» можно только по немногим уцелевшим записям тех лет.
Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромиссность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy and the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными предтечами панк-рока 70-х годов.
MC5 (Motor City Five — «Пятерка из города моторов», то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более поздней панк-группы, за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно...
Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа «непротивления злу насилием», они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных иллюзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал, что называется, набат.
Stooges олицетворяли собой
третью составную часть панк-
К счастью или к сожалению, но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей тогда не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общепризнанным: хуже не бывает. Однако среди американской элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди них были вполне известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который на первых порах взял «под свое крылышко» Velvet Underground. Может быть, богемные «мальчики» просто пресытились роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема оказалась в состоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, человеческих и общественных взаимоотношений, кризиса власти. Волна наркомании, захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не привели к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по прежнему не желала расстаться с идеей о «мировой революции», жестокий экономический кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт — вот вехи разочарования молодежи в собственном обществе и в тех, кто им управляет.
Информация о работе Современная молодёжная культура: ее проблемы и перспективы развития