Социальная ответственность в сфере деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать специфику социальной ответственности в сфере деловых отношений.
Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия ответственность;
Рассмотреть основные функции ответственности;
Выявить место ответственности в социальных отношениях;
Охарактеризовать понятие свобода и его взаимосвязь с категорией ответственности;
Сравнить индивидуальную и коллективную ответственность;
Обосновать сущность и содержание социальной ответственности бизнеса;
Разработать категорию благотворительности как формы социальной ответственности;
Дать оценку понятию конкуренции в бизнесе.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Категория ответственности 6
Понятие ответственности 6
Виды социальной ответственности 9
Место ответственности в социальных отношениях 11
Выводы к первому разделу 16
Раздел 2. Свобода и ответственность 17
2.1. Понятие свобода 17
2.2. Взаимосвязь свободы и ответственности 18
2.3. Индивидуальная и коллективная ответственность 21
Выводы ко второму разделу 23
Раздел 3. Социальная ответственность бизнеса 25
3.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса 25
3.2. Благотворительность как форма социальной ответственности 28
3.3. Конкуренция в бизнесе 36
Выводы к третьему разделу 38
Заключение 40
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Социальная ответственность.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

    Для ИСбУ характерна ответственность за состояние определенных факторов производственного  процесса: каждый специалист призван  обеспечить заданное состояние этих факторов и организовать необходимое  воздействие на данные факторы в целях их перевода в новое, более желательное состояние.

    Для КСбУ характерна ответственность за показатели результатов, затрат и эффективности, а также за агрегированные показатели факторов, обеспечивающих достижение показателей эффективности.

    Показатели  качества выполнения функций управления могут быть определены как для  ИСбУ, так и для КСбУ. 

    Выводы  ко второму разделу

    Таким образом, входе разработки второго  раздела мы выяснили специфику соотношения свободы и ответственности – взаимодополняющих и взаимоисключающих феноменов. Поскольку свобода – это возможность осуществлять любую деятельность любым способом, а ответственность – это возможность достойно ответить за эту деятельность, тем самым ограничивая собственные рамки свободы и автоматически трансформируя свободу в зависимость, подчас зависимость от самого себя и своих решений.

    Теория  коллективной и индивидуальной ответственности  в чем-то повторяет проблематику свободы и ответственности: просто в некоторых случаях ответственность за определенную деятельность несет группа людей, а в других – отдельный человек, взявший на себя ответственность (в современном мире, таким человеком чаще всего выступает руководитель).

 

     Раздел 3. Социальная ответственность  бизнеса

    3.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса

    Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" каждому по-своему.

    Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д [1, 242].

    Обобщая можно сказать, что социальная ответственность  бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

    Данное  определение социальной ответственности  бизнеса скорее идеальное, и не может  быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

    Социальная  ответственность бизнеса носит многоуровневый характер [1, 196-197]:

    1. Базовый уровень социальной ответственности  бизнеса предполагает выполнение  следующих обязательств: своевременная  оплата налогов, выплата заработной  платы, по возможности — предоставление  новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

    2. Второй уровень социальной ответственности  бизнеса предполагает обеспечение  работников адекватными условиями  не только работы, но и жизни:  повышение уровня квалификации  работников, профилактическое лечение,  строительство жилья, развитие социальной сферы.

    Такой тип социальной ответственности  бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

    3. Третий, высший уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает  благотворительную деятельность.

    К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

    1. Безопасность труда

    2. Стабильность заработной платы

    3. Поддержание социально значимой  заработной платы

    4. Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников

    5. Развитие человеческих ресурсов  через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

    6. Оказание помощи работникам в  критических ситуациях

    К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

    1. Спонсорство и корпоративная  благотворительность

    2. Содействие охране окружающей среды

    3. Взаимодействие с местным сообществом  и местной властью

    4. Готовность участвовать в кризисных  ситуациях

    5. Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных  товаров)

    Типы  социальных программ:

    • собственные программы компаний;
    • программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
    • программы партнерства с некоммерческими организациями;
    • программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
    • программы информационного сотрудничества со СМИ.

    Мотивы  социальной ответственности бизнеса:

    1. Развитие собственного персонала  позволяет не только избежать  текучести кадров, но и привлекать  лучших специалистов на рынке.

    2. Рост производительности труда  в компании.

    3. Улучшение имиджа компании, рост  репутации.

    4. Реклама товара или услуги.

    5. Освещение деятельности компании  в СМИ.

    6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной  перспективе.

    7. Возможность привлечения инвестиционного  капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

    8. Сохранение социальной стабильности  в обществе в целом.

    9. Налоговые льготы.

    Инструменты реализации социальных программ:

    1. Благотворительные пожертвования  и спонсорская помощь

    2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

    3. Корпоративное спонсорство

    4. Корпоративный фонд

    5. Денежные гранты

    6. Социальные инвестиции

    7. Социальный маркетинг

    Социально ответственный бизнес заказывает товары и услуги внутри страны, развивая внутренний рынок, давая заработать специалистам, предпринимателям.

    Социально ответственный бизнес увеличивает  долю готовой продукции, производимую внутри страны, сокращая потребление  сырья и энергии.

    Социально ответственный бизнес не покрывает мелких и средних предпринимателей, не дает это делать другим.

    Социально ответственный бизнес не лоббирует  в судах свои интересы, а, наоборот, добивается, чтобы правосудие в стране было честным с точки зрения морали и европейским по профессиональному  уровню.

    Социально ответственный бизнес лоббирует интересы бизнеса в целом, а не приватизацию интересующего его завода. Через политиков, участие в выборных органах добивается, чтобы чиновники исполняли законы, а не распоряжались страной, чтобы полномочия чиновников были четко прописаны, а ответственность – реальна. 

    3.2. Благотворительность  как форма социальной  ответственности

    Понятие "благотворительности" в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий  ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената.

    Одной из существенных функций благотворительности  является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.

    В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного.

    Одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели, на мой взгляд, является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет, это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.

Информация о работе Социальная ответственность в сфере деловых отношений