Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

задача автора осветить представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии. На основании выше приведенных литературы, данных раскопок и источников необходимо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
1. Духовные основы представлений о загробной жизни.
2. Материальное отражение этих представлений.

Содержание

Введение...................................................................................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире………………...3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых. .......................................................3
§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение……….………….7
§3. "Души" человека. ...................................................................................16
II Глава. Смерть и погребение. ...........................................................................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении
тела и души. .............................................................................................19
§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ………………….....22
§3. Эволюция погребальных сооружений. ................................................24
Заключение........................................................................................................... 31
Библиография....................................................................................................... 3

Работа содержит 1 файл

Копия СТАРое Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

  Тексты  написаны с многочисленными ошибками, из чего  следует вывод о непонимании писцами  смысла  написанного.  Это  свидетельствует о появлении этих формул во  времена  когда мемфисские области Нила напоминали его южную тропическую часть,  ибо описанных животных в династическую эпоху можно было  встретить только на юге. В могилу клали кремневые орудия и каменные вазы.

  Ближе  к концу периода одновременного  осуществления этих двух видов захоронений в могилах стали  появляться  металлические предметы и большое количество каменных ваз, в отличие  от  более ранних могил.

  Это  вероятнее всего связано  с   вторжением  народа  из  Азии (возможно семитского, так как в ранних  иероглифических текстах семитская грамматика). Представители этого народа  познакомили местных с металлами, однако те использовали  и кремневое оружие вплоть до начала династического периода.

  С  умениями обрабатывать металлы  и основами письма, иммигранты  научили местных изготавливать   кирпич.  Пришельцы,  вероятно, принесли в Египет свои религиозные верования, обряды и литературу. В связи с этим возникает новая система погребения.  Погребения строят на холмах в виде грубых сооружений из  кирпича. Тела не расчленяют, их обматывают лентами из специальной  ткани и кладут на спину в саркофаги.  По  моему  мнению,  это начальная точка отсчета мумификации. Погребальный инвентарь пополнился булавой и другим новым оружием, посудой,  произведенной на гончарном круге.

  Следует  отметить, что в " Книге мертвых"  встречается  упоминание о  недопустимости разрубания, варки  и ошпаривания__16__  мертвого, что по моему мнению достаточно явно указывает на  методы обработки тел у до династических египтян.

  Следующий  этап в социальном развитии - дифференциация  людей по достатку и в раннединастическую эпоху  это  наблюдается  по погребениям.

  Простых  людей хоронили в простых деревянных ящиках и засыпали сверху камнями и песком. Тогда и появляется  обычай  писать на стенках саркофага моления к богам.

  Людей  по богаче хоронили в глубоких шахтах с одной  или  несколькими погребальными камерами.

  У  особо богатых людей над шахтой  надстраивалось сооружение в виде усеченной пирамиды  - мастабы (приложение 1, рис. 1).

  Мастаба делалась из камня или кирпича (если из  кирпича,  то сверху облицовывалась камнем). Мастабы строились и для фараонов,  но  весьма  специфической формы, например мастаба в Саккаре I-ой династии (приложение 1,рис. 2).

  Но  качественный скачок в строительстве  гробниц был сделан во времена III-ей династии при фараоне Джосере (2630-2611). Имхотеп - советник этого фараона надстроил над одной большой мастабой еще пять, уменьшающихся размеров. Высота пирамиды составила 60 метров,основание 120*160 метров.  Имхотеп  окружил ее стенами, две из которых имели длину 547 метров каждая,  а  две другие 278 метров. Внутри стен были размещены храмы.

  Первоначально  предполагалось построить пирамиды  для всех царей III династии, но закончены были только пирамиды для Джосера и Хуни (2599-2575). Причем пирамида Хуни была  переделана из ступенчатой в классическую по приказу его сына  Снофру  (IV династия.

  Но  наиболее известными являются  пирамиды в Гизе: Великая пирамида  сооруженная Хеопсом (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафры),  и пирамида Микерина (Менкаура).Все они построены во  времена  IVдинастии ( XXVIII- XXVI века до н.э.).

  Автор  приведет здесь некоторые данные  о  самой  ошеломляющей своими размерами - Великой пирамиде. Чтобы представить ее приведем габариты: высота - 147 метров, длина стороны основания -233 метра (причем одна из сторон длиннее  другой  всего на  20сантиметров, ошибка составляет 0,01%).

  Площадь  пирамиды 50 тысяч квадратных метров. Внутренние  помещения занимают 3-4% от всего  объема.  Пирамида  сложена  из блоков известняка средней массой 2,5 тонны, но самые тяжелые -15 тонн. Количество блоков - 2 миллиона 300 тысяч, и  все  они идеально пригнаны. Снаружи  она  была  покрыта  отполированной гранитной облицовкой и вместе с ней весила чуть больше 7  миллионов тонн. Ориентация по сторонам света имеет ошибку в 4  угловые минуты, с поворотом на запад. Кроме этого она имеет пропорции связанные с диаметром Земли.

  Согласно  данным современной науки пирамиду  строили 20 лет  с привлечением 100 тысяч рабочих. Известен зодчий ,  управлявший строительством - Хемиун. Но о способе доставки и приработки существует около 30 гипотез.

  В  этих трех пирамидах не обнаружено  ни одной мумии , хотя до некоторых камер грабители не добрались.

  На  востоке от них располагается  несколько храмов  и  пирамид поменьше. 

  Еще  одна интересная деталь: в 50-х  годах рядом  с  пирамидой было обнаружено 2-а судна из кедра длиной 30 и 43 метра длиной.

  Судно  длиной  43  метра  раскопали   и  тщательно  обследовали. Его водоизмещение - 40 тонн. По  словам  специалиста  оно"обладает всеми характеристиками для плавания по морю; его носи корма загнуты вверх, причем выше, чем у  кораблей  викингов, чтобы спорить с волнами в бурном море, а не с рябью на  поверхности Нила." Другой специалист признает,  что  конструкция  и тщательное выполнение этой лодки позволяют считать ее  "судном с намного лучшими мореходными качествами, чем все,  что  могло быть в распоряжении Колумба." И вообще  специалисты  пришли  к мнению, что такая конструкция могла быть "создана только кора- белами народа с долгими и прочными традициями плавания  в  открытом море".

  Еще  одна особенность этих пирамид  - Сфинкс , лежащий у  подножия пирамиды Хафры.Согласно традиции его сооружение  причисляют фараону Хафре, то есть дата постройки около XXVI века до н.э. Но геолог Роберт Шох считает, что время сооружения  лежит между 7000 и 5000 годами до н.э., данный  вывод  получен  на основе исследований водной эрозии на теле Сфинкса.

  Некоторые  исследователи (Хэнкок, Бьювэл)  относят постройку этих пирамид к 10450 году до н.э.  , так как по их мнению этот комплекс пирамид может быть сопоставлен с Поясом Ориона ,  занимавшего в 11 тысячелетии до н.э. именно  такое  положение. Эта гипотеза кардинально отличается от принятой в  официальной науке и требует дальнейшей проработки.

  Всего  обнаружено около 80 пирамид. Некоторые  из  них  проиллюстрированы  в этой работе, а  именно:  погребальный  комплекс царя Сахура (V династия)в Абусире,  погребальный комплекс фараона Ментухотепа I (XI династия) с гипотетической пирамидкой наверху. Оба  этих комплекса совмещают в себе гробницу и поминальный храм, а также некоторые другие сооружения. Пирамидки наблюдаются также  и у гробниц мастеров работавших в  Доли- не Царей Нового царства ( XVI - X века до н.э.).

  В  представлении египтян пирамида  символизировала  луч  света или ступени по которым душа фараона вознесется в божественный мир. Простота и четкость линий этих сооружений внушали уверенность в непоколебимость богов и космоса.

  В  эпоху Нового царства фараоны, стремясь избежать  разграбления своих пирамид стали сооружать гробницы в скалах. В связи с этим возникли Долина Царей и Долина Цариц. По приказу фараона были сформированы коллективы ремесленников для создания таких гробниц.

 В  Дер-эль-Медине обнаружен поселок для 60  мастеров живших на государственном обеспечении вместе  со  своими учениками и подмастерьями.

  Гробницы  после похоронного обряда  старались   маскировать  и заваливали камнями, чтобы грабители не могли добраться до  богатств и не тревожили Ка - двойника и Саху - священную мумию.

  При  Рамзесе ( XX династия) охрана Долины Царей ослабевает  и действуют сразу пять шаек грабителей , причем "наводчиками"  и соучастниками часто являлись чиновники, назначенные для управления охраной гробниц.

  К  эпохе Нового царства относится  самая известная гробница  - гробница Тутанхамона ( XVIII династия).  Она была  открыта в 1922 году Говардом Картером и является самой богатой из непотревоженных и обнаруженных. Эта гробница в момент  захоронения была не самой богатой по сравнению со своими  предшественниками, но современных исследователей она поразила великолепием.

  В  Поздний период ( XXVI- XXXI династии) фараонов хоронили  в глубоких шахтах-гробницах. Итак, в данном параграфе автор отследил изменение формы погребальных сооружений от династического периода до Позднего периода. На основе приведенных данных можно  выделить  несколько моментов в эволюции этих построек .

  В  схеме явно прослеживается  прогресс  в  технологии  строительства  погребальных сооружений до IV династии  и падение технологии после  строительства Великих пирамид,  простоявших 4 500 лет. Этот откат достаточно сложно объяснить и следует провести дополнительные исследования по этому вопросу для выяснения причины упадка, поскольку версия об экономическом  упадке  довольно невразумительна.

  Культура  Древнего Египта дошла до нас  в основном  по  остаткам погребений  и храмов, а также найденных  там вещей. Благодаря именно  этим объектам ученые приоткрыли  завесу  времени  над некоторыми загадками Египта. Интересно то, что  в  переводе  с греческого Египет означает Загадка.

                          Заключение 

  В  результате проведенной работы  выявлено несколько  интересных  моментов относительно духовных  основ:

    1) высокоразвитые и сложные мировоззрения   существовали  до династическую эпоху и вероятно были  привнесены  народом  из Азии;

    2) дальнейшие их развитие привело  к появлению культа  Осириса  и замечательного памятника Книги  Мертвых, что  очень  помогло  исследователям при реструктуризации  общества египтян;

    3) в Книге Мертвых последних  версий  к  старому  прибавили новое и произошло смешение этих пластов, в ней также заметно постепенное смыкание культа Осириса с  двумя  другими: солярным монотеизмом и культом возобновляющихся сил природы;

    4) в Греко - римский период культ Осириса становится  базой для христианства, а Книга Мертвых используется чисто символически.

  Но  все эти выводы сделаны исследователями  после  тщательного изучения материальных объектов (предметов, сооружений) или  их остатков, относительно этой вещественной  стороны  тоже  можно отметить несколько важных моментов:

    1) повышение сложности погребений: от погребальных  сооружений в виде простых ям до грубых кирпичных сооружений в до династическую эпоху, тоже вероятно связано с  вторжением  народа из Азии;

    2) дальнейшее усложнение построек  для погребений приводит: а) к появлению замечательных пирамид в Гизе; б) к созданию специальных мастерских при дворце и храмах;

    3) после IV династии уровень погребальных  сооружений  падает, а уровень предметов из мастерских растет. (Эта дисгармония является весьма странной);

    4) в дальнейшем во  времена   нового  царства  гробницы  не строят, а вырубают в скалах, и в греко-римский период их  сооружение угасает полностью.

  Итак, в нескольких предложениях автор   отследил  развитие  и угасание двух сторон созданной египтянами  действительности  - загробного мира.

  Но  это вовсе не означает, что  изучать по этой теме в   Египте нечего, как раз наоборот Египет больше  таит  загадочного,  чем открытого.

  Например, морские корабли, неопределенный  возраст  Сфинкса, пустые Великие пирамиды и т.д.

  Автор  выражает надежду, что российская  наука не  будет  пренебрегать  в  третьем  тысячелетии   изучением  загадок  мировых древностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Библиография 

1. Бадж Е. А. Уоллис

    Египетская религия. Египетская  магия./ Пер. с англ. -  М.: Новый Акрополь, 1996. - 416 с. : ил.

2. Бадж  Е. А. Уоллис

    Путешествие Души в Царстве  Мертвых.(Египетская Книга  Мертвых). Издательство "Золотой век", М., 1997 - 448 с.

3. Бьювел Р. ,Джилберт Э.

   Секреты пирамид. Созвездие Ориона  и фараоны Египта.  -  М.: Вече, 1997. - 368 с.,ил. (Великие Тайны).

4. Грэм Хэнкок

    Следы богов. В поисках истоков  древних цивилизаций./  Пер. с англ. - М.: Вече, 1997. - 496 с., ил. (Великие тайны ).

5. Джейн Чизхолм,  Энн Миллард

   " Ранние цивилизации",  М.:  Росмэн., 1994. - 96 с., ил.

6. Коростовцев М.А.

    Религия древнего Египта, М.,1976

Информация о работе Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян