Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

задача автора осветить представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии. На основании выше приведенных литературы, данных раскопок и источников необходимо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
1. Духовные основы представлений о загробной жизни.
2. Материальное отражение этих представлений.

Содержание

Введение...................................................................................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире………………...3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых. .......................................................3
§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение……….………….7
§3. "Души" человека. ...................................................................................16
II Глава. Смерть и погребение. ...........................................................................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении
тела и души. .............................................................................................19
§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ………………….....22
§3. Эволюция погребальных сооружений. ................................................24
Заключение........................................................................................................... 31
Библиография....................................................................................................... 3

Работа содержит 1 файл

Копия СТАРое Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

  Тела  усопших не разрубались и на  смену  шкурам  и  циновкам пришли слои специальной материи, тщательно  обматываемой  вокруг тела; мертвых стали класть в саркофаги.  Подношения  стали делать в глиняной посуде, сделанной на гончарном круге. Появились новые виды оружия в гробницах.

  Установить  хроно рамки этого периода не удалось, из - за незнания его длительности.

  Местное  население отказалось от разрубания  и сжигания (ошпаривания) тел.  Иммигранты убедили аборигенов, в  том  что тело можно защитить с помощью магических имен, слов обрядов. Но наряду с наличием в Книге мертвых высоконравственных и высоко духовных верований существуют и полудикие идеи и понятия северо африканского происхождения.

  Таким  образом, можно предположить,  что  Книга  мертвых  использовалась до первой династии. Сначала количество молитв, гимнов было небольшим,  потом  их стало больше, их стали записывать, иногда субъективно, в зависимости от мнения писца.

  Согласно  папирусу Ну в котором приводится в двух версиях  64главы, самая первая Книга мертвых появилась во времена  I  династии - первая версия, и более длинная  версия  появилась  во времена IV династии.

  Первая  версия найдена в фундаменте  усыпальницы Хенну во времена Семити (или Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермополис, город Тота) на железной плите, привезенной с юга, которая была инкрустирована буквами из настоящего лазурита во времена правления Менкаура (IV династия).

  В  эпоху V и VI династии происходит  огромный скачок в  развитии  похоронных обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали огромные площади внутренних комнат, коридоров и прочих помещений  своих гробниц - пирамид, избранными текстами из самой ранней  дошедшей до нас версии Книги мертвых.

  В  нашем распоряжении 5 подборок текстов  из этой версии которая отражает представления жрецов школы Анну или  Гелиополиса поэтому получила название Гелиополисской версии.

  До XVIII династии новых версий создано  не было. В Фивах найдено огромное  количество папирусов с текстами  Книги  мертвых. Так как там процветал культ Амона Ра, то и влияние  на  тексты он оказал значительное. Поэтому название этой  версии  дали  в честь Фив – Фивская версия. Она была популярна вплоть до  XXI династии включительно. В этой версии получает широкое распространение изображение ярких и красочных виньеток. Писцы  совершенно не ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы  в этой версии имеют размеры : длиною от 15 до 90  футов,  ширина от 12 до 18 дюймов.

  С  XXII до XXVI династии - период  потрясений,  жречество  не смогло удержаться у власти, народ потерял к  нему  доверие.  В некоторый момент переписка Книги мертвых была полностью  прекращена.

  Во  времена XXVI династии храмы восстанавливаются,  тексты пытаются систематизировать  и дополнить (часто иностранными словами). В гробницы и саркофаги стали класть только самые  необходимые тексты, пропуская хвалебные гимны и обращения к богам.

  В  Греко - римский период  большую популярность  получает  "Книга дыхания", выражая суть всех представлений и верований людей относительно бессмертия и счастья души  усопшего  и  его мертвого тела, с этой точки зрения она не содержит  ни  одного

лишнего слова.

  В  римскую эпоху в могилы клали  небольшие свитки с  восхвалением  благодеяний усопшего.

  В первые века христианской эры знания  о древних версиях Книги мертвых продолжали существовать, поскольку  в  гробе  II века н.э. найдены копии текстов из пирамид в Саккаре. 

  Итак существовало 3 версии :

   1. Гелиополисская версия: а) использовалась во времена V  и VI династии и была найдена в виде иероглифических текстов, начертанных на стенах внутри помещений пирамид в Саккаре;  б)писалась упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.

   2. Фивская версия: а) писалась иероглифами на  папирусах и саркофагах в период с XVIII по XXII династии; б) писалась  иератическими символами на папирусах XXI и XXII династий.

   3. Саитская (Саисская) версия : писалась на папирусах, саркофагах и т.д., иероглифичекими, иератическими и демотическими символами во времена XXVI и последующих династий.  Именно эта версия была наиболее распространенным вариантом Книги мертвых в эпоху Птолемеев и может считаться ее последней версией.

  В  Греко - римский и римский периоды в захоронения клали  отрывок из последней версии, написанный на крошечном кусочке папируса.

  С  первой до последней копии  Книги мертвых в  ней   не  упоминается ни одного имени  автора или редактора какой бы то ни было части, за исключением царей Семти, Менкаура и Херута-тафа,

сына  Кхуфу.

  Некоторые  главы могут отнести отпечаток  культа города в котором переписаны. Вообще - то считалось, что Книга мертвых  написана богом Тотом - помощником Осириса.

  Копии  Книги мертвых и работы схожего  содержания клались  либо в  саркофаг умершего, либо в какое-то  место  главного  зала, гробницы или комнаты мумии в специально вырубленной нише.

  В  саркофаг клали произвольно, но  чаще его помещали между ногу усопшего чуть выше лодыжек или в районе  верхней  части  бедереще до пеленания мумии. В эпоху XXI династии стали  вкладывать в пустотелые деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся  вгробнице.

  Позднее,  когда папирусы стали меньше  их стали  вкладывать  в ниши постаментов этих фигурок. Постепенно  эти  фигурки  стали олицетворять кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера  -Азара, бога воскресения, соответствующие изменения вносились и в тексты. 

_ Содержание  Книги Мертвых 

  В  данной работе не преследуется  цель  досконально  осветить все разделы Книги Мертвых, автор считает необходимым  выделить только самое главное из этого  источника.  Под  самым  главным подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате  был тем испытанием за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.

  Глава  с изображением процедуры Суда  шла  обычно  после  двух первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету".  Она обязательно сопровождалась  виньеткой  с  изображением  Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца  и  большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший.Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во  всех:"Только  сердце  решит все!

  Египтяне  считали, что зал Суда это  вся ширь Небес, и на  Суде  обязательно присутствовало три  Совета богов, ведущее  положение  в иерархии погребального совета  занимал Осирис  как  его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших.

  Суд  над каждым усопшим в отдельности  проходил сразу же  после его  смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не  совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Согласно  его признанию, он:

  1. не  творил зла ;

  2. не  грабил ближнего своего;

  3. не  относился жестоко [ни к одному  человеку];

  4. не  занимался воровством;

  5. не  убивал ни мужчин, ни женщин;

  6. не  убавлял веса от бушеля;

  7. не  пользовался обманом;

  8. не  похищал  того, что принадлежит  богу;

  9. не  произносил лжи;

10. не  крал чужую пищу;

11. не  произносил дурных слов;

12. не  нападал со злым умыслом ни  на одного человека;

13. не  убивал  животных, [принадлежащих богу];

14. в  делах своих не  пользовался   обманом;

15. не  оставлял в запустении вспаханную  землю;

 16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не причинял  никому

страданий];

17. не  говорил дурного [ни про одного  человека];

18. никому  не позволял гневаться на себя  без повода;

19. ни  разу не обесчестил жены ближнего  своего;

20. ни  разу не согрешил против  чистоты;

21. никогда  не порождал страх [в других  людях];

22. не  нарушал [священных сроков и  времен];

23. не  был вспыльчивым  человеком;

24. никогда  не оставался глух к словам правды и истины;

25. никогда  не становился причиной раздоров;

26. [никого] ни  разу не заставил пролить  слезы;

27. не  совершал  греховных  поступков;

28. не  съедал сердца своего (т.е не выходил из себя и не впа-

дал в  гнев);

29. не  оскорбил [других людей] и не  относился к ним жестоко;

30. в  деяниях своих не прибегал  к насилию;

31. не  принимал необдуманных решений;

32. не  пытался отомстить богу;

34. никогда  не болтал сверх меры;

35. не  поносил и не оскорблял [царя];

36. не  осквернял воду;

37. не  произносил  заносчивых речей;

38. не  богохульствовал и не поносил  бога своего;

39. никогда  не вел себя дерзко;

40. никогда   не  сравнивал себя с другими;

41. не  умножал богатства  своего  нечестными  путями  и  брал

только  то, что [по праву] принадлежало мне;

42. не  порицал в мыслях своих бога  своего города.

  Это  признание относится к записям,  сделанным при  XVIII  династии  и показывает нравы того времени.

  Количество  богов тоже, как и признаний   в  праведности  был сорок два. Иногда усопший каждое из своих  оправданий  говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий.

  В  конце главы успешно прошедшему  испытание  давали  возможность  помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует  на  плитке  чистой  земли сцену Суда.

  Тех кто не прошел испытание бросали в пасть Аммат -  чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила.

  Но  даже успешно прошедшему испытание  грозила опасность  быть убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки".  На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.

  Следует,  также отметить, что львиную долю  текстов  занимают многочисленные имена богов, предметов и животных  с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним.  Существовали даже заклинания, чтобы пищу  на  ладье доставляли умершему боги. 

_ Значение  Книги Мертвых 

  Влияние  Книги Мертвых на жизнь египтян   оказалось  огромным, для знания текстов необходимо было умение  читать,  а  тексты, хотя бы маленькую часть должен  был  знать  каждый.  Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие  своей  красо той виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. 

         §3. "Души" человека 

  Одной  из важнейших составных частей  представлений о  загробной жизни египтян является вера в бессмертие души  и  тела,  о чем уже упоминалось ранее, эта вера зафиксирована  многократно зафиксирована в текстах и рисунках.

Информация о работе Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян