Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

задача автора осветить представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии. На основании выше приведенных литературы, данных раскопок и источников необходимо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
1. Духовные основы представлений о загробной жизни.
2. Материальное отражение этих представлений.

Содержание

Введение...................................................................................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире………………...3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых. .......................................................3
§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение……….………….7
§3. "Души" человека. ...................................................................................16
II Глава. Смерть и погребение. ...........................................................................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении
тела и души. .............................................................................................19
§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ………………….....22
§3. Эволюция погребальных сооружений. ................................................24
Заключение........................................................................................................... 31
Библиография....................................................................................................... 3

Работа содержит 1 файл

Копия СТАРое Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

  Автор  попытался максимально полно привести в этой работе информацию об этом элементе верований, связанном не только с религией, но и магией.

  Согласно  представлениям египтян человек  имел несколько душ (душа не  точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к  бессмертию, поэтому о каждой " душе" заботились, что  отражалось  в  погребальном обряде.

  Краткая  характеристика каждой "души":

  1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить  из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно  передвигаться и жить в любой его оболочке.

  Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье,  поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице  было  вдоволь  подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по  поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.

  2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором)она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в  некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или  Осири-сом на небесах. Ба приписывали способность свободно  переходить из материальной формы в духовную и обратно.

  3) Аб - сердце, было тесно связано с  душой и  считалось  источником, как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное  значение, ведьво время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке; здесь, однако сердце  рассматривается как центр духовной жизни человека и его мышления, а также  орган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".

  4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба  и  считалась не отьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось  подношениями и передвигалась где ей вздумается.

  5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по -  видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не  может  умереть  ни  при  каких  обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.

  6) Секхем - сила, бестелесное воплощение  жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов,  в текстах упоминается вместе с душой и духом.

  7) Рен - имя, ради сохранения  которого  египтяне  принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без имени человек и его душа исчезают.

  8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем  души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов исполняемых у могилы или в каком  либо  другом  месте, должным образом назначенными и  безукоризненно  знающими  свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.

  Все  ментальные и духовные атрибуты  физического тела  объединялись  в нем в новые силы совершенно  иного рода.

  Все  верования относительно этих  частей  духовного  и  материального  тел появились не одновременно,  т.к.  даже  египтяне иногда не понимали назначений некоторых из " душ " (судя  по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем  происхождении.

  Из  приведенного в этом параграфе  материала вытекает вывод   о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в тоже время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души  своих родственников, вознося им жертвы.

  Это  обуславливало столь трепетное  отношение к "душам" и  имени умершего.

  В данной главе автор рассмотрел духовную сторону представлений египтян о загробном существовании.  Теперь  же  необходимо ознакомиться с материальными  достижениями,  направленными  несчастливое существование египтянина в жизни после смерти. 
 
 
 
 
 
 

II Глава. Смерть  и погребение. 

         §1. Смерть и обряд погребения.

             Забота о сохранении тела и  души. 

  Египтянина  покинул Ба. Человек умер. Через 70  дней  его  из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом ( до XVII -  XVI  вв.  до  н.э. только фараонов отождествляли с Осирисом,  лишь  позже  любого египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и Анубис столько времени собирали части тела Осириса.

  Древние  египтяне, видя появление Сириуса через 70 дней  после его захода отождествляли со " слезой Исиды".

  Пока  что родственники облачались  в траурные одежды и оплакивали  его. Сын умершего " становился" Гором, а жена и сестра  -Исидой и Нефтидой.

  После  оплакивания мертвое тело на  погребальной ладье перевозили  на западный берег Нила в  Дом Золота - мастерскую  бальзамировщиков.

  Бальзамировщиков  было пятеро: Анубис - жрец в маске   шакала, ему помогали Хапи,  имеющий голову  павиана,  Дуамутеф  -имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и  Имеет  с человеческой головой.

  Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно становилось Саху - священной частью  необходимой для дальнейшего воскресения.  Затем  пара схит  (наемник для вскрывания  тел) вскрывал кремневым  ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. Затем боги извлекали внутренности и опускали их в  канопы (  священные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы  делались в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

  Закрыв  канопы, боги-бальзамировщики обрабатывали  тело  Саху снадобьями из трав и благовоний и  туго  пеленали  матерчатыми бинтами.

  Родные  и близкие умершего должны  были бдительно  проследить, чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за  пренебрежение к себе мог мстить им и их потомкам.

  Бедняка  клали в простой  деревянный  гроб,  написав  изнутри имена богов, которые воскресят умершего и проводят в  Дуат,  ана крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий всостоянии благости ), благой бог! Дай же этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!"

  Гроб  богача роскошно отделывался и украшался росписями.  Через 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Нила плачем и стонами, проходила к гробнице.  Гробницу  умерший обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высокую плату камнетесов, писцов, скульпторов и  художников,  которые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи покойного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что понадобится в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла,  папирусы со священными заклинаниями.

  У  входа в гробницу погребальную  процессию ждали боги  Дуата. Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали последний обряд - " отверзание уст"

  Этот  обряд символизировал и повторял  великое событие, некогда происшедшее  на Земле, - приход Гора к   мумии  Осириса.  Как тогда Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис  восстал  из мертвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы Барана.  В этом наконечнике находился Ба, так что  этот  обряд  возвращал умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате.

  Если  умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ритуалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали  в каменный саркофаг. У южной стены  погребальной  камеры  ставили  канопу изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной -  Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу  опечатывали печатью некрополя, заваливали камнями,з асыпали  щебенкой,  чтобы грабителям не было лазейки.

  А  если египтянин был бедным, то  его хоронили в простом деревянном  гробу или завернутым в циновку.  Место захоронения обычно располагалось  неподалеку от гробницы богача, т.к.  египтяне считали, что Ка - двойник бедняка сможет  питаться  жертвами приносимыми душе богача.

  Жизнь  в загробном мире зависела  от того, как человека  похоронят,  поэтому обряду погребения приписывалось  огромное значение, именно благодаря  этому наши современники могут   наблюдать в гробницах огромное количество вещей той далекой эпохи.

         §2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. 

  Поскольку  египтяне очень заботились о   сохранении  тела,  то было необходимо в погребальном процессе присутствие  бальзамировщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные  гробы и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления сарко-

фага.

  Для  нормальной жизни в загробном  мире  изготавливались  статуэтки рабов и животных (ушабти). Но для того чтобы эта жизнь вообще была, необходимо знать имена богов, предметов и  животных обитающих в Дуате.

  Для  того чтобы душа не забыла  их, на  стенах  гробниц  и   на стенках гроба и саркофага наносились  изображения ,  имена и заклинания для успешного существования души.( Сборник этой информации получил название "Книги мертвых", о чем говорилось  в первой главе).

  В  процессе сооружения гробниц  создавались коллективы  мастеров  при храмах или дворце ( например поселок в Дер-Эль -Меди-не на западном берегу Фив эпохи Нового царства,  там жило  60 мастеров с подмастерьями и учениками).

  Чаще  при храмах создавался коллектив  людей, которые  занимались  изготовлением  саркофагов,  "ушабти",  канопов  и других предметов погребального культа, но не строили гробницы.

  Египтянин  нанимал подобный  коллектив   или  покупал  готовую гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои  статуи. Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то  существовали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка- двойника и Саху священную мумию.

  Если  имя умершего помнил хоть  один  человек,  то  пойманных грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не  помнит, то к грабителям закон был снисходителен,  считалось,  что хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокровища живым.

  Следы  погребальной индустрии можно  было встретить  по  всему Древнему Египту,(она способствовала развитию строительных  навыков, медицинским знаниям), так как для  египтянина счастливая загробная жизнь это цель, а земная  -  подготовка  к  ней. Следовательно, на определенные предметы был повышенный  спрос, а где спрос там и предложение, именно благодаря этому  до  нас дошло огромное количество  замечательных  произведений  искусства той страны. 

         §3. Эволюция погребальных сооружений. 

  В  этом параграфе будет показана  эволюция погребений от простых  ям до гробниц эпохи Нового  царства.

  Как  уже было сказано, задолго до  появления  династий,  умерших  хоронили двумя способами: разрубив  на части, сложив руки и ноги вместе или не разрубленным телом,(обычно его клали  головой на юг на левый бок).

  Позднее  появляется  обычай  кремировать   разрубленные  тела. Следует отметить, что кладбища этих двух видов захоронений находятся на некотором расстоянии друг от друга и четко разделены. Это дает основание некоторым ученым, в  частности  Уоллису Баджу предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в долине Нила.

  Однако  у этих двух видов захоронений  много  общего:  во  - первых, хоронили умерших в долинах; во  -  вторых,  укладывали тела в направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих видов наблюдаются подношения; в - четвертых, использовались  ямы закрывающиеся сверху.

  Подношения  указывают на достаточно на достаточно  определенные представления о загробной жизни. В некоторых могилах обнаружены следы битума. Это указывает на  убеждение о том,  что жизнь человека после смерти во многом зависит  от  сохранности его тела. В могилах не обнаружено ни одной надписи, что свидетельствует о большом возрасте могил, так как египтяне династической эпохи помещали в могилы надписи, тексты.

  Вероятно,  необходимые заклинания  или магические   формулы произносил общинный жрец. На то что такие формулы существовали, указывают тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там указываются магические способы защиты от рептилий, ядовитых насекомых и опасных животных.

Информация о работе Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян