Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:56, реферат
задача автора осветить представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии. На основании выше приведенных литературы, данных раскопок и источников необходимо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
1. Духовные основы представлений о загробной жизни.
2. Материальное отражение этих представлений.
Введение...................................................................................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире………………...3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых. .......................................................3
§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение……….………….7
§3. "Души" человека. ...................................................................................16
II Глава. Смерть и погребение. ...........................................................................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении
тела и души. .............................................................................................19
§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ………………….....22
§3. Эволюция погребальных сооружений. ................................................24
Заключение........................................................................................................... 31
Библиография....................................................................................................... 3
Автор попытался максимально полно привести в этой работе информацию об этом элементе верований, связанном не только с религией, но и магией.
Согласно
представлениям египтян
Краткая характеристика каждой "души":
1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.
Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором)она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осири-сом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб
- сердце, было тесно связано с
душой и считалось
4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась не отьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось подношениями и передвигалась где ей вздумается.
5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по - видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без имени человек и его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.
Все
ментальные и духовные
Все
верования относительно этих
частей духовного и материального
тел появились не одновременно,
Из приведенного в этом параграфе материала вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в тоже время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы.
Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.
В данной
главе автор рассмотрел духовную сторону
представлений египтян о загробном существовании.
Теперь же необходимо ознакомиться
с материальными достижениями,
направленными несчастливое существование
египтянина в жизни после смерти.
II
Глава. Смерть
и погребение.
§1. Смерть и обряд погребения.
Забота о сохранении тела и
души.
Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через 70 дней его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом ( до XVII - XVI вв. до н.э. только фараонов отождествляли с Осирисом, лишь позже любого египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и Анубис столько времени собирали части тела Осириса.
Древние египтяне, видя появление Сириуса через 70 дней после его захода отождествляли со " слезой Исиды".
Пока
что родственники облачались
в траурные одежды и
После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перевозили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков.
Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец в маске шакала, ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф -имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой.
Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно становилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего воскресения. Затем пара схит (наемник для вскрывания тел) вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. Затем боги извлекали внутренности и опускали их в канопы ( священные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы делались в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.
Закрыв
канопы, боги-бальзамировщики
Родные и близкие умершего должны были бдительно проследить, чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за пренебрежение к себе мог мстить им и их потомкам.
Бедняка клали в простой деревянный гроб, написав изнутри имена богов, которые воскресят умершего и проводят в Дуат, ана крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий всостоянии благости ), благой бог! Дай же этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!"
Гроб богача роскошно отделывался и украшался росписями. Через 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Нила плачем и стонами, проходила к гробнице. Гробницу умерший обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высокую плату камнетесов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи покойного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что понадобится в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла, папирусы со священными заклинаниями.
У входа в гробницу погребальную процессию ждали боги Дуата. Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали последний обряд - " отверзание уст"
Этот
обряд символизировал и
Если умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ритуалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставили канопу изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу опечатывали печатью некрополя, заваливали камнями,з асыпали щебенкой, чтобы грабителям не было лазейки.
А
если египтянин был бедным, то
его хоронили в простом
Жизнь
в загробном мире зависела
от того, как человека похоронят,
поэтому обряду погребения
§2.
Погребальная индустрия.
Храмы. Мастерские.
Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзамировщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления сарко-
фага.
Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались статуэтки рабов и животных (ушабти). Но для того чтобы эта жизнь вообще была, необходимо знать имена богов, предметов и животных обитающих в Дуате.
Для того чтобы душа не забыла их, на стенах гробниц и на стенках гроба и саркофага наносились изображения , имена и заклинания для успешного существования души.( Сборник этой информации получил название "Книги мертвых", о чем говорилось в первой главе).
В процессе сооружения гробниц создавались коллективы мастеров при храмах или дворце ( например поселок в Дер-Эль -Меди-не на западном берегу Фив эпохи Нового царства, там жило 60 мастеров с подмастерьями и учениками).
Чаще
при храмах создавался
Египтянин нанимал подобный коллектив или покупал готовую гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои статуи. Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то существовали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка- двойника и Саху священную мумию.
Если имя умершего помнил хоть один человек, то пойманных грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не помнит, то к грабителям закон был снисходителен, считалось, что хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокровища живым.
Следы
погребальной индустрии можно
было встретить по всему Древнему
Египту,(она способствовала развитию строительных
навыков, медицинским знаниям), так как
для египтянина счастливая загробная
жизнь это цель, а земная - подготовка
к ней. Следовательно, на определенные
предметы был повышенный спрос, а где
спрос там и предложение, именно благодаря
этому до нас дошло огромное количество
замечательных произведений искусства
той страны.
§3.
Эволюция погребальных
сооружений.
В
этом параграфе будет показана
эволюция погребений от
Как
уже было сказано, задолго до
появления династий, умерших
хоронили двумя способами:
Позднее появляется обычай кремировать разрубленные тела. Следует отметить, что кладбища этих двух видов захоронений находятся на некотором расстоянии друг от друга и четко разделены. Это дает основание некоторым ученым, в частности Уоллису Баджу предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в долине Нила.
Однако у этих двух видов захоронений много общего: во - первых, хоронили умерших в долинах; во - вторых, укладывали тела в направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих видов наблюдаются подношения; в - четвертых, использовались ямы закрывающиеся сверху.
Подношения указывают на достаточно на достаточно определенные представления о загробной жизни. В некоторых могилах обнаружены следы битума. Это указывает на убеждение о том, что жизнь человека после смерти во многом зависит от сохранности его тела. В могилах не обнаружено ни одной надписи, что свидетельствует о большом возрасте могил, так как египтяне династической эпохи помещали в могилы надписи, тексты.
Вероятно, необходимые заклинания или магические формулы произносил общинный жрец. На то что такие формулы существовали, указывают тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там указываются магические способы защиты от рептилий, ядовитых насекомых и опасных животных.
Информация о работе Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян