Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:16, доклад
Культурология как относительно
самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно
недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.
Роль культурологической компетентности в мульти культурном мире
Культурология как
относительно
самостоятельная наука, как учебная дисциплина
появилась сравнительно
недавно, само понятие «культурология»
появилось в начале XIX века. Культурологией
называют науку о культуре, ее сущности,
закономерностях, взаимовлиянии национальных
культур, цивилизаций. Теория культуры
изучает сущность, закономерности развития
культуры, исследует процессы возникновений
и развития конкретных, существовавших
и существующих культур, цивилизаций.
По специфике своего предмета и методам
исследования, культурологию относят
к классу гуманитарных наук. Гуманитарные
науки (языкознание, психология и т.д.)
в сущности являются науками о культуре
в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение,
литературоведение, политические, юридические
науки изучают различные аспекты, стороны
культур, но не изучают культуры в целом,
что является собственным предметом культурологии
как науки.
Тесно связана культурология с историческими
науками, особенно в той ее части, которую
называют историей культуры. Культурология
опирается на данные исторических наук,
использует методы при изучении истории
культур. Вместе с тем культурология помогает
истории найти закономерности исторического
развития, понять сущность исторических
явлений.
Изучая современные культуры, цивилизации,
культурология как дисциплина отчасти
совпадает с такой дисциплиной как страноведение.
Как
и все науки, культурология имеет определенную
связь с философией, Философия разрабатывает
гносеологические предпосылки культурологии,
как и других наук. Философия разрабатывает
необходимые для осмысления культурологических
данных категории, исследует специфику
... Изучая современные культуры, цивилизации,
культурология как дисциплина отчасти
совпадает с такой дисциплиной как страноведение.
Как
и все науки, культурология имеет определенную
связь с философией, Философия разрабатывает
гносеологические предпосылки культурологии,
как и других наук. Философия разрабатывает
необходимые для осмысления культурологических
данных категории, исследует специфику
методов познания в
этой области, существует такая область
философского знания, как философия культуры.
В культурологии широко применяются методы
исторического познания. Цель исторического
познания - воссоздать в представлениях
историческую реальность, то есть составить
адекватные представления о том, что
происходило на самом деле в тот или иной
период в той или иной стране.
Задача познания «чужих культур» требует
использование методов «науки об истолковании»,
т.е. герменевтики. Чтобы адекватно понять
представителей разных культур, необходимо
попытаться взглянуть на мир их глазами,
попробовать избежать возможной в таком
случае «модернизации», приписывая им
ценности своей культуры, хотя каждая
культура в некотором смысле индивидуальна,
неповторима, поэтому полное понимание
представителей иных культур затруднительно.
Понимание культур различных наций не
самоцель, а средство для нахождения истинной,
общечеловеческой системы ценностей,
для решения современных актуальных проблем,
стоящих перед человечеством. В этом смысле
культурология связана с этикой, идеологией,
помогает выработке гуманной культурной
политики.
Исходя из этого,
цели социально-научного и гуманитарного
образования в техническом
— формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
— развитие способности
и интереса к творческой деятельности,
потребности в непрерывном
— становление нравственных, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.
Каким бы ни было
университетское образование (классическое
или техническое), может быть, самыми
важными его результатами являются
социализация и инкультурация, социокультурная
самоидентификация личности, то есть
самоопределение человека в со-циокультурном
пространстве, установление им своей
социальной (в том числе профессиональной)
Культурная компетентность личности
Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики
Какими бы высокими
словами мы ни пытались обозначить
задачи образования по трансляции знаний,
воспроизводству культуры, ее ценностей
и традиций, нам неизбежно придется
признать, что образование прежде
всего воспроизводит
Собственно, на
признании самоценности феномена социального
порядка как одной из определяющих
сторон культуры всякого сообщества
строится современное культурологическое
понимание места элиты в
Таким образом,
добровольно, за плату или под
угрозой репрессий
Сами культурные
тексты при этом могут относиться
к различным жанрам, будучи религиозными,
философскими, научными, художественными,
публицистическими. Одним из наиболее
эффективных комплексов такого рода
текстов, работающих на воспроизводство
актуального общественного
Следует заметить,
что в отличие от естественнонаучного
и технического знания, социокультурное
образование сконцентрировано нс столько
на объекте, предмете и технологии социальной
практики и познания, сколько на
ее субъекте - человеке. Оно исследует
мотивационные, социально-организационные,
регулятивные, информационно-коммуникативные
и инновативно-творческие аспекты,
а также интерпретативно-
Одним из важнейших
направлений повышения
Хотя содержание
общего образования формируется
из сочетания многих предметных областей,
на самом деле по совокупности речь
идет о комплексном обучении человека
самой тривиальной и
Это понятие
означает прежде всего ту условно
достаточную степень
В этом сложном феномене можно выделить по крайней мере четыре структурные составляющие:
- компетентность
по отношению к
- компетентность
по отношению к
- компетентность
по отношению к
- компетентность,
выраженная в уровне полноты
и свободы владения языками
социальной коммуникации - естественным
разговорным (устным и
Разумеется, существенную часть элементов такого рода культурной компетентности человек усваивает еще с детства и постоянно корректирует ее и ходе общения с окружением на протяжении всей жизни. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье Социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом в средней школе. вычитывает в художественной, философской и иной литературе, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т.п. По существу, почти все смысловое наполнение сказок и назидательных поучений для детей, содержание уроков истории, литературы и других гуманитарных предметов в школе, точно так же. как и основное содержание большинства религиозных учений и существенная часть философии, посвящены описанию поучительных примеров правильного и предпочтительного социального поведения и отношения к людям (это называется "добром") и неправильного, осуждаемого поведения (называемого "злом").
Совершенно очевидно,
что содержание образования и
черты выстраиваемой культурной
компетентности человека должны соответствовать
социокультурпому типу данного общества
и воспроизводить личность, более
или менее модальную для
Среди множества
оснований, выделяемых современной
наукой для построения исторических
культурных типологий, мне представляется
весьма эвристичпой классификация,
базирующаяся на типе социальной солидарности
{или консолидации} и соответствуючщх
ему основаниях социокультурной
идентичности челонека. характерных
для того или иного общества. Например,
кровно-родственная или
Информация о работе Роль культурологической компетентности в мульти культурном мире