Роль культурологической компетентности в мульти культурном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:16, доклад

Описание работы

Культурология как относительно
самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно
недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

Роль культурологической компетентности в мульти культурном мире.docx

— 28.91 Кб (Скачать)

Роль культурологической компетентности  в мульти культурном мире

Культурология как  относительно 
самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно  
недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций. 
По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.  
Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений. 
Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как  
и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику ... Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как  
и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в  
этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.  
В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что  
происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране. 
Задача познания «чужих культур» требует использование методов «науки об истолковании», т.е. герменевтики. Чтобы адекватно понять представителей разных культур, необходимо попытаться взглянуть на мир их глазами, попробовать избежать возможной в таком случае «модернизации», приписывая им ценности своей культуры, хотя каждая культура в некотором смысле индивидуальна, неповторима, поэтому полное понимание представителей иных культур затруднительно.  
Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики.
 
 
 
 

Исходя из этого, цели социально-научного и гуманитарного  образования в техническом университете могут быть сформулированы следующим  образом:

— формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

— развитие способности  и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

— становление  нравственных, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для  формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.

Каким бы ни было университетское образование (классическое или техническое), может быть, самыми важными его результатами являются социализация и инкультурация, социокультурная  самоидентификация личности, то есть самоопределение человека в со-циокультурном  пространстве, установление им своей  социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической, конфессиональной и т. п. идентичности. Эти процессы, безусловно, не

Культурная  компетентность личности

Культурная  компетентность личности: между проблемами образования и  национальной политики

Какими бы высокими словами мы ни пытались обозначить задачи образования по трансляции знаний, воспроизводству культуры, ее ценностей  и традиций, нам неизбежно придется признать, что образование прежде всего воспроизводит существующий общественный порядок, подготавливая  социализированных, компетентных и  по возможности лояльных участников коллективной жизни, соблюдающих нормы, правила и законы, принятые в данной стране. Разумеется, п разных сообществах  складываются разные критерии лояльности и социальной адекватности личности. Тем не менее трудно представить  себе настолько плюралистичную общественную систему, где бы действовали учебные  заведения, легально готовящие нарушителей  и ниспровергателей господствующих в данном государстве порядков. Как  бы образование ни было деидеологизированным, оно не может быть полностью изолированным  от решения задач социального  воспитания личности, более или менее  адаптированной к действующим нормам общественного порядка.

Собственно, на признании самоценности феномена социального  порядка как одной из определяющих сторон культуры всякого сообщества строится современное культурологическое понимание места элиты в системе  иных социальных страт. Элита -это группа, не только наиболее обеспеченная, образованная, утонченная, имеющая приоритетный доступ к комплексу социальных благ и  т.п., но главным образом выполняющая  функцию поддержания и воспроизводства  существующего общественного порядка  и связанной с ним системы  культурных норм, регулирующих поведение  и сознание людей. Хочу подчеркнуть, что эта элитарная функция  не только политическая, но в такой  же мере и культурная, хотя сама элита  нередко является лишь ее социальным заказчиком, а исполнителем - интеллигенция. С этой точки зрения показательно, что интеллигенция, будучи непосредственным производителем и транслятором культурных текстов, эталонных для данной общественной системы, сама и категорию политической элиты, как правило, не вписывается.

Таким образом, добровольно, за плату или под  угрозой репрессий интеллигенция  создает эталонные для данного  общественного порядка культурные тексты, мани-, фестирующие и систематизирующие  то, чтб он - порядок - хочет от людей. Разумеется, речь идет не о "грубых" пожеланиях власти, вводимых методами насилия, но о добровольной конвенции  между личностью и властью, обещающей  человеку безопасность, гарантированность  прав, расширение доступа к материальным и духовным благам как вознаграждение за политическую лояльность и социальную адекватность. Замечу, что подобная политика по отношению к согражданам  свойственна не одним лишь тоталитарным режимам, а любой сколь-либо вменяемой  власти (уровень вменяемости которой  как раз измеряется ее способностью сводить до минимума масштабы услуг  полиции, компенсируя это расширением  услуг интеллигенции и действенностью создаваемых ею культурных текстов).

Сами культурные тексты при этом могут относиться к различным жанрам, будучи религиозными, философскими, научными, художественными, публицистическими. Одним из наиболее эффективных комплексов такого рода текстов, работающих на воспроизводство  актуального общественного порядка, является содержание образования.

Следует заметить, что в отличие от естественнонаучного  и технического знания, социокультурное  образование сконцентрировано нс столько  на объекте, предмете и технологии социальной практики и познания, сколько на ее субъекте - человеке. Оно исследует  мотивационные, социально-организационные, регулятивные, информационно-коммуникативные  и инновативно-творческие аспекты, а также интерпретативно-оцсночные  критерии его деятельности, что в  целом аккумулируется в совокупном социальном опыте людей, составляющем основу их культуры.

Одним из важнейших  направлений повышения эффективности  при решении перс-численных задач  образования является его кулыпурологизация, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты как общего, так и специального образования, а также подготовка специалистов-культурологов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач.

Хотя содержание общего образования формируется  из сочетания многих предметных областей, на самом деле по совокупности речь идет о комплексном обучении человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей - профессии полноценного члена общества. Подобный комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентации может быть назван системой культурной компетентности личности.

Это понятие  означает прежде всего ту условно  достаточную степень социализированное™ и инкультурированности индивида в  обществе проживания, которая позволяет  ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю  сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности  человека и данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регулятивов  поведения, вербальных и невербальных языков комму-нпцирования, систему  общепринятых символов, мировоззренческих  оснований, идеологических и ценностных ориентации, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т.п. Культурная компетентность личности может быть охарактеризована и как  определенного рода утонченность параметров ее социальной адекватности среде проживания, и как идеальная форма проявления этой адекватности.

В этом сложном  феномене можно выделить по крайней  мере четыре структурные составляющие:

- компетентность  по отношению к институциональным  нормам социальной организации  - основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым  и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и  иерархиям; этот уровень компетентности  обеспечивается в основном специализированными  учебными дисциплинами общеобразовательного  цикла - экономикой, политологисй, правоведением,  обществоведением;

- компетентность  по отношению к конвенциональным  нормам социальной и культурной  регуляции - национальным и сословным  традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям  и оценочным критериям, нормам  этикета, обеспечивается в учебном  процессе в основном такими  дисциплинами, как история. философия,  социология, этнология, искусствознание,  этика, эстетика и др.;

- компетентность  по отношению к кратковременным,  но остроактуальным образцaм социальной  престижности — моде, имиджу, стилю,  символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим  течениям и пр.; обучение компетентности  такого рода, как правило, растворено  и элементах многих гуманитарных  дисциплин, но может быть обеспечено  и специальными факультативными  курсами: 

- компетентность, выраженная в уровне полноты  и свободы владения языками  социальной коммуникации - естественным  разговорным (устным и письменным). специальными языками и социальными  (профессиональными) жаргонами, языками  принятых в данном обществе  этикета и церемониала, политической, религиозной. социальной и этнографической  символикой, семантикой атрибутчки  престижности. социальной маркировки  и пр.; знания в этой области  учащимся дают прежде всего  дисциплины лингвофилологического  и исторического циклов.

Разумеется, существенную часть элементов такого рода культурной компетентности человек усваивает  еще с детства и постоянно  корректирует ее и ходе общения с  окружением на протяжении всей жизни. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье Социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом в средней школе. вычитывает в художественной, философской и иной литературе, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т.п. По существу, почти все смысловое наполнение сказок и назидательных поучений для детей, содержание уроков истории, литературы и других гуманитарных предметов в школе, точно так же. как и основное содержание большинства религиозных учений и существенная часть философии, посвящены описанию поучительных примеров правильного и предпочтительного социального поведения и отношения к людям (это называется "добром") и неправильного, осуждаемого поведения (называемого "злом").

Совершенно очевидно, что содержание образования и  черты выстраиваемой культурной компетентности человека должны соответствовать  социокультурпому типу данного общества и воспроизводить личность, более  или менее модальную для данного  типа. Причем одной из самых сложных  задач для системы образования  является не столько эффективность  методики и сложность организационных  форм собст-венно обучения, сколько  адекватное понимание наиболее сущностных типологических признаков и черт той культурно-ценностной системы, которая реально доминирует в  обществе, заказывается правящей элитой и должна реализовываться в социальной практике. Иначе говоря, проблема образования  не в методе обучения, а в той  культурной типологии, которую оно  должно воспроизводить.

Среди множества  оснований, выделяемых современной  наукой для построения исторических культурных типологий, мне представляется весьма эвристичпой классификация, базирующаяся на типе социальной солидарности {или консолидации} и соответствуючщх  ему основаниях социокультурной  идентичности челонека. характерных  для того или иного общества. Например, кровно-родственная или территориально-соседская  солидарность и идентичность в архаическую  эпоху, преимущественно сословные  и политико-религиозные принципы социальной консолидации и самоопределения  людей в доиндустриальных городских  цивилизациях, а для буржуазных индустриальных обществ наиболее характерна солидарность и идентичность, основанная на этнонациональных политико-экономических интересах. В конечном счете всякая устойчиво  воспроизводимая система общественного  порядка и есть тип социальной солидарности, реализуемый в данном обществе. Более того, среди прочих можно считать вполне корректным определение культуры в целом  как системы нормативных конвенций, обслуживаюищх тот или иной тип  социальной солидарности и социикультурной  идентичности людей. Разумеется, это  далеко не единственная возможная дефиниция  культуры; просто в данном случае речь идет именно об этой ее социальной функции.

Информация о работе Роль культурологической компетентности в мульти культурном мире